Обсуждение потенциальных новаций по транспортному налогу сразу после принятия основных направлений бюджетной политики на следующие три года выглядело вполне логично. Ведь одна из главных задач на трехлетку ‑ пополнение доходной части бюджета. Для этого власти намерены продолжить работу по выводу зарплат и имущества из тени, провести ревизию предоставляемых налоговых льгот (оставить только реально необходимые), а также повысить некоторые ставки транспортного налога.
Итак, кому надо готовить больше денег, если ЗС новые ставки примет. Владельцам легковушек мощностью от 200 до 250 лошадиных сил: они вместо нынешних 60 рублей за одну «лошадь» будут платить 75. Для тех, у кого авто мощнее 250 «лошадей», - вместо 120 рублей будет 150. За мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя свыше 35 лошадиных сил придется платить не 15 рублей за «лошадь», а все 50. За снегоходы и мотосани до 50 л. с. ‑ вместо 20 рублей 25, а свыше 50 л. с. - вместо нынешних 40 ‑ 50 рублей.
За катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил вместо 30 рублей за «лошадь» будет 100, если катер мощнее ‑ вместо 80 рублей будет 200. Та же история с яхтами ‑ в зависимости от мощности ставка вырастет до 200 и 400 рублей (вместо нынешних 60 и 80 рублей соответственно). Гидроциклы до 100 л. с. обойдутся их владельцам уже не в 100 рублей за «лошадь», а в 250, мощнее ‑ до 500 рублей вместо нынешних 200.
Несамоходные (буксируемые) суда, то есть лодки без мотора, обойдутся в 200 рублей с каждой регистровой формы валовой вместимости (пока ставка 60 рублей). Ну и самолеты, вертолеты и иные воздушные суда с двигателями подорожают до 250 рублей за «лошадь» (пока ставка 75 рублей).
Подсчитано, что все эти меры позволят обеспечить прибавку к сборам транспортного налога в 45 млн рублей. А деньги на дороги очень нужны, как не раз во время заседания комитета повторил Владимир Каленов, директор департамента транспорта АВО.
Однако нельзя сказать, что члены бюджетного комитета против новых ставок совсем не возражали. Например, на довод «подняв ставки на мощный транспорт, мы приблизим их к уровню ставок в других регионах ЦФО» Александр Дюженков поинтересовался: «А зарплаты в этих регионах похожи на наши?» Председатель комитета Максим Васенин и вовсе выразил беспокойство стремлением прибавлять и прибавлять к налоговой нагрузке на мощные и относительно мощные машины. Дескать, технологии не стоят на месте, сейчас уже и бюджетные по цене авто обладают хорошей мощностью, то есть покупают их вовсе не богатые люди. В итоге градация между величиной налога уже сейчас выглядит в регионе интересно: за маломощные авто люди платят по 1,5-2 тысячи в год, за авто среднего класса ‑ уже по 10-15 тысяч, а за машины с хорошей мощностью ‑ по 30-40 тысяч рублей. Целесообразно ли и дальше увеличивать нагрузку на владельцев приличных автомобилей?
Приняв законопроект в первом чтении, депутаты еще собираются его корректировать, собрав рабочую группу и выслушав мнения администрации региона и общественных организаций автомобилистов.
Максим Васенин считает, что целесообразнее увеличивать ставки равномерно ‑ на все виды транспорта, как мощного, так и не очень.
На комитете также обсуждали вероятность отмены 50-процентной льготы по транспортному налогу владельцам машин от 13 лет. Я спросила предкомитета, насколько целесообразно вообще было эту льготу принимать, поскольку старые машины менее безопасны и больше вредят экологии? Зачем поощрять владение старым «железом»?
- Вопрос о целесообразности льготы по так называемым подержанным автомобилям - пока вопрос открытый, - ответил Максим Сергеевич. - Когда несколько лет назад эта льгота вводилась, речь шла о том, чтобы при отмене льгот вообще для всех автовладельцев сохранить ее для отдельной категории. Например, пенсионеров. Их хотели защитить. А непосредственно к пенсионному статусу льготу не привязали в том числе для того, чтобы взрослые дети не записывали на своих пенсионеров свои джипы. Но сейчас речь идет о том, чтобы навести порядок в налоговых льготах. Поэтому займемся их ревизией. По транспортному налогу льготы есть примерно по 10 видам транспортных средств. Конкретика тут появится уже в сентябре. Кстати, по предварительному расчету, эффект от ревизии льгот по транспортному налогу исчисляется десятками миллионов. А это дополнительные деньги в региональный дорожный фонд.
Есть идея!
Депутат Законодательного собрания Александр Березкин выступил с идеей выдвинуть от ЗС законодательную инициативу по изменениям в Налоговый кодекс РФ.
Идея интересная ‑ она касается налогообложения бизнеса, увлекающегося выплатами «серых» зарплат. Вычислять такие фирмы и доказывать их художества ‑ дело непростое, сложнодоказуемое и затратное. Березкин в этой связи предлагает ввести в НК РФ понятие «вмененный доход» при использовании предпринимателями наемного труда. То есть, например, если средняя зарплата по той или иной отрасли составляет 15 тысяч рублей, а на конкретном предприятии официально людям платят по 5 тысяч, то ставка налога должна исчисляться все равно 15 тысячами.
А то бюджеты всех уровней РФ из-за «серых» схем недополучают до 700 млрд ежегодно, а один только Гусь-Хрустальный (где живет и работает Александр Березкин) ‑ больше 60 млн в год.
Коллегам Березкина на бюджетном комитете ЗС идея явно понравилась, хотя во мнениях, к чему этот самый «вмененный доход» можно привязать ‑ к среднеотраслевой зарплате или к минималке, они пока не сошлись.