Одолеваемый неизлечимой болезнью, Валерий торопился написать книгу о Николае Андрианове - нашем земляке, четырехкратном олимпийском чемпионе. И зачем только он взвалил на себя эту непосильную ношу. Далекий от спорта человек вдруг вздумал рассказать о гимнасте, о котором уже и так все известно до мелочей.
- Попросил меня об этом один издатель, по-моему, хороший человек, не мог ему отказать. Даже ноутбук свой отдал, дескать, уж постарайся, набирай потихонечку текст…
А двадцать с лишним лет назад вот также попросили его редактировать газету «Владимирские ведомости» - орган тогдашнего областного Совета. В стране был полный хаос. Какой политики придерживаться? Какое русло избирать для своего издания? И редакторский почерк Валерия Уколова не подвел.
- Будем стараться писать правду, - говорил на летучках молодой редактор. - Чаще надо выезжать на места. Именно там бурлит жизнь. Там и все проблемы жизни.
Подшивки «Владимирских ведомостей» 90-х годов минувшего столетия сохранились. Что ни номер, то острая статья.
Прежде чем стать главным редактором «ВВ», Валерий прошел школу многотиражной газеты на владимирском электромоторном заводе. Всякий журналист знает, как это ценно для творческой практики.
Но главным ориентиром его повседневной жизни были книги. В восьмидесятые годы, когда практически невозможно было свободно купить интересное новое издание, Уколов почти всю свою зарплату тратил на книжные новинки. Без преувеличения, его домашняя библиотека в те годы считалась лучшей во Владимире.
Но в последние годы своей жизни Валера все чаще стал обращаться к религии. Стал постоянно приходить в храм, смиренно по нескольку часов стоять на службе. Поменялся и круг его чтения. При каждой встрече со мной он, извинившись, всегда говорил:
- Пушкина, Гоголя, Достоевского читать, наверное, обязательно надо, но я сейчас увлекся Шмелевым, перечитываю его православное «Лето Господне». Советую и тебе перечесть.
Эх, Валера! Как рано ты ушел из жизни! Коварная, неизлечимая болезнь безвременно свела тебя в могилу. Но в нашей памяти ты остался все тем же простым, искренним, честным человеком, который так любил всю классическую русскую литературу, стоял у истоков газеты «Владимирские ведомости» и много размышлял о «Лете Господнем» Ивана Шмелева.