4 июня 2014 в 19:28

Дизайнер Татьяна Гребнева: «Художнику тоже нужны аплодисменты»

Фото: Владимира Чучадеева
В нашем древнем городе у традиций декоративно-прикладного искусства есть своя берегиня - Татьяна Гребнева. В ее творческом багаже - десятки эскизов народного костюма для ведущих ансамблей «Русь» и «Росинка», изысканные гобелены, батик, украшения из кожи. Востребовано мастерство художника и в работе над дизайном ресторанов в русском стиле, а также реконструкции музейных комнат. В одной из таких - в сказочной галерее Дворца детского и юношеского творчества ‑ мы и встретились с Татьяной Вячеславовной.

В нашем древнем городе у традиций декоративно-прикладного искусства есть своя берегиня - Татьяна Гребнева. В ее творческом багаже - десятки эскизов народного костюма для ведущих ансамблей
«Русь» и «Росинка», изысканные гобелены, батик, украшения из кожи. Востребовано мастерство художника и в работе над дизайном ресторанов в русском стиле, а также реконструкции музейных комнат. В одной из таких - в сказочной галерее Дворца детского и юношеского творчества ‑ мы и встретились с Татьяной Вячеславовной.
- Татьяна Вячеславовна, вас трудно представить без нити, иголки в руках...
- Это верно. Но сейчас пришлось и кисть взять в руки. Я уже два года являюсь художественным руководителем проекта по реставрации и обновлению экспозиции галереи сказок. Около 30 лет назад сказочные комнаты в ДТЮ были расписаны Французовым, Ниловым, Яковлевым, Скуратовой. Когда я сюда пришла, видно было, что стены пострадали, нужна реставрация. Новое руководство Дворца решило реанимировать галерею, возможно, в будущем и статус музея получат. А пока я здесь и свет проектирую, и стены расписываю, даже линолеум приходилось кроить. Как дизайнер, я поработала достаточно серьезно. Мне этот проект очень интересен.
- К вам, наверное, сюда и студенты ходят на мастер-классы?
- Я ушла из вуза, не преподаю больше. Зато появилось время заниматься такими масштабными объектами, как Дворец. Но от студентов никуда не денешься. Они и тут помогают - проходят производственную практику, получая огромное удовольствие. Этот проект социальный, ни одного рубля из бюджета не вложено: грант,
деньги спонсоров. Студенты, правда, сейчас разбежались, сессия. Ну и ладно, должна уже моя авторская рука пройтись по стенам (улыбается. - Прим. авт.).
- Когда же вы находите время, чтобы одевать «Росинку» колледжа культуры, ансамбль «Русь»?
- Костюмы для «Росинки» у меня сейчас в мастерской. Я на месте не могу сидеть. Комиссия была в галерее сказок, я - сюда, надо помочь в мастерской - спешу обратно.
- Фигаро здесь, Фигаро там...
- Я привыкла так работать. Дистанцировалась от всех, но в то же время всем принадлежу, все контролирую. Меня не заставишь, например, сидеть в филармонии, потому что я там оформлена по трудовой. Если нет работы, я не буду сидеть на месте. Жизнь одна, и нужно многое успеть.
- И все же основная работа - с «Русью». Это подготовка и костюмов, и декораций к премьерным спектаклям.
- Раньше работы были грандиозные, масштабные, порядка 90 кв. метров задника сцены мы изготавливали вручную. Это еще при Фирсове было. Больше 10 лет я работаю с «Русью». Когда готовится премьера, и день и ночь, без сна и отдыха мы работаем. Например, для спектакля «Раз в Крещенский вечерок» я делала эскизы, искала, покупала ткань. Еще и к выезду в олимпийский Сочи готовились одновременно, нужно было одеть артистов, бутафорию подготовить.
- Не бывает обидно, что работа художника по костюмам остается в тени? Киноакадемики, например, давно бы уже «Оскар» присудили.
- Раньше вообще представляли только художественного руководителя и солистов. А сейчас дошло дело и до меня. Кстати, именно режиссер последних спектаклей «Руси» Владимир Миодушевский сказал, что меня нужно непременно представить. Это было приятно.
- «Солировать» можно на персональных выставках...
- В следующем году я буду отмечать свой юбилей, как раз персональной выставкой. Есть повод серьезно о себе заявить. Художники часто избегают таких моментов. Но те, кто вдумчиво и упорно работает всю жизнь, их заслужили. Художники, как артисты - им тоже нужны аплодисменты иногда. А еще нужна критика.
- На персональных выставках чаще встречаешь доброжелателей.
- Да, это больше праздник. Почему-то дружбы у художников с искусствоведами нет. Они редко бывают на выставках. А у меня такой характер, что нужно поспорить, острые темы зацепить, чтобы появилось раздражение, стремление. Мне чаще говорят, что я в привилегированном положении нахожусь, у меня конкурентов нет. А я понимаю, что именно в это время, в этой стране, в этом городе я востребована в первую очередь как художник по костюмам.
- Но вы действительно нарасхват - и как художник по костюмам, и как дизайнер, который может работать в русском стиле.
- Я уже давно поняла, что во многих местах нет конкуренции. На творческий форум приезжаешь и понимаешь, что достиг серьезного уровня. Я очень хороший технолог, лучшие вузы окончила. И у меня на самом деле много заказов сейчас. Эскизы костюмов делаю для ансамблей «Колокольчик», «Звоны», для хореографической школы. А ведь это нужно увидеть танец, услышать музыку, а потом весь город объехать в поисках материала.
- Как сделать, чтобы коллективы, с которыми работает один художник, остались непохожими друг на друга?
- Все равно есть разные уровни хореографии и мастерства, разный возраст. Я стараюсь сохранить для каждого творческое лицо. И не забываю про знак качества Татьяны Гребневой. Я ведь не швея-мотористка, я художник, который работает с удовольствием.
- Для себя успеваете что-то сшить?
- К себе тоже в очередь встаю. А вообще все выставочные экземпляры костюмов из льна, кожаных изделий - моего размера. Могу снять с манекена и носить. Тем более нужно проверить качество и износостойкость вещи. Могу ли я ее продавать другим?
- Авторские украшения делаете?
- Эту нишу я не стала занимать. Да и времени не хватает. Я все-таки с объемными вещами привыкла работать. Но они уникальны, в них энергетика и тепло рук мастера.
- Почему же у вас нет до сих пор сайта, магазина или ателье?
- Ко мне на выставках в Москве подходили и спрашивали, где можно найти работы. Говорили, что с Юдашкиным не сравнить, другими известными модельерами. Людям сегодня нужны натуральные ткани, живые, лен, кожа. Но я не хочу ничего выкладывать в Интернет - вдруг идеи украдут?
- А такое бывало?
- Да, наивные студенты пытались повторить, потом признавались, что ничего не получается.
- Вы занимаетесь и дизайном интерьера.
- Да, с «Русской деревней» я работаю. Резные двери по моим эскизам выполнены, шью шторы с уникальными рисунками, чехлы, занавес для торжественных мероприятий, абажуры даже были сделаны по моим эскизам. Сейчас сложно найти мастеров, которые работают в русском стиле.
- Значит, все же востребованы мастера народных промыслов?
- Мы ошибочно думаем, что на Родине не нужны. Это не так. Я бывала много раз за границей, на гастролях с ансамблем «Русь». Там тебе аплодируют, рады тебе, пока ты гость. Могу привести пример, который до сих пор у меня перед глазами. В Германии, на главной площади в Кельне, я увидела человека, сидевшего на корточках. Он был в телогрейке, руки все в краске: писал портрет Моцарта на брусчатке. И ему бросали монеты разного достоинства. А мне хотелось подойти к нему и сказать: «Брат, возвращайся домой, в Россию!» А он точно русский. Я уверена, это наша школа живописи! Так что сколько бы криков «Браво!» мы там не услышали, мы там только гости, дома мы нужнее.

Досье «ВВ»

Татьяна Вячеславовна Гребнева - художник декоративно-прикладного искусства (гобелен, батик, костюм). Родилась 22 августа 1965 года в Красноярске. Окончила Московское художественно-промышленное училище
им. М.И.Калинина, Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Член Союза художников России, имеет диплом Российской академии художеств (2005), в 2007 году стала лауреатом областной премии в области культуры, искусства и литературы.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
27 минут назад Власти города Владимира ответили на вопросы касательно общественного транспорта
Отказ от бумажных билетов, увеличение подвижного состава и усовершенствование графика движения. На брифинге 28 марта заместитель главы администрации города Глеб Серегин рассказал о мерах, которые принимают в мэрии для ул…
47 минут назад Аварийный дом в центре Владимира возьмет в аренду компания из Москвы
Дом № 15 на улице Гагарина во Владимире будет восстанавливать московская компания «УРАГАН ГРУПП». Она стала победителем торгов на заключение договора аренды здания, предложив наибольшую цену - 5 676 768 рублей 16 копеек…