По андроповскому призыву
Была в истории области такая «эпоха Пономаревых», когда при «первом» Пономареве областное КГБ возглавлял другой Пономарев.
Сегодня Виталий Андреевич - уважаемый ветеран органов госбезопасности, автор интересных воспоминаний, умудренный опытом человек. Он живет в Москве, где служба его завершилась в начале 90-х годов должностью заместителя председателя КГБ, начальника кадрового управления.
Виталий Андреевич приезжал во Владимир накануне 100-летия Юрия Андропова, много лет возглавлявшего КГБ, а в конце своей жизни ‑ и всю нашу страну. Дело в том, что Виталий Пономарев пришел в госбезопасность как раз при Андропове - и благодаря кадровой политике Андропова.
В 1970 году Виталий Пономарев - тогда первый секретарь райкома в родной Кировской области - был направлен на двухгодичные курсы подготовки руководящего состава при Высшей командной школе КГБ имени Дзержинского. А первым его местом назначения после курсов и стала Владимирская область. Идея пополнить руководящий состав КГБ управленцами «не из системы» принадлежала Юрию Андропову.
- Он считал, что мы, партийные работники с мест, лучше знаем народ, его реальную жизнь, - говорит Виталий Пономарев.
Вместе с однофамильцем
- Во Владимире я быстро получил квартиру, - вспоминает Виталий Пономарев, - и вся моя семья собралась под одной крышей. Владимирскую землю считаю своей второй малой родиной. До сих пор с благодарностью вспоминаю свою службу здесь.
Виталию Пономареву сразу показалось очень примечательным, что первым секретарем обкома КПСС был его однофамилец. Двум Пономаревым, Виталию Андреевичу и Михаилу Александровичу, часто приходилось общаться и по долгу службы, и в быту. Особенно когда Виталий Пономарев стал начальником управления КГБ и членом бюро обкома.
- Михаил Александрович пользовался большим авторитетом у коммунистов, населения области, да и в ЦК КПСС, - вспоминает Виталий Андреевич. ‑ Его отличали богатый опыт, эрудиция, оригинальность мышления, организаторские способности, стиль работы, чуткость, внимательность к людям и, бесспорно, умение подбирать руководящие кадры, глубокое знание специфики области. Все это ставило Михаила Александровича на голову выше других руководителей. Мне все в нем импонировало, и многому я у него учился.
Сложная оперативная обстановка
По словам Виталия Пономарева, руководство КГБ в 70-е годы считало оперативную обстановку в нашей области сложной. Сложности создавали многочисленные объекты военной промышленности, каждый из которых «курировали» сотрудники КГБ. При этом именно на 70-е годы пришелся туристический бум, сформировались турпотоки, в том числе и иностранные, по «Золотому кольцу». И хотя многие города области были полностью закрыты для въезда иностранцев, сотрудники КГБ внимательно приглядывали за иностранными гостями и в Суздале, и во Владимире.
Пономарев рассказал как минимум об одном крупном резиденте иностранной разведки, которого удалось вычислить в годы его работы во Владимирской области. За это начальника управления КГБ серьезно поощрили. Кое о каких операциях нельзя рассказывать и до сих пор...
КГБ во Владимирской области не только пресекал попытки шпионажа, но и в целом контролировал безопасность и стабильную работу на всех крупных промышленных предприятиях. Велась т.н. «предупредительно-профилактическая деятельность». И, по уверению Виталия Пономарева, не зря:
- Были попытки проникновения на военные и народнохозяйственные объекты, отдельные случаи нарушения технологии производства продукции, в том числе вооружения. Но должен заметить, что серьезных срывов срока выпуска, а также поставок некачественного вооружения за время моей работы не было.
Но если проблемы возникали, КГБ реагировало усиленно. В своих мемуарах Виталий Андреевич приводит некоторые факты. Однажды с завода им. Дегтярева в войска было поставлено одно специзделие в некачественном состоянии. Факт разбирался серьезно. Выяснилось: один из рабочих сознательно нарушил технологию производства, испытывая личную неприязнь к мастеру.
- Совместно с руководством завода мы решили не возбуждать уголовного дела, а рабочего просто уволили.
Еще один «неприятный случай» был при Пономареве и на оборонном предприятии в Муроме. В цехе, выпускавшем взрывоопасные изделия, во время работы стали происходить взрывы, которые приводили к человеческим жертвам.
- Мы подняли тревогу, - вспоминает Виталий Андреевич. - Информировали партийные и советские органы Мурома и области. Просили 2-е Главное управление КГБ и соответствующие министерства о создании компетентной комиссии. В результате выявились нарушения в технологическом процессе. В скором времени они были устранены.
А до этого руководство профильного министерства, не желая вникать в причины, только наказывало заводчан и лишало их премий.
Люди-«легенды»
Виталия Андреевича поразил тогда своей работоспособностью легендарный министр обороны СССР Дмитрий Устинов, который часто бывал во Владимирской области на заводах ВПК. Начальник УКГБ Пономарев лично находился при министре. Работал Устинов по 17-18 часов, на сон ему хватало четырех часов. Под этот темп приходилось подстраиваться и всей его команде.
Однажды в Коврове в 4 или 5 часов утра, во время прогулки у гостевого домика ЗиДа, министр Устинов вдруг сказал Пономареву: «Слушай, а где твое областное руководство?» Пономарев ответил: мол, руководители поехали отдыхать во Владимир, обещали прибыть часам к 8 утра. А Устинов и говорит: «Позвони им и скажи, что хватит спать! Пусть быстрее приезжают, поедем трудиться!»
Виталий Пономарев пошел выполнять: по телефону будить и своего однофамильца, первого секретаря Пономарева, и председателя облисполкома Тихона Сушкова. Хотя знал, что такие «предложения» не всегда воспринимались радостно, особенно со стороны Сушкова.
Запомнились Виталию Пономареву и встречи на Владимирской земле с зарубежными друзьями СССР. Например, с легендарным руководителем Штази из ГДР Маркусом Вольфом. Правда, Вольф, «заноза НАТО», у нас не разведкой занимался, а посещал с женой Суздаль, нашу главную фишку для почетных гостей.
Новое здание вместо монастыря
Как известно, управление КГБ находилось в те времена в Богородице-Рождественском монастыре. Но уже в 70-е многие понимали: памятник истории, где когда-то покоился Александр Невский, для органов не совсем подходящее место.
Тот же Тихон Сушков прямо так и говорил начальнику УКГБ Пономареву:
- Ну и когда ты собираешься из монастыря переезжать?
Виталий Пономарев и сам понимал - пора. Впервые за 60 лет советской власти при активной поддержке и помощи областного руководства он добился строительства нового здания для управления КГБ. Того самого «серого дома» на Октябрьском проспекте, где и теперь размещается управление ФСБ.
В 1981 году Юрий Андропов, убедившись в профессионализме Виталия Пономарева, направил его из Владимира руководителем КГБ в Северную Осетию. А там уже тогда назревала «горячая точка» межнационального конфликта, которую пришлось остужать Виталию Пономареву. Остудил на время. И с 1984 года он работал уже в центральном аппарате КГБ.
Но Владимирскую область Пономарев по-прежнему считает второй малой родиной.
Досье «ВВ»
Виталий Андреевич Пономарев родился в 1932 году в Кировской области. По первому образованию и первому месту работы был ветеринарным врачом. В начале
60-х с должности главного ветврача района перешел на партийную работу. Еще через 10 лет по тому самому «андроповскому призыву» пришел в КГБ. А еще через 10 лет бывший ветврач уже был генералом, которому доверяли самые сложные задания. Генеральское звание Виталий Пономарев получил, работая во Владимирской области.