29 апреля 2014 в 20:22

Главред «ВВ» Игорь Ефремов: «Лучшим редактором был святой Петр»

Главред РИГАУ «Газета «Владимирские ведомости» недавно признан лучшим редактором регионального СМИ за 2013 год в России. В этом интервью ‑ его мысли о журналистском ремесле.

- Почему это интервью вы отдали на аутсорсинг, а не поручили кому-то из журналистов «ВВ»?
- Они ж мои подчиненные. Могут постесняться задать своему шефу острые вопросы.
- В этом году «ВВ» традиционно получили несколько наград в конкурсе «Ответственность. Позиция. Признание». Газета вновь вошла в «Золотой фонд российской прессы». Вы ‑ лучший редактор года в РФ среди региональных СМИ. Коллеги поздравляли?
- Некоторые. Поздравлений было много, но от редакторов ‑ пара. Мы ревнивы к чужому успеху. А если и обнимаемся, то только для того, чтобы переломать друг другу ребра. Но у меня такая комплекция, что не всякий и обнимет.
- У вас есть враги?
- Такие, которые делали бы мою куклу-вуду и втыкали в нее иголки, вряд ли.
- «ВВ» как государственной газете легче побеждать, чем другим коллегам?
- Чем легче-то? Итоги «Редактора года» подводили профессионалы отрасли, они сидят в Москве. Им по барабану, государственные мы или нет. В номинации было 42 претендента на победу. Выиграл я. Есть объективные данные экономики издания за 2013 год. Есть динамика перепечаток наших публикаций на сайтах журналистского сообщества. Есть куча публикаций на тех же сайтах и в СМИ о проблемах цеха. Плюс «ВВ» вновь стали обладателем знака «Золотой фонд прессы». Он учрежден журналистским сообществом страны - это такой профессиональный «знак качества» для российских СМИ. Так что, считаю, все по делу.
Но до лучшего редактора и медиаменеджера всех времен и народов ‑ апостола Петра ‑ мне далеко. Лишь ему удалось раскрутить миллиарды людей на двухтысячелетнюю подписку об истории одного парня из Назарета. И сама история сделана по всем канонам жанра: завязка, чудеса, тайны, враги и друзья, любовь, предательство, кульминация, драма, страсть... И ‑ поддержка интереса, «продолжение следует, читайте в следующем номере новые подробности». И классное промо, и грамотный маркетинг...
…Что касается областных побед. В этом году мы взяли одну общую и пять персональных номинаций из 34. Практически каждая пятая награда наша. Тем более учитывая большое количество СМИ в регионе и их, в общем-то, высокое качество ‑ это неплохо. Но и не много. Я всегда ставлю максимальные задачи.
Побеждать нам не легче, чем другим. В чем-то и сложнее. У конкурсной комиссии всегда есть опаска дать «ВВ» «слишком много» наград, даже если они заслужены. Мол, иначе комиссию обвинят в необъективности. Есть соблазн перестраховаться и при прочих равных отдать победу другому. Если «ВВ» в чем-то побеждают - то это победа с двойным запасом прочности.
- Сложно ли руководить государственной газетой? Что надо делать, чтобы победить в престижных конкурсах?
- Надо расширенно трактовать устав РИГАУ. Наша уставная цель ‑ информирование населения о деятельности органов власти Владимирской области. И в принципе переписывание релизов и протирание штанов на многочисленных заседаниях и совещаниях соответствуют уставным целям. Этим можно было бы и ограничиться.
Но это скучно. Журналист работает ведь не для того, чтобы заметки писать, а чтобы менять жизнь к лучшему. И пепел Клааса никто не отменял.
Что касается руководства газетой. С одной стороны, если знаешь как, то ничего сложного нет. «ВВ» - это профессиональные сотрудники, четкий алгоритм действий. Но с другой - государственный статус накладывает ряд ограничений. Нет права на «желтизну». Нет права на некомпетентность ‑ ведь нас читают самые грамотные, профессионально состоявшиеся, социально активные владимирцы. Элита области. Люди, принимающие решения. Так что цена ошибки высока. Не хочется выглядеть дураками в их глазах. Людей, составляющих костяк нашей аудитории, по определению не очень много. Это штучные люди. Но для такой аудитории публикации в «ВВ» должны быть «твердой валютой». В нашем деле репутация ‑ самое важное. По большому счету, это наше уникальное конкурентное преимущество.
- Некоторые коллеги называют вас «рупором АВО», упрекают в том, что с полос не сходят истории о губернаторе. Как вы к этому относитесь?
- Любое СМИ ‑ это проект с конкретной целью. Каждый учредитель ставит ее перед своим СМИ. У одних это бизнес, получение прибыли. У других ‑ политика. У третьих СМИ - это страховка их основного бизнеса. Бывают и комбинации из этих целей.
Мы же ‑ государственная газета. У нас такие аксиомы.
Первая: губернатор ‑ главный ньюсмейкер региона. Каждое мероприятие с его участием ‑ важное событие для всех жителей области. Потому что именно губернатор определяет региональную повестку дня.
Вторая: АВО ‑ наш учредитель. Приоритет - освещению ее деятельности. Ее решения в конечном итоге отражаются на всех жителях.
Третья: губернатор - высшее должностное лицо области. Он реализует в регионе государственную политику страны.
А мы ‑ государственная газета. Кому ж все это дело освещать, как не «ВВ»?
Четвертая: закон запрещает учредителю вмешиваться в редакционную политику. У нас в области и буква, и дух этого закона соблюдаются. Ни Виноградов, ни Орлова ни разу не требовали на согласование завтрашних номеров. В этом смысле в области нет даже попыток цензуры в СМИ. Власти понимают: даже если мы напечатали что-то такое, что им неприятно читать, - это ведь часть общественного мнения. Его надо знать и учитывать в работе.
Нам могут высказать свое мнение или несогласие. Если ошиблись ‑ признаем. Если считаем, что правы, ‑ отстаиваем свою позицию на любом уровне. Но чтобы журналист был честным, надо, чтобы он твердо знал ‑ его искренность не повредит его карьере. Я своим говорю: пишите правдиво и объективно, критикуйте с опорой на мнения людей, документы и здравый смысл. Если будут проблемы, я возьму их на себя. Это моя работа.
- А чем еще занимается редактор?
- Стремится сделать лучше, чем сделано. Делает из 20-30 разных заметок единый номер. С любовью подписывает приходники и с ненавистью ‑ расходные платежки. Принимает несколько важных и десятки мелких решений в день. Ведет переговоры. Избавляет журналистов от ненужных иллюзий. Но главная работа редактора ‑ думать. В общем-то, деньги платят за это.
- Что это за иллюзии, от которых вы избавляете журналистов?
- Во-первых, журналист живет своими историями и героями, ошибочно считая, что и вся
аудитория СМИ живет тем же самым. Это не так. У людей куча собственных проблем. Во-вторых, у них нет времени вникать в чужие проблемы. А любой самый распрекрасный текст требует хорошей упаковки. Часть работы редактора как раз и состоит в том, чтобы акцентировать мысли текстов, делать тексты компактными, ясными, яркими, умными. Придавать им привлекательный вид. Найти им правильное место и время.
Любая газета обязана быть не только интересной, но и грамотно организованной. Чтобы привлечь внимание к статье, помимо яркой истории нужны хороший заголовок, четкий лид, классная фотка и правильная подпись к ней. Если это есть, люди будут читать статью. Если нет ‑ каким бы «гвоздем» ни был текст, его не заметят.
Невнимание к упаковке губит не только газеты. Именно оно погубило Советский Союз. Товары-то были качественные, а вот упаковка и маркетинг - на нуле. Так потребительский ревизионизм привел к политическому.
- Журналистика ‑ это искусство или ремесло?
- Ремесло. Лишь некоторые достигают вершин. Но ни один художник не может не владеть ремеслом. Секрет ‑ в умении взглянуть на историю с необычного ракурса. Например, есть новость о том, что некий бизнесмен убит во время прогулки со своей собакой. Ремесленник выяснит всю подноготную случившегося, докопается до тайных причин. Но только художник, сделав все то же самое, еще поинтересуется, а что же случилось с собакой.
- У вас есть внутренний цензор?
- Конечно. Я ведь российский гражданин, профессионал, понимающий меру ответственности. Есть табу. Например, я никогда не поставлю в номер текст, пусть даже блестящий, пусть даже за деньги, но который работает против моей страны, против интересов моих земляков.
- Что надо сделать, чтобы стать редактором областной газеты?
- У всех разные истории. Я начал так давно, что не только знаю, что такое строкомер, метранпаж и линотип, но и работал с ними. Начинал в многотиражке одного горно-обогатительного комбината. Первую неделю учил, чем отличается маркшейдер от альпенштока. «Гугла» не было. Ничего, научился...
По первому образованию я историк, выпускник Петрозаводского университета. В Мурманске после многотиражки прошел и районку, и областную газету. Закончил курс журналистики в университете города Кальмар в Швеции, потом получил диплом высшей школы журналистики в норвежском городе Буде по специальности «журналистское расследование». В 1998 году «эмигрировал» во Владимир. Был редактором в «Ковровских вестях», в «КП-Владимир», в «Призыве». Работал и в «белом доме», и на вольных хлебах...

БЛИЦ
- Что и кого вы любите?
- Своих родных. Всех собак и одного кота. Интересных собеседников. Свою работу. Яркие идеи, от кого бы они ни исходили. Умные книжки. Смешные анекдоты.
- Что и кого вы не любите?
- Когда что-то выпадает из-под моего контроля. Когда крысятничают, сплетничают, интригуют. Не люблю жлобов, которые хапают в три горла.
- Стакан наполовину полон или пуст?
- Полон. Если кажется, что пуст, ‑ его надо долить. Своим трудом.
- Самый частый вопрос, который вам задают?
- Профессиональный: «Не умрут ли газеты из-за Интернета?». Личный (от внучек): «Деда, гулять пойдем?»
- И ваши ответы?
- На первый вопрос: «Не знаю». На второй: «Одевайтесь!»

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 22:39 В Гусь-Хрустальном районе пожарные тушат крупное возгорание на пилораме
В деревне Лесниково Гусь-Хрустального района с вечера вторника, 16 декабря, горит пилорама. К 22 часам сотрудникам МЧС удалось локализовать возгорание на площади в полторы тысячи квадратных метров.
вчера в 19:50 Во Владимире на фасаде Центра пропаганды ИЗО оживут картины Валерия Кокурина
С 24 декабря по 11 января, ежедневно, с 16:30 до 19:30 на фасаде областного Центра пропаганды изобразительного искусства жителей и гостей города Владимира ждет свето-музыкальное шоу "Любовь моя - Россия". Оно посвящено в…

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.