- Михаил Михайлович, вы 12 лет пробыли в большой политике. Какой это опыт, с вашей точки зрения, - удачный или не очень?
- Прежде всего, это важный опыт. Кроме того, это были очень динамичные годы ‑ конец 80-х и 90-е годы. Тогда мы жили в условиях реальной конкурентной политики.
- Да, время было веселое...
- Не то чтобы веселое ‑ именно конкурентное. С определенных лет конкуренция из политики ушла. А это значит, что политики как таковой не стало. Но опыт пригодился. Прежде всего, это опыт общения с людьми, постановки целей, состязательности и выигрыша выборов. Я ведь четырежды выигрывал выборы в мажоритарном округе. Это умение четко формулировать мысли, понимание политтехнологий. Все это очень важно, поскольку многие навыки и инструменты, подхваченные «из политики», используются и в бизнесе. Ничего из моего политического опыта не пропадает сейчас зря.
- Кем сложнее или интереснее работать ‑ главой Минфина или банка?
- Вы знаете, сначала сложно работать кем угодно. Особенно трудно первый год. Спросите Светлану Юрьевну Орлову, каково ей было первый год во Владимирской области? Новая работа - это всегда новый вызов и действительно тяжелое время. Ясно, что когда ты уже не первый раз руководишь или комитетом Госдумы, или Минфином, или банком, уже подобрана команда, отлажены все процессы, поэтому, в целом, работать легче. Но нельзя сказать, что одна должность легче или интереснее другой.
- Важны ли для вас награды, общественное признание?
- Знаете, в нашей стране существует много всяческих премий и званий, которым не стоит придавать большого значения. Они существуют как «вещь в себе». Для меня, как, думаю, для любого банкира, важнее профессиональные достижения. Это четкое понимание своего места на банковском рынке, доля в этом рынке, количество клиентов и их удовлетворенность. Мы все это достаточно точно измеряем, потому что занимаемся очень точным бизнесом. Именно позиция банка на рынке, создание новых продуктов, расширение клиентской базы являются стимулами не только для меня, но и для всего менеджмента. И это действительно важно.
- А деньги важны? Если представить сумму, которая даже вам, топ-менеджеру высокого уровня, покажется огромной, что бы вы с ней стали делать?
- Вы знаете, нет таких сумм, которые покажутся мне слишком большими. Мы же реально работаем с крупными суммами. Я лично всю жизнь работаю с достаточно крупными деньгами, с госбюджетом, и банк у нас крупный ‑ не только по общероссийским меркам. Так что деньги для меня ‑ это, прежде всего, понимание наполненности экономики, экономические процессы. А в личном плане ‑ просто степень свободы. Больше или меньше денег - это чаще всего та или иная степень ограничения свободы.
- Возможности делать то, что хочется?
- Не совсем то. Больше денег - это скорее возможность реализовать гораздо большее число задумок. В профессиональном плане, в личном, в каких-то своих хобби.
- Много говорится о росте оттока капитала из России и уменьшении потока инвестиций. С вашей точки зрения, для этого сейчас есть объективные причины или экономические проблемы существуют больше в головах у бизнесменов?
- Давайте сначала проясним два момента. Первый квартал всегда статистически показывает падение инвестиций. Дальше обычно ситуация выравнивается. Так что во многом эффект статистический. Другой момент. В России из 100% инвестиций в экономику 20% финансирует бюджет, а 30% - госкорпорации (РЖД, «Газпром», энергетики). Такая же картина, кстати, была и в СССР. То есть 50% всех инвестиций ‑ это государство и госкорпорации. Остальное ‑ частный бизнес, банки (они вкладывают в собственную инфраструктуру, в IT, банкоматную и офисную сеть). Так вот ‑ инвестиции 2011-2012 годов были искажены в части доли государства и госкорпораций форумом АТЭС, Олимпиадой в Сочи и Универсиадой в Казани. Сочи стоил примерно 1,5 триллиона рублей, АТЭС ‑ 380 млрд, Универсиада ‑ порядка 140 млрд. Итого ‑ 2 триллиона. Но это были вложения, связанные с конкретными мероприятиями. Разовые мегапроекты, стройки века. В 2013-2014 годах их уже нет ‑ и мы наблюдаем провал инвестиций. Но стоит ли считать инвестиции в эти стройки производительными инвестициями? Наверное, нет. Либо далеко не в полной мере. Поэтому этот вычет несколько искусственный. Кроме того, госкорпорациям в последние два года поджали тарифы ‑ и они в целом подсократили свои инвестиционные программы. Часть инвестиций, думаю, даже выросла. Но, конечно, у бизнеса объективно есть опасения на ухудшение инвестиционной среды. Есть примеры давления на бизнес и продажи бизнеса под давлением. Есть ощущение незащищенности своих прав в судебной системе. Есть, к сожалению, постоянные попытки вернуться к изменениям в худшую сторону налоговой системы страны. Хотя президент в своих выступлениях говорил, что до 2018 года налоговая система останется неизменной. Тем не менее в последние недели мы видим, как обсуждается повышение налогов. Я вообще считаю эти разговоры в прессе абсолютно вредными. Если правительство хочет как-то менять налоговую политику, оно должно внутри себя провести дискуссию, обсудить варианты ‑ и уже возможно затем представить на обсуждение выработанное решение. А когда Минфин с Минэкономики через прессу ведут полемику о том, повысить ли НДС, НДФЛ и т.п. или нет, то это крайне негативно действует на бизнес. Потому что наши люди от таких обсуждений всегда ожидают худшего. И, разумеется, это негативно влияет на планы бизнеса, делая их более осторожными. Кроме того, для российского бизнеса и иностранных инвесторов важно, что темпы роста замедлились. Фактически это значит, что отдача от инвестиций стоит под вопросом.
- А может быть, наши люди привыкли ждать отдачи слишком быстро и слишком много?
- У нас действительно хорошей прибылью считается больший, чем в Европе, процент. Но у нас объективно и риски больше. Поэтому у нас предприниматели склонны получать большую прибыль как компенсацию больших рисков на территории РФ.
- Вы упоминали про хобби. Не поделитесь, какие они у вас?
- У меня их много и самых разных. Хотя работа все-таки остается главным увлечением. Также я люблю театр: оперу, драматический театр. Мы, кстати, как банк поддерживаем многие театры в стране. Люблю спорт и сам занимаюсь им, хотя нерегулярно, в основном в отпуске. А еще я активный болельщик ‑ прежде всего, футбольный, любимая команда - ЦСКА. И очень люблю путешествовать ‑ по России и по миру. Так что хобби действительно много.
Досье «ВВ»
Михаил Задорнов родился в Москве 4 мая 1963 года. В 1984 году с отличием окончил Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Отслужил в армии. Затем - аспирантура Института экономики АН СССР. В 1989‑1990 годах ‑ научный сотрудник ИЭ АН СССР, эксперт планово-бюджетной комиссии Верховного Совета СССР. В 1990-м Задорнов вошел в состав Госкомиссии по экономической реформе Совмина. Был одним из авторов программы «500 дней». С декабря 1993-го по ноябрь 1997-го ‑ депутат Госдумы. С 1997-го по 1999-й руководил Минфином. Затем снова избран депутатом ГД, где занял пост зампреда комитета по бюджету и налогам. В 2005-м глава ВТБ Андрей Костин предложил ему возглавить купленный во время кризиса 2004 года Гута-Банк, переименованный в ВТБ24.
30 июля 2014 в 18:39
Банкир Михаил Задорнов: «Нет таких сумм, которые покажутся мне слишком большими»
Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Состояться в профессии, достичь высокого статуса мечтают все или почти все, но добиваются немногие. Я всегда задавалась вопросом: почему одним удается то, о чем другие только мечтают? Пообщавшись с президентом - председателем правления ВТБ24 Михаилом Задорновым во время его недавнего визита во Владимирскую область, я получила ответ на этот вопрос: для успешной карьеры надо быть трудягой, увлеченным своим делом и хорошо его понимающим. С такими людьми непросто делать личностные интервью, потому что их все время «сносит» на разговор о работе. Трудягой экономист Задорнов, кажется, был всегда: школу он окончил с золотой медалью, институт Плеханова ‑ с красным дипломом, а в студенчестве и в аспирантуре не гнушался зарабатывать на жизнь уборкой картофеля и подметанием дворов.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
10 минут назад Градоначальники Владимира стали участниками акции «Ёлка желаний»
Традиционно в «Ёлке желаний» участвуют представители всех муниципалитетов областной столицы, в том числе глава города Владимира Дмитрий Наумов и председатель горсовета Николай Толбухин.
час назад Житель Собинки осужден за многомиллионную аферу со средствами «Пушкинской карты»
Прокуратура Владимирской области и региональный Следком сообщают о вынесении приговора гражданину, который воспользовался возможностями федеральной программы, но выгоду получил от ее реализации только он сам.