28 апреля 2014 в 18:14

Заслуженный деятель искусств России Анатолий Антонов: «Носитель культуры не книга, не памятник, а человек»

Фото: Владимира Чучадеева
Сегодня в областной филармонии состоится юбилейный концерт, посвященный 70-летию художественного руководителя, создателя и главного дирижера Русского оркестра народных инструментов Анатолия Антонова. «ВВ» одними из первых поздравили именинника с днем рождения.

- Анатолий Иванович, символично, что именно в Год культуры вы празднуете свой юбилей.
- Это же не я виноват (улыбается. - Прим. авт.). Может, и символично, что-то в этом совпадении есть. Не скажу, что это для меня праздник. Вот 50 лет - праздник, а 70 - это круглая дата. В таком возрасте человека уже сложно чем-либо удивить. Но моя профессия обязывает: удивляться нужно, иначе не будет движения вперед.
- Вы уже почти полвека в искусстве...
- Я очень осторожно отношусь к результатам своей творческой деятельности. Ведь написанная художником картина, созданное и впоследствии исполненное музыкальное произведение - все это не остается с нами, оно уходит, начинает жить своей отдельной жизнью. В этом есть элемент грусти.
- Значит, важен процесс?
- Да, каждый раз концерт получается не похожим на другие. Но ты продолжаешь совершенствоваться и никогда не бываешь доволен до конца, не имеешь права останавливаться на достигнутом. А в современном мире еще сложнее стало удивлять и удивляться.
- Вы много гастролируете. И это не только Европа, открытием становятся и ваши турне в Азию, Иран.
- Вы правы, мы открываем для себя новые страны, иную публику. В Иран мы ездили в рамках проекта Министерства культуры РФ. Дни культуры Ирана проходили у нас, а это был ответный визит. Ансамбль из Северной Осетии с нами вместе представлял концертную программу. Что интересно, наше представление об азиатских странах не совсем верное. Оказалось, что они больше знают о России, нежели мы о них.
- Вы имеете в виду нашу культуру, музыку, искусство?
- Не только. В Иране, например, просто бум на русский язык. На встречи с нашим оркестром приводили школьников, чтобы они поговорили с носителями русского языка. Они задавали много вопросов. И вовсе не про медведей и балалайки, про разное. Они с большой теплотой относятся к русским. Чему нам у них надо бы поучиться.
- И все же где вам больше нравится выступать: дома или за границей?
- Может, там какая-то эйфория наступает, во время гастролей, гостей ведь везде хорошо принимают. Но без ложного патриотизма скажу, что именно в России можно найти те восприятие, откровение, на которые способен только наш зритель. В других странах, конечно, не могут так критиковать, но и понимания такого, как в России, не встретишь.
- Зритель XXI века, который приходит или не приходит на концерты в филармонию, на ваш взгляд, он - другой?
- Я думаю, мы преувеличиваем в оценке того, что происходит сейчас в культуре, ворчим на молодое поколение... Зрители хорошие есть, мы работаем и в школах, и в училищах. Конечно, на концерты приходит в большинстве своем взрослая публика, но молодые лица в зале я вижу тоже. Только восприятие искусства все же упало.
- Именно в нулевые?
- Планка восприятия понизилась еще в начале 90-х годов. Мы начали строить общество потребления. А это не только одежда, еда, машина, отдых. Это и потребление искусства. И если человек платит за это деньги, то он должен получать от этого удовольствие. То, что мы делаем, - это удовольствие духовного плана, удовлетворение иное, открытие новых граней. Наша задача - расширить кругозор, мировоззрение. И в то же время мы не можем подниматься слишком высоко, говорить, что публика эту музыку не поймет. Тогда в зале никого не будет.
- И все же мы постепенно начинаем предпочитать телевизору живые концерты...
- Сейчас немного уже наелись. К сожалению, и государству было раньше не до этого. Мы только сегодня заговорили о культуре, пришло время, появились средства и возможности ее поддержать. Но единое культурное пространство разорвано, увы. Сейчас каждый на месте может решать, кого звать на концерт, кого нет. Нет центральной оси, единой программы. И это не очень хорошо. Тем более когда каждый на селе может принимать решения самостоятельно. Это субъективная оценка культуры. А у местной власти и без того хлопот много.
- СМИ любят поднимать тему о том, что культура падает...
- Культура не может упасть. Она такая, какая она есть сегодня. Потому что носитель культуры не книга, не памятник, а человек. Он и носитель культуры, и объект. Сам по себе памятник не несет никакой ценности. А культура всегда соответствует своему времени. Другое дело, что ограничения все же нужны. А то иногда на сцене поставят современного «Евгения Онегина», и не поймешь, кто там бегает в джинсах, то ли Онегин, то ли ковбой с Запада. И если ты не можешь поставить классику по-современному, не изменив при этом ни одной детали, не прибегнув к нецензурной лексике, может, тебе нечего сказать и это вовсе не твое дело?
- О чем будет юбилейный концерт?
- Я бы хотел, чтобы это был концерт не обо мне, а о том поколении, которое пережило страшные годы войны, о моих родителях, о моих сверстниках, детях войны. О людях, которых, может, уже нет в живых, но о них кто-то помнит и ждет. Мой папа погиб в 1945 году, 24 апреля. И мы не знаем, где и как это случилось. А я до сих пор его жду... В общем, мне бы хотелось, чтобы этот концерт стал откровением для всех. И чтобы никогда больше не доходило до вооруженных конфликтов, посмотрите, что сейчас в Европе происходит... Мир должен быть на земле, это самое главное.

Наша справка
Анатолий Иванович Антонов - заслуженный деятель искусств РФ, лауреат областной премии в области искусства, председатель Владимирского музыкального общества. Он является членом жюри различных музыкальных фестивалей и конкурсов, инициатором проведения региональных и всероссийских конкурсов, возглавляет Владимирское отделение международного благотворительного фонда «Новые имена». Творческая деятельность Анатолия Антонова неразрывно связана с Владимиром: он преподавал во Владимирской музыкальной школе, музыкальном училище, 6 лет был заместителем начальника управления культуры, пять лет возглавлял областной Театр кукол, а с 1987 года работает во Владимирской областной филармонии.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
4 минуты назад Компания «Транснефть–Верхняя Волга» подвела итоги работы в области эколого-аналитического контроля
АО «Транснефть–Верхняя Волга» подвело итоги работы в области эколого-аналитического контроля за первое полугодие 2024 года. Мониторинг состояния окружающей среды проводился в зонах функционирования всех производственных…
32 минуты назад Город Владимир претендует на статус культурной столицы 2026 года
В федеральном конкурсе пока участвуют 26 городов, но этот список может быть расширен, так как заявки принимаются до 26 августа. Стать культурной столицей может любой город, где постоянно проживают не менее 200 тысяч чело…