16 июля 2014 в 16:01

Ценовой геноцид против читающих россиян

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ провалило исполнение поручений Путина. Президент велел министру Никифорову до 1 июня разработать меры поддержки печатных СМИ, чьи тиражи резко падают из-за повышения «Почтой России» тарифов на доставку подписчикам газет. Тарифы резко выросли после правительственной отмены ежегодной субсидии почте. К слову ‑ отмену субсидий оцениваю как элемент подготовки почты к акционированию. Но об этом ‑ дальше. Сейчас итог: даже по данным Минкомсвязи, почти во всех регионах тиражи газет сократились. И Владимирская область ‑ единственный субъект РФ, где падение тиражей превысило 41 процент!

«Почта» как бизнес?
Уверен - корень проблемы в том, что кому-то сильно зудит сделать из ФГУП «Почта России» акционерное общество. Топ-менеджмент почты убивается: того нельзя, это запрещено... Например, они хотят создать на почте коммерческий банк. Плюнуть на государствообразующие и социально значимые функции почты. Работать только на тех рынках, где есть прибыль и простор для пилежа. Статус ФГУП такой свободы не дает. Значит, надо лишить почту статуса ФГУПа и акционировать ее...
Я не против бизнес-подходов. Но пусть тот, кто хочет быть богатым, зарабатывает в других отраслях. И не трогает государственную почту. Или у нас теперь тенденция разбазарить все? Тогда почему бы не акционировать само государство: правительство, администрацию президента? До абсурда можно довести все что угодно...
Под акционирование почты, на мой взгляд, и была задумана и сейчас проводится спецоперация. Это проект нового закона «О связи», где в пояснительной записке прямо говорится: сей документ снимает ограничения на акционирование «Почты России».
Еще одна трагедия газетчиков - и идеологию закона, и поправки в него аккумулирует Комитет Госдумы по информационной политике и связи. Глава этого комитета - «тот самый» Алексей Митрофанов. У человека и сейчас, и раньше были другие проблемы и приоритеты, нежели какие-то там социальные функции почты и сохранение института подписки...
...Спикер нашего ЗС Владимир Киселев ‑ большой человек в Совете законодателей. Он как-то пригласил меня на обсуждение проекта закона «О связи» в Госдуме. Был на тех терках и Митрофанов. Ребята, вот что я вам скажу: Алексею Валентинычу интересы государства в почтовой сфере, а уж тем более интересы каких-то региональных газетчиков - глубоко фиолетовы.
И тут вмешался Путин...
По недомыслию или по злому умыслу, но правительство лишило «Почту России» 6-миллиардной годовой субсидии, которая покрывала ее издержки по доставке подписчикам газет. Мы - редакторы, наши профессиональные организации (особо выделю страстные статьи АРС-Пресс и ее руководителя Софьи Дубинской), эксперты - стучались во все двери и только что голыми в знак протеста на улицы не выходили: для отрасли решение губительно! Цена подписки возрастет в разы. Газеты, особенно региональные и муниципальные, станут недоступны. Не хотите кормить свою армию, будете кормить чужую!
Сначала показалось, что шумели не зря. Субсидию почте не вернули, но в апреле в Питере прошел медиафорум региональных и местных СМИ, где лично Путин распорядился разработать меры по поддержке наших изданий.
Срок исполнения президентских поручений истек. Но Минкомсвязи нечем отчитаться. Поручения президента провалены. То ли министерство не умеет разработать меры поддержки, то ли оно изначально не собиралось их разрабатывать? Да, пред очами Путина Минкомсвязи взяло под козырек: «Слушаемся, Владимир Владимирович!» - но засунуло поручение главы государства в самый свой долгий ящик...
Мы сами во всем виноваты?
Вместо отчета о выполнении поручений Путина Минкомсвязи и ФГУП «Почта России» «проанализировали» результаты подписки на II полугодие 2014 года. Анализ ‑ типичный перевод стрелок. Вот несколько тезисов доклада с их кратким разоблачением.
Первый тезис: подписка сократилась не на 40 процентов в среднем по стране, как предрекали эксперты, а «всего» на 20. Но, если покопаться, отчетность фальшивая. Министр Никифоров недавно встречался с редакторами. Сказал на голубом глазу, что, например, нет падения тиражей в Архангельской области. А редактор из Северодвинска ему ‑ липа это, товарищ министр, наблюдается в регионе, напротив, 30-процентный спад.
Второй тезис: те, кто не хотел дорого подписываться на почте, могли подписаться через альтернативные каналы.
А Минкомсвязи в курсе, что почта не дает базу подписчиков даже редакциям газет, чтобы они могли передать ее альтернативщикам? А в Москве известно, что даже во Владимире нет равноценной почте альтернативной дистрибуции? Не говоря уже о маленьких городах, а особенно ‑ селах. И такая же ситуация - в большинстве российских регионов.
Третий тезис: есть регионы, где подписка не сократилась, а даже выросла. В пример приведена Чечня (рост 4,1 процента).
Да, согласен, рост бешеный. Но ничего не сказано о том, какие тиражи в Чечне были до того, как... И никак не описано, какими способами Рамзан поднимал чеченские тиражи... Нашли еще рост в Курской области ‑ 0,3%, но это просто смешно. В остальном за добродетель выдается следующее: «В Республике Ингушетии (тираж. - Прим. авт.) остался на прежнем уровне, а в Псковской области упал на 0,4%»... И вывод министерских «аналитегов»: «Предварительный анализ итогов подписной кампании на II полугодие 2014 года позволяет говорить о том, что меньше всего подписные тиражи упали там, где местные власти в тесном сотрудничестве с «Почтой России» и руководством СМИ уделяли достаточное внимание данному вопросу».
Ага, вот нашлись и крайние: региональные власти и сами издания... Во всем мы сами виноваты...
Тезис четвертый: издания, которые «уделяли достаточное внимание данному вопросу», тиражей не потеряли.
В пример приводятся СМИ, якобы нарастившие тираж. Но, во-первых, даже федералы нарастили его далеко не во всех регионах, а, во-вторых, Минкомсвязи и «Почта России» забыли сказать: с 4-5 федеральными газетами московское руководство «ПР» заключило соглашение, по которому для этих СМИ подписные цены не повышались.
В ходе всех этих пертурбаций во ФГУП «Почта России» во Владимирской области целиком уволился отдел подписки. Некоторые эти люди приходили в «ВВ», желая устроиться к нам на работу. Из их рассказов мне известен уровень государственной поддержки регионального государственного СМИ, отписанный московским руководством. Щедрость безумная - 2 бутылки дешевого подсолнечного масла. Столь шикарный бонус предлагался тому, кто рискнул подписаться на «ВВ» по вздувшимся в три раза ценам! А за подписку на муниципальную газету предлагали 1 бутылку? Или кусок мыла?
А что на деле?
Несмотря на бравурный тон, отчет Минкомсвязи и «Почты России» не может скрыть очевидного: в 13 (!) российских регионах подписные тиражи сократились более чем на 30%. Особенно не повезло нам: «Единственный регион, где падение превысило 40%, ‑ Владимирская область (41%)».
Вывод Минкомсвязи и «Почты России»: «Увеличение стоимости подписных тиражей не затрагивает подписку на востребованные населением издания». После этого я как редактор должен застрелиться. Три обстоятельства удерживают меня от этого:
- знание, что «ВВ» после ряда наших экстренных шагов вернуло часть подписчиков,
- профессиональное признание коллег ‑ как-никак «ВВ» четвертый раз подряд в этом году стали обладателями знака «Золотой фонд российской прессы», а я стал лучшим редактором года в номинации «Региональная газета»,
- вера в то, что наши учредители - власти Владимирской области - найдут способы поддержки региональных и муниципальных СМИ.
Шеф, все пропало? Нет, выкарабкаемся!
Потеряли ли мы тираж? Да! Удар мы получили колоссальный.
Рост доставочной стоимости номеров «ВВ», подписанных через ФГУП «Почта России», при том, что мы сохранили редакционную (каталожную) цену на прежнем уровне, вырос - от 1,8 до 2,74 раза! Естественно, это привело к резкому снижению подписки на «ВВ».
В случае с «ВВ» ситуация усугублялась еще и тем, что мы - единственная ежедневная областная газета. Тут ключевое слово «ежедневная», поскольку у нас максимальные расходы на доставку. Нам надо доставлять в неделю не один-два, а пять выпусков газеты. По всей области. Так что рост цены доставки газеты больнее всего ударил именно по нам.
Вопрос номер два: сколько мы потеряли в тираже и в день-гах? Ответ ‑ не скажу. Хотя бы потому, что мы уже нашли способы смикшировать падение подписки через почту. И это наша интеллектуальная собственность. Факт в том, что в деньгах и в читателях мы потеряли значительно меньше, чем должны были потерять.
Подписка ‑ явление в двух измерениях. С одной стороны, большой тираж ‑ это большое покрытие аудитории. Мы реализуем государственную информационную политику (ГИП), и, по идее, для государства чем больше в нашей области читают «ВВ», тем лучше. Но государство в лице Минкомсвязи сделало все возможное, чтобы в нашей области ГИП дошла до минимального числа людей. Но у нас есть методы исправить косяки государства ‑ исправим за министра.
Вторая сторона подписки ‑ это деньги. Да, мы недополучили и их. Ну что ж... «ВВ» ищут и находят новые источники доходов, а также продолжают режим строгой экономии. Справимся.
Мы справимся. А что будут делать муниципальные газеты?

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…