16 июля 2014 в 17:16

Машина как товар: растет спрос на премиум-сегмент

Отечественному авторынку на этот год предрекают падение. Пессимисты говорят о 20-процентном спаде. А банки тревожатся о серьезном - до 10 процентов - сокращении автокредитования. Оптимисты же уверены, что спрос будет лишь немногим ниже, чем годом ранее. «ВВ» с помощью экспертов пытаются проанализировать тенденции рынка.

2 тысячи машин в месяц
Всего в 2013 году в России было продано 2,78 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Во Владимирской области в год продается порядка 25 тысяч таких авто - в среднем по 2 тысячи в месяц. Это около 1 процента общероссийских объемов, а оборот в деньгах ‑ примерно 20 миллиардов рублей.
Падение/замедление рынка гендиректор владимирской ГК «АвтоТракт» Павел Мельников считает закономерным:
- Странно было бы рассчитывать, что рост по 50-70 процентов в год будет продолжаться бесконечно. У рынка есть пределы насыщения. К тому же авторынок не может не реагировать на общую ситуацию в экономике. Общая неуверенность распространяется и на него. Другой вопрос, что у нас это воспринимается гипертрофированно. Рост, к примеру, в 8-10% на Западе считается очень хорошим показателем, а нам часто и 50% мало...
Интересно, что компания самого Мельникова спад продаж фиксирует только по одному бренду. И то гораздо меньше общероссийского.
Показатели бывают разные
По авторынку есть два вида данных: официальные и неофициальные. Официальные ‑ это те цифры, которые собирает от дистрибьюторов и регистрирует Ассоциация европейского бизнеса. Но иногда некоторые дистрибьюторы просят своих дилеров завысить объемы продаж. Конечно, «АвтоТракт» этим не занимается, иначе вряд ли бы гендиректор сказал мне об этом. Но зачем нужны приписки по продажам, Павел Мельников объяснить может:
- Иногда это попытка выровнять конкретный бизнес, если, к примеру, неверно спрогнозирована динамика рынка по годам. Автобизнес ‑ это градусник здоровья экономики. Это наукоемкая, дорогая отрасль, в которой важно угадать тенденции и предпочтения клиентов. Но у заводов есть нулевая точка рентабельности. Это примерно 50 тысяч авто. Тогда есть смысл вкладывать в производство, в дистрибуцию, в логистику, в создание дизайнерских ателье. А вот когда наступит эта нулевая точка рентабельности в каждом конкретном случае? Большой вопрос. И порой дистрибьюторы, чтобы им не «зарубили» финансирование, показывают, что они продали машин больше, чем на деле. По-человечески это объяснимо: у каждого топ-менеджера есть свой босс. И сказать боссу: «Мы ошиблись, инвестируя в завод в России» - мало кто готов. Это крест на карьере. Когда Карлос Гон купил блокпакет «АвтоВАЗа», он сознавал степень риска. Но он правильно угадал тенденцию - рост дешевого сегмента будет возобновлен. И у «АвтоВАЗа» сейчас дела обстоят гораздо лучше, чем у остальных производителей.
Мельников прав: среди топ-10 самых продаваемых моделей в России фигурируют четыре «Лады»: «Гранта», «Ларгус», «Приора» и «Калина».
А самое большое падение продаж - у «Форда». Почему? Машины ведь неплохие. Эксперты считают, что тут сыграла роль не столько общая ситуация в экономике, сколько ошибки самой компании, затянувшей с запуском новых моделей и переоценившей свои автомобили.
- Уже появилось много «молодых да ранних», которые готовы «бить» их на этом рынке, - считает Павел Мельников. - Сейчас компания явно исправляет свои просчеты, но тут надо понимать, что авторынок довольно инертен. Он не может скоро развернуться, не может принести быструю ликвидность. Поэтому, решаясь на строительство автозавода, надо решаться на риск инвестициями как минимум на 5-10 лет. В автобизнесе вопрос целесообразности инвестиций сейчас вообще один из основных...
Еще одна особенность российского рынка ‑ более рисковые капиталовложения. Этим во многом объясняется разница в подходах наших и западных инвесторов. Наши предпочитают прибыль быстрее и больше, пусть и ненадолго. Западные ‑ плюс 3-5%, но каждый год лет на 30. Но авторынок ‑ даже российский - предполагает все же западную модель: сверхприбылей в нем не бывает. Павел Мельников говорит в среднем об 1-3% рентабельности. Другое дело, что автомобили ‑ товар дорогой, поэтому обороты в отрасли огромные, а денежные потоки «длинные».
В росте дорогое
Два года назад средняя цена продаваемого во Владимирской области нового автомобиля была 730-750 тысяч рублей. Это подтверждали и автодилеры, и банки. Сейчас этот показатель перевалил уже за 800 тысяч. Но это не значит, что взлетели цены на все модели авто. Тот же «АвтоТракт» (компания ‑ официальный дилер восьми брендов) имеет среднюю стоимость машины в 800-850 тысяч. Но этот дилер расстался с демократичным «Дэу» и привел в регион премиум-марку - «Мерседес». И правильно сделал: такова общероссийская тенденция - растут продажи именно премиум-сегмента.
На каких условиях происходит отгрузка автодилерам? Чаще всего действует система консигнации - с участием банка. Дилерам покупать машины по предоплате никаких оборотов не хватит. Завод их тоже кредитовать не может. Поэтому банк, работающий с заводом, за определенный процент подстраховывает и ту и другую стороны. В итоге завод получает деньги еще до продажи машин, а дилер расплачивается с банком уже после продажи авто.
Участники рынка с трудностями в продажах обычно требуют предоплаты. А вот сильные игроки обходятся даже без консигнации. Китайцы и вовсе предлагают расплачиваться с ними с отсрочкой на полгода-год.
- Очень мудрая политика, - говорит Мельников. - Ее цель ясна: поднять производство и промышленность. Так организуется задел на развитие отрасли на 20 лет вперед...
Оборот машин в природе
Спрашиваем у эксперта: а падение объемов автокредитования ‑ тоже показатель падения рынка? Не все так однозначно, дает понять Мельников:
- Банки тоже научены кризисом и горьким опытом работы с проблемными долгами. Они видят нервные колебания в экономике и в автоиндустрии в частности. Понимают, что им надо работать с опережением. Начинают логично завышать ставки по автокредитам, закладывая более высокий уровень невозвратов. А при росте ставок желающих взять кредит всегда становится меньше. Так что здесь целый клубок взаимосвязей...
Но спрос-то на дешевые машины есть. Так что не рынок перенасыщен, а покупательская способность вероятных клиентов не самая высокая. Отсюда еще одна интересная тенденция ‑ растут объемы продаж машин с пробегом. Сейчас такие авто продают и покупают чаще не «с рук», а через салоны. Мельников по поводу оживления на рынке подержанных машин уточняет:
- Растет уровень транзакций, причем очень быстро.
То есть целые цепочки продаж-покупок. Один продает свою «трехлетку» и покупает новое авто. Другой приобретает эту «трехлетку», продавая свою пятилетнюю машину. Тот, кто берет ее, избавляется от 20-летнего «железа»... Такой вот оборот машин в природе. И - периодически обновлять свой личный автопарк - абсолютно правильная стратегия. Чем новее машина, тем дешевле страховка, тем она экологичнее, безопаснее, дешевле в обслуживании. И именно обновление российского автопарка наш эксперт считает причиной снижения числа погибших и пострадавших в ДТП - наряду с камерами видеофотофиксации на дорогах:
- Дурная езда, к сожалению, была, есть и будет. Но есть технологии, есть машины, которые прощают людям многие ошибки...
Обновлению автопарка очень помогли федеральная программа утилизации старых авто и еще одна программа - субсидирования из бюджета части процентной ставки по кредитам на покупку машин стоимостью до 750 тысяч рублей. Автопроизводители и дилеры сейчас хором просят власти продолжать эти программы, оценивая их действие на «отлично».
Правительство пока навстречу не идет. Хотя уже подсчитано, что на каждый рубль, потраченный на эти программы, в экономику пришло около 3 мультипликативных рублей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Павел Мельников,
генеральный директор ГК «АвтоТракт»:

- Уже два года назад было понятно, что повтора ситуации, когда рынок рос на 50-70% в год, больше не будет. Это нормально. Самое эффективное в любой отрасли ‑ потихонечку день за днем прибавлять. Нужно научиться работать со скромными объемами доходности. Хотя многие дистрибь-юторы уповают на то, что пика роста мы пока не достигли, что 30-50% в запасе у нас на несколько лет еще есть - до достижения пресловутых 4,5 млн автомобилей в год.
Но тут нельзя забывать о некоторых факторах, которые влияют на этот рынок. Во-первых, платежеспособность населения. Во-вторых, проблемы с пробками и парковками. Со вторым фактором явно нужно что-то делать. К примеру, в Гамбурге площадь дорог на квадратный метр города в 2,5 раза больше, чем у нас. Там дешевые парковки, а новостройки возводят с расчетом на то, что у каждой семьи будут одна-две машины.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
сегодня в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…