9 июля 2014 в 19:28

Многогранкин

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Начальник Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Владимирской области Евгений Иванович Гранкин - фееричный рассказчик. А его жизнеописание ‑ это увлекательный роман-эпопея. Он играл в футбол с Виктором Понедельником, участвовал в программе «Союз-Аполлон», в советские времена устроил храм в Ленинской комнате, дежурил у «ядерной» кнопки, получил орден за военные заслуги.

Нападающий
С таким упорством и целеустремленностью Евгений Гранкин наверняка попал бы в сборную СССР по футболу. Но, выбирая между спортивной и военной карьерами, он остановился на армии. Тем не менее футбольная страница его биографии весьма примечательна.
Здоровым телом и крепким духом Евгений Иванович, по всей видимости, обязан сельской школе в орловской глубинке, куда из его родного поселка Утренняя Заря приходилось добираться за пять километров: летом - на велосипеде, зимой - на лыжах, в распутицу - пешком. Он мечтал стать моряком и потому начал заниматься спортом: легкой атлетикой, играми. Но в училище не попал - приехал в Ростов, когда прием документов уже закончился. Пришлось идти работать на «Ростсельмаш» и одновременно учиться в ПТУ на автослесаря. Зато Гранкина взяли в заводскую футбольную команду.
- Я был предан футболу! Когда тренировки заканчивались, я продолжал отрабатывать удар у стенки. Тренер говорил мне: «Орловский, не смотри на этих патлатых. Из тебя выйдет толк!»
Нападающий Гранкин из команды юношей попал во вторую команду «Ростсельмаш», потом - в первую. Несколько матчей сыграл даже за команду профессионалов ‑ в Ростове давние и крепкие футбольные традиции.
- Мне посчастливилось выходить на поле против Виктора Понедельника! Он в 1960 году был чемпионом Европы. В 1973 году я против него играл. В том же году должен был призываться в армию. Но мне как перспективному спортсмену дали отсрочку. И вот я на Новый год приехал в родную деревню. А тогда девушки даже не смотрели на тех, кто в армии не служил. Отсрочка в их глазах означала, что парень больной... Я вернулся в Ростов и сказал тренеру, что ухожу в армию. Меня пообещали забрать в спорт-роту. Но обманули...
Однако и в строю Гранкин тренировок не оставил. Свидетельство тому ‑ целая папка дипломов за победы в соревнованиях по кроссу, лыжам, легкой атлетике. Вся часть, рассказывает, собиралась смотреть на его матчи с московским футболистом Михаилом Мироновым. Играли на лимонад - один на один два тайма по 15 минут.
- Я не оставил мечты стать футболистом и еще в армии поступил в Ростовское училище на военно-политический факультет. И вернулся в спорт. Но в 1978 году образовалось отдельное военно-политическое училище в Риге, и наш факультет туда переехал. Передо мной встала дилемма: оставаться в дубле СКА Ростова (а команда играла в высшей лиге) и бросать службу или уезжать в Ригу. У меня был серьезный разговор со старшей сестрой и тетей. Тетя сказала: «Футбол это хорошо, но жизнь в спорте короткая». Душа к футболу лежала, но я уехал в Ригу. Там меня сразу пригласили в «Даугаву», она в первой лиге играла. Но я выбрал учебу, а играл за ВЭФ на первенстве республики.
Гранкин - мастер спорта по офицерскому многоборью, чемпион ПрибВО по кроссу, легкоатлет-перворазрядник, обладатель первого разряда по лыжам и футболу.
«Союз-Аполлон»
Срочную службу Евгений Гранкин проходил на Байконуре с 1974 по 1976 год.
- Мы работали - сейчас это уже не секрет - на пуске ракет. За полтора часа ракета облетает вокруг Земли. Мы вели ее 10 минут, потом передавали другой станции, которая находилась на корабле где-то в океане, она ‑ следующей и т.д. А вся информация стекалась в Подмосковье. Это называлось «внешнетраекторные и телеметрические измерения». Проще говоря, мы вели ракеты и спутники. А в 1975 году мы сопровождали историческую экспедицию «Союз-Аполлон». О, это такое дело! Такой дух! Конец холодной войны. Политика. У меня есть даже грамота Брежнева, уже пожелтевшая, под стеклом хранится. Лично генеральный секретарь ЦК КПСС объявил нам благодарность.
Жаль, на нашу площадку экипаж того «Союза» не приезжал. Но у меня в военном билете девять космонавтов, начиная с Николаева и Терешковой, расписались. Мы просили у них автографы на КПП. А Николаев вручал мне почетную грамоту ЦК ВЛКСМ как победителю соцсоревнования. Но тот драгоценный военный билет у меня изъяли, когда я закончил военно-политическое училище в Риге. Жалко невозможно!
Храм в Ленинской комнате
Карьерист, как он сам признается, Гранкин еще во время срочной службы начал двигаться по политической линии. Срочную закончил старшиной, вступил в партию. В училище выбрал военно-политический факультет. Затем поступил в Военно-политическую академию имени Ленина. Служил замполитом в ракетных войсках: начиная с отдельного батальона боевого обеспечения в Бологом и заканчивая штабом 27-й Ракетной армии во Владимире. Однако самой памятной оказалась служба в Козельске.
- Трудное время было: 1990-е годы. Распад СССР. Образовывались другие государства. Тогда много национальностей служило: около 46. Узбеки, таджики, грузины, азербайджанцы побежали по домам. Мы их ловили, заставляли служить - ведь они принимали присягу. Договоров с новыми государствами не было. Постепенно мы стабилизировали обстановку. Кстати, два моих воспитанника ‑ генералы украинской армии, уже на пенсии.
Однако прославился Гранкин как создатель первого в советских Вооруженных силах православного подразделения.
- Рядом с Козельском знаменитая Оптина пустынь. В то время, вы знаете, процветал атеизм. Но я уже тогда понимал, что нужно предоставить верующим солдатам возможность реализации своих религиозных убеждений. Наладил с монастырем хорошие отношения. Сделал у себя православное подразделение (27 человек) на базе части тылового обеспечения. Ленинскую комнату разгородил надвое. Поставил там иконы и другую церковную утварь, которую нам передали из Оптиной пустыни. Я солдатам разрешал на полчаса вставать раньше и ложиться позже, чтобы они могли молиться. В 1996 году, когда я был заместителем командира дивизии по воспитательной работе, приехал патриарх Алексий II, освятил эту комнату. Он зашел и сказал: «Евгений Иванович, это ‑ храм!» С тех же времен я знаком с нашим митрополитом Евлогием.
Православное подразделение, созданное Гранкиным, было гордостью дивизии. Его демонстрировали иностранцам.
- Однажды работали с американцами по программе «Тень». Обмен военными специалистами. И вот приехал к нам американский бригадный генерал. Смотрит: в казарме на посту стоит солдат. Генерал спросил что-то, а тот ему как начал по-английски отвечать!.. Паренек был из Калужской духовной семинарии. Американец удивился: «И все у вас такие?» «Так точно, все такие!» - говорю. Вышколенные, высокие, мужественные. Нужно было показать мощь и значение РВСН...
От ракет до памятников
Завершил военную карьеру Евгений Иванович в 2008 году в должности замкомандующего 27-й ракетной армией во Владимире в звании полковника. Прослужив в Вооруженных силах 35 лет, награжден 30 медалями и орденом «За военные заслуги».
- До 2008 года наша 27-я армия была лучшей в России по воспитательной работе и воинской дисциплине. Минобороны неоднократно отмечало это в своих приказах. Я гордился. Она была ведущей в ракетных войсках и Вооруженных силах РФ.
- Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Я мечтал, - признается Гранкин. - Но служба выпала на такое время, когда статус политработников начали понижать. Я ушел в отставку.
В Госинспекцию по охране объектов культурного наследия Гранкина привел случай: открылась вакансия, как раз в тот момент, когда полковник в отставке искал себе применение.
- Хотелось дальше работать на благо государства.
Гранкин с четырьмя высшими образованиями (кроме военных вузов он закончил еще заочно академию госслужбы и Владимирский юридический институт) легко прошел конкурс на должность заместителя начальника Госинспекции. Однако вникать, признается, было непросто. И подтверждение тому ‑ затертые до дыр, исчерканные разноцветными чернилами распечатки законов. А на обратной стороне от руки - стихи друга-сослуживца: «Путей безвыходных при жизни не бывает».
И в этом весь Гранкин. Прежде в его ведении было шесть дивизий, сотни ракетных комплексов. Сейчас - 3717 памятников истории и культуры, в том числе 587 федерального значения и 10 памятников ЮНЕСКО. Вместе с коллективом энтузиастов, целеустремленных и неравнодушных, как он сам характеризует своих сотрудников, Гранкин твердо стоит на страже культурного достояния.
- В достопримечательном месте кол без разрешения инспекции нельзя забить! Ко мне приходят на прием и спрашивают: «А можно вот так?» Я говорю: «Только в рамках закона!» - «А вот так?» - «Только в рамках закона!» Войны у меня здесь больше, чем в армии!

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:59 Житель Московской области обманул суздальскую пенсионерку на полмиллиона рублей
Мужчина использовал ставшую, увы, классической схем обмана - рассказал женщине о том, что ее внучка якобы стала виновницей аварии. Замять неприятности он предложил с помощью денег.
вчера в 18:59 Минсоцзащиты населения Владимирской области передало автомобиль в зону СВО
Министерство социальной защиты населения Владимирской области передало Народному фронту для отправки в зону проведения Специальной военной операции микроавтобус «Фиат Дукато», оборудованный специальными подъёмниками для…