11 июня 2014 в 12:46

О милосердии и здравом смысле

Фото: автора
Истории одного приюта

Тиграша
Дворняга, названная так за полосатый окрас, облаивает всех, кто приближается к ее
вольеру. На первый взгляд кажется ‑ злобно. На самом деле ‑ нервно. Челюсть трясется от страха, потому что Тиграша чувствует себя перед людьми беззащитной. У нее задние лапы парализованы.
Год назад Тиграшу привезли в приют «Валента» с перебитой спиной. То ли под колеса автомобиля попала, то ли огрели ее чем-то ‑ определить причину травмы врачи не смогли. Зато прооперировали, выходили и... подарили инвалидную коляску! Смастерили ее, кстати, на пожертвования владимирцев, собранные через Интернет. И теперь Тиграша, как любой домашний пес, ходит гулять на поводке, читает «записки» в лопухах, радуется летнему солнцу. Правда, сторонится чужаков.
- Некоторые люди говорят, что таких животных надо усыплять, потому что им не хочется видеть собак-инвалидов, - рассказывает президент Центра животных «Валента» Валентина Сокова. - Но собака-то не понимает, что у нее физический дефект. Ей не надо добывать пищу, она же дома живет, а не в дикой природе. А бегать она прекрасно может даже на трех лапах...
Две собаки из «Валенты» с ампутированными лапами уже нашли своих новых хозяев.
Дэн
Огромный, прекрасного экстерьера кобель кане-корсо оказался в приюте в возрасте чуть больше года. Для собаки крупной породы - это ранняя юность. Подростка, по сути, привезли в клинику усыплять - за агрессивный нрав. А у него был просто переходный возраст, как у человеческих детей лет в 14.
В два месяца этот плюшевый бутуз был баловнем судьбы - один из лучших щенков в помете, с блестящими выставочными и племенными перспективами. Его продавали дорого. Попал он в богатый дом, где души в нем не чаяли. Несколько месяцев он был любимой игрушкой хозяев, которые подкармливали его из своей тарелки, играли по первому требованию и не обременяли дрессировкой. Пес сразу понял, кто в доме хозяин, и, едва повзрослев, принялся выполнять крепко усвоенную роль вожака.
Люди, к его удивлению, подчиняться не собирались. Тогда молодому лидеру размером с теленка пришлось показывать зубы. Вот тут семья и решила, что щеночка пора «воспитывать». Они слышали, что кобелю кане-корсо спускать ничего нельзя, и стали его бить. Дэн не сдавался, потому что физически он был сильнее всех членов своей «стаи». Но хозяева оказались хитрее и, поняв, что проигрывают войну, отправили собаку на смерть.
- Первое время мы кормили его с лопаты, - признается Сокова. - Он близко никого к себе не подпускал.
У ветеринаров не поднялась рука убить молодое, здоровое и очень красивое животное. Дэна кастрировали, стали с ним заниматься и за год привели в чувство. Теперь это приветливый социализированный красавец. А для желающих взять его себе впору объявлять конкурс.
Жучка
Она всю жизнь была вольной. Родилась в норе в заросшем овраге. Потом мама вывела ее с
братьями «в свет», научила находить еду на рыночной помойке и мышковать.
Искусство выпрашивать подачки сообразительная и миловидная Жучка освоила сама. В глаза заглянет, бровки домиком сведет, пару взмахов пушистым хвостом - и очередная милосердная старушка бросит ей косточку из супового набора. Или куриное крылышко. Хлеб Жучка из уважения брала, но не ела - не любила.
Во второе свое лето она произвела на свет четверых прекрасных щенков. Гнездо устроила рядом с рынком, на теплотрассе. Однажды, когда Жучка отлучилась на кормежку, окрестная ребятня обнаружила едва открывших глазки детенышей. Ужас обуял молодую мамашу, когда она, возвращаясь в логово, увидела, как уносят ее малышей... Добрейшей души собака с громким лаем и страшным оскалом кинулась на детей. Щенков отбила.
Но на следующий день за ней приехали. Она помнит укол дротика, тщетные попытки защитить потомство, непреодолимое желание спать...
Очнулась в приюте вместе со всем своим выводком. Теперь у нее здесь собственная «квартира». Корм не надо добывать ‑ накладывают в миску по часам. Дети выросли. Швы на животе зажили. Забот никаких. Дремлет Жучка целыми днями в компании сотни таких же дворняг и скучает по вольной жизни.
- А таким животным не место в приюте, - говорит Валентина Сокова. - Их после вакцинации и стерилизации надо возвращать в места обитания. Собаки - это барьер между дикой природой и городом. Если мы изымаем собак, в город придут лисы ‑ у нас лесополосы недалеко. Вдобавок задохнемся от черной птицы. А если мы уберем кошек, то задохнемся от крыс.
2 миллиона ‑ на ветер
...Еще два года назад Сокова предложила мэрии свою программу по возвращению стерилизованных животных в городскую среду. Но власти пока выделяют деньги только на отлов и содержание животных в приютах в течение 12 дней. Далее, по мысли чиновников, бродяжки должны расходиться «в добрые руки». Но на деле этого не происходит, ведь собаку, выросшую на улице, почти нереально адаптировать к жизни в квартире. Поэтому бывшие бездомные животные остаются жить в приютах, которые очень быстро переполняются.
По подсчетам Валентины Соковой, город выбрасывает на ветер более 2 миллионов рублей в год. Действующая стратегия мэрии проблемы с безнадзорными собаками в городе не решает. На искусственное сокращение численности популяция отвечает демографическим взрывом. Вот если бы стерилизованные собаки возвращались на прежнее место, они на свою территорию больше никого не пускали бы, но и сами не размножались.
- То, что собак перестали стрелять на улицах, - это уже большое достижение, - говорит Валентина Сокова, - но бюджетные деньги можно потратить с большей пользой.
На главный аргумент противников предложенной Соковой программы, что, мол, стерилизация не лишает собак зубов, у хозяйки приюта есть убедительный ответ: злая собака на улице не выживет! Ей жизненно необходимо ладить с людьми.
- Конечно, выпускать можно только неагрессивных животных, - говорит Сокова. - Стаи надо разбивать, собак разводить в разные места, сук стерилизовать, и не будет проблем с покусами. Если собака напала на человека, она должна быть изъята из города. Как бы я ни любила животных, но человек - на первом месте. Нельзя, чтобы люди боялись ходить, носили с собой палки. Такого быть не должно.
Два года назад «Валента» выиграла муниципальный грант, на который закупила все необходимое оборудование для реализации своего предложения. Правда, муниципального задания не получила. И теперь приют стерилизует, вакцинирует и маркирует животных на собственные средства и пожертвования горожан, вновь и вновь призывая власти принять более правильную для общества стратегию обращения с животными, а бюджетные
деньги расходовать с пользой. Той же Жучке в «Валенте» уже поставили желтую бирку на ухо. Скоро она вернется к привычной для себя жизни.
Кстати, с кошками программа стерилизации реализуется уже несколько лет, и она себя оправдала. Если раньше в это время в приюте «сидело» до 70 котят, то теперь ‑ всего десяток. И все они обязательно найдут хозяев. С кошками проще. Они живут ближе к людям, и отлавливают их горожане без помощи муниципалитета, сами приносят в клинику, скидываются двором на операцию, а после передержки забирают подвальных кошек. Люди поняли, зачем это нужно - и действуют. С собаками «голыми руками» проделать то же самое не получается.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…