4 июня 2014 в 19:28

Дизайнер Татьяна Гребнева: «Художнику тоже нужны аплодисменты»

Фото: Владимира Чучадеева
В нашем древнем городе у традиций декоративно-прикладного искусства есть своя берегиня - Татьяна Гребнева. В ее творческом багаже - десятки эскизов народного костюма для ведущих ансамблей «Русь» и «Росинка», изысканные гобелены, батик, украшения из кожи. Востребовано мастерство художника и в работе над дизайном ресторанов в русском стиле, а также реконструкции музейных комнат. В одной из таких - в сказочной галерее Дворца детского и юношеского творчества ‑ мы и встретились с Татьяной Вячеславовной.

В нашем древнем городе у традиций декоративно-прикладного искусства есть своя берегиня - Татьяна Гребнева. В ее творческом багаже - десятки эскизов народного костюма для ведущих ансамблей
«Русь» и «Росинка», изысканные гобелены, батик, украшения из кожи. Востребовано мастерство художника и в работе над дизайном ресторанов в русском стиле, а также реконструкции музейных комнат. В одной из таких - в сказочной галерее Дворца детского и юношеского творчества ‑ мы и встретились с Татьяной Вячеславовной.
- Татьяна Вячеславовна, вас трудно представить без нити, иголки в руках...
- Это верно. Но сейчас пришлось и кисть взять в руки. Я уже два года являюсь художественным руководителем проекта по реставрации и обновлению экспозиции галереи сказок. Около 30 лет назад сказочные комнаты в ДТЮ были расписаны Французовым, Ниловым, Яковлевым, Скуратовой. Когда я сюда пришла, видно было, что стены пострадали, нужна реставрация. Новое руководство Дворца решило реанимировать галерею, возможно, в будущем и статус музея получат. А пока я здесь и свет проектирую, и стены расписываю, даже линолеум приходилось кроить. Как дизайнер, я поработала достаточно серьезно. Мне этот проект очень интересен.
- К вам, наверное, сюда и студенты ходят на мастер-классы?
- Я ушла из вуза, не преподаю больше. Зато появилось время заниматься такими масштабными объектами, как Дворец. Но от студентов никуда не денешься. Они и тут помогают - проходят производственную практику, получая огромное удовольствие. Этот проект социальный, ни одного рубля из бюджета не вложено: грант,
деньги спонсоров. Студенты, правда, сейчас разбежались, сессия. Ну и ладно, должна уже моя авторская рука пройтись по стенам (улыбается. - Прим. авт.).
- Когда же вы находите время, чтобы одевать «Росинку» колледжа культуры, ансамбль «Русь»?
- Костюмы для «Росинки» у меня сейчас в мастерской. Я на месте не могу сидеть. Комиссия была в галерее сказок, я - сюда, надо помочь в мастерской - спешу обратно.
- Фигаро здесь, Фигаро там...
- Я привыкла так работать. Дистанцировалась от всех, но в то же время всем принадлежу, все контролирую. Меня не заставишь, например, сидеть в филармонии, потому что я там оформлена по трудовой. Если нет работы, я не буду сидеть на месте. Жизнь одна, и нужно многое успеть.
- И все же основная работа - с «Русью». Это подготовка и костюмов, и декораций к премьерным спектаклям.
- Раньше работы были грандиозные, масштабные, порядка 90 кв. метров задника сцены мы изготавливали вручную. Это еще при Фирсове было. Больше 10 лет я работаю с «Русью». Когда готовится премьера, и день и ночь, без сна и отдыха мы работаем. Например, для спектакля «Раз в Крещенский вечерок» я делала эскизы, искала, покупала ткань. Еще и к выезду в олимпийский Сочи готовились одновременно, нужно было одеть артистов, бутафорию подготовить.
- Не бывает обидно, что работа художника по костюмам остается в тени? Киноакадемики, например, давно бы уже «Оскар» присудили.
- Раньше вообще представляли только художественного руководителя и солистов. А сейчас дошло дело и до меня. Кстати, именно режиссер последних спектаклей «Руси» Владимир Миодушевский сказал, что меня нужно непременно представить. Это было приятно.
- «Солировать» можно на персональных выставках...
- В следующем году я буду отмечать свой юбилей, как раз персональной выставкой. Есть повод серьезно о себе заявить. Художники часто избегают таких моментов. Но те, кто вдумчиво и упорно работает всю жизнь, их заслужили. Художники, как артисты - им тоже нужны аплодисменты иногда. А еще нужна критика.
- На персональных выставках чаще встречаешь доброжелателей.
- Да, это больше праздник. Почему-то дружбы у художников с искусствоведами нет. Они редко бывают на выставках. А у меня такой характер, что нужно поспорить, острые темы зацепить, чтобы появилось раздражение, стремление. Мне чаще говорят, что я в привилегированном положении нахожусь, у меня конкурентов нет. А я понимаю, что именно в это время, в этой стране, в этом городе я востребована в первую очередь как художник по костюмам.
- Но вы действительно нарасхват - и как художник по костюмам, и как дизайнер, который может работать в русском стиле.
- Я уже давно поняла, что во многих местах нет конкуренции. На творческий форум приезжаешь и понимаешь, что достиг серьезного уровня. Я очень хороший технолог, лучшие вузы окончила. И у меня на самом деле много заказов сейчас. Эскизы костюмов делаю для ансамблей «Колокольчик», «Звоны», для хореографической школы. А ведь это нужно увидеть танец, услышать музыку, а потом весь город объехать в поисках материала.
- Как сделать, чтобы коллективы, с которыми работает один художник, остались непохожими друг на друга?
- Все равно есть разные уровни хореографии и мастерства, разный возраст. Я стараюсь сохранить для каждого творческое лицо. И не забываю про знак качества Татьяны Гребневой. Я ведь не швея-мотористка, я художник, который работает с удовольствием.
- Для себя успеваете что-то сшить?
- К себе тоже в очередь встаю. А вообще все выставочные экземпляры костюмов из льна, кожаных изделий - моего размера. Могу снять с манекена и носить. Тем более нужно проверить качество и износостойкость вещи. Могу ли я ее продавать другим?
- Авторские украшения делаете?
- Эту нишу я не стала занимать. Да и времени не хватает. Я все-таки с объемными вещами привыкла работать. Но они уникальны, в них энергетика и тепло рук мастера.
- Почему же у вас нет до сих пор сайта, магазина или ателье?
- Ко мне на выставках в Москве подходили и спрашивали, где можно найти работы. Говорили, что с Юдашкиным не сравнить, другими известными модельерами. Людям сегодня нужны натуральные ткани, живые, лен, кожа. Но я не хочу ничего выкладывать в Интернет - вдруг идеи украдут?
- А такое бывало?
- Да, наивные студенты пытались повторить, потом признавались, что ничего не получается.
- Вы занимаетесь и дизайном интерьера.
- Да, с «Русской деревней» я работаю. Резные двери по моим эскизам выполнены, шью шторы с уникальными рисунками, чехлы, занавес для торжественных мероприятий, абажуры даже были сделаны по моим эскизам. Сейчас сложно найти мастеров, которые работают в русском стиле.
- Значит, все же востребованы мастера народных промыслов?
- Мы ошибочно думаем, что на Родине не нужны. Это не так. Я бывала много раз за границей, на гастролях с ансамблем «Русь». Там тебе аплодируют, рады тебе, пока ты гость. Могу привести пример, который до сих пор у меня перед глазами. В Германии, на главной площади в Кельне, я увидела человека, сидевшего на корточках. Он был в телогрейке, руки все в краске: писал портрет Моцарта на брусчатке. И ему бросали монеты разного достоинства. А мне хотелось подойти к нему и сказать: «Брат, возвращайся домой, в Россию!» А он точно русский. Я уверена, это наша школа живописи! Так что сколько бы криков «Браво!» мы там не услышали, мы там только гости, дома мы нужнее.

Досье «ВВ»

Татьяна Вячеславовна Гребнева - художник декоративно-прикладного искусства (гобелен, батик, костюм). Родилась 22 августа 1965 года в Красноярске. Окончила Московское художественно-промышленное училище
им. М.И.Калинина, Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Член Союза художников России, имеет диплом Российской академии художеств (2005), в 2007 году стала лауреатом областной премии в области культуры, искусства и литературы.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
2 минуты назад Во Владимире завершился региональный этап конкурса «Директор года»
В нем участвовали 19 руководителей из городских и сельских школ. В нынешнем году он прошел в четвертый раз. Всего за это время его участниками стали 69 руководителей образовательных учреждений.
37 минут назад Во Владимире появилась официальная копия картины авангардистки Ольги Розановой
Владимирский Музей непридуманных историй заключил соглашение с Государственной Третьяковской галереей, благодаря чему теперь в его постоянной экспозиции выставляется качественная копия знаменитой картины Ольги Розановой…

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.