6 августа 2014 в 17:51
  1. Власть

Александр Назаров: «Служишь государству ‑ должен быть всегда на связи»

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
В системе МВД, пожалуй, нет другого столь же обсуждаемого обычными гражданами подразделения, как ГАИ. А гуляющим в народе анекдотам о «гайцах» просто нет числа. С вопроса про анекдоты мы и начали наше интервью с начальником УГИБДД УМВД Владимирской области Александром Назаровым.

- Александр Геннадьевич, как вы относитесь к анекдотам про гаишников, учитывая, что большая их часть намекает на, скажем так, корыстолюбие инспекторов?
- К хорошим анекдотам я отношусь как любой человек ‑ с юмором. Совсем другое дело ‑ огульная, безосновательная критика, без доказательств. Вот это всегда очень неприятно.
- Почему, на ваш взгляд, такая критика часто достается ГАИ? Не угро, не ОБЭПам, а именно ГАИ.
- Потому что мы на переднем крае борьбы с нарушениями ПДД. Автомобили сейчас есть у большой части населения. Если гражданину везет, если он не стал потерпевшим в преступлении, то в угро он вообще может за всю свою жизнь ни разу не попасть. А с работниками ГИБДД общаются регулярно практически все. Кроме того, законодательство ужесточило ответственность за нарушения ПДД, минимальный штраф дошел до 500 рублей. А за отдельные нарушения и до 5 тысяч. Попавшись, человек, конечно, недоволен, что придется платить существенную сумму. Ну а на ком ему выместить свое, скажем так, огорчение? На инспекторе. Я, конечно, не говорю, что все инспекторы безупречны. Но в большинстве случаев их ругают незаслуженно. Люди нарушают, а потом в силу менталитета сами пытаются минимизировать последствия, надеясь решить все «здесь и сейчас». И не отдают себе отчет в том, что эта профилактическая, надзорная работа проводится в их интересах, чтобы сберечь их жизнь и здоровье. И что люди, которые трудятся для этого, часто уходят на заслуженный отдых по инвалидности в связи со служебными обстоятельствами...
- В смысле? Инспекторы ноги зимой отмораживают?
- У нас в основном профессиональная проблема - легочные заболевания. Инспекторы же постоянно дышат свинцом на дорогах. Не случайно несколько лет назад после обследования мест работы нарядов ДПС было решено исчислять им стаж льготно ‑ год за полтора. А стаж должен быть минимум 20 лет. То есть заработать его можно примерно за 15 лет на дороге.
- Вы сами давно в ГИБДД?
- С 1985 года. В следующем году будет 30 лет.
- Не жалели о выборе профессии?
- Никогда. Понимаете, то, что мы делаем, оно осязаемо. Для меня важно, если я вижу и понимаю, что не проведи мы конкретных мероприятий ‑ например, по профилактике или надзору, по оргработе с личным составом, последствия от аварий были бы куда хуже.
- Каков, на ваш взгляд, процент «идиотов за рулем»?
- Мы никого идиотами не называем. Но скажу так: порядка 90-95% от всех ДТП можно было бы избежать, если бы не человеческий фактор. Оставшиеся 5-10% аварий - это различные погодные условия, дорожная составляющая, ЧП с перевозкой крупногабаритных грузов... То есть внешние и технические причины. Но в основном причина аварий ‑ люди. Водителям, к сожалению, не всегда хватает элементарной культуры поведения за рулем. Не подрезать. Пропустить пешехода или другую машину. Это несложные вещи. Я думаю, что в автошколах должны обучать не только правилам, а и культуре вождения.
- Александр Геннадьевич, какое отношение культура имеет к безопасности на дороге?
- Прямое. Бескультурье - это же стрессы всем участникам дорожного движения. Допустим, вы едете за рулем. Вас подрезает другой водитель. Да еще и сигналит. Эта ситуация точно прибавит нервозности и вам, и тем, кто едет за вами. Все же на одной дороге. А нервозность за рулем часто приводит к последствиям.
- Вы сами машину водите?
- Вожу, в основном, в отпуске. Раньше мне нравилось, а сейчас хочется, когда есть свободная минута, не на дорогу время тратить, а уйти в лес. На речку. Уехать в деревню.
- Свое первое авто помните?
- Конечно. Одиннадцатая модель «Жигулей». Хорошая машина. А начинал свой водительский стаж вообще с мопеда. Причем мы эти мопеды и мотоциклы сами собирали из старых
запчастей. Машины потом начались. Сначала родительская. Потом свою купил - старенькую «Волгу». Потом «Волгу» поновее. Потом новую «Волгу». Сейчас езжу на «Тойоте Камри». Она практичная и к нашим дорогам приспособлена.
- Вас тормозили когда-нибудь подчиненные на личном авто? Или все знают вашу машину?
- Не думаю, что все ее знают. Но меня никогда не тормозили. Просто потому, что я всегда стараюсь соблюдать правила дорожного движения. Кстати, в других регионах, где нет моих подчиненных, меня тоже никогда не останавливали. Правила надо соблюдать ‑ и проблем не будет. Когда я в отпуске, я никогда никуда не тороплюсь. Люблю спокойно выехать. Заранее. Или ночью поехать, когда дороги свободнее. Так ездил в Москву к брату. В Ивановскую, Костромскую области, на юг... Выбираю время, когда меньше машин на дороге, и веду очень аккуратно.
- А в лесу чем любите заниматься?
- Грибы собирать. Охотиться, когда друзья приглашают ‑ на копытных, на утку. Хотя охотиться с годами люблю все меньше. В охоте главное мужской азарт ‑ поймать добычу. Но в последнее время реально становится жаль животных. Да и отношение к природе в целом вообще с годами меняется. Хочется больше ее беречь. Сидишь иной раз, выбираешь потенциальную дичь ‑ о, нет, этой еще жить да жить. И не стреляешь. Одним словом, я люблю природу. Только на природе и можно отдохнуть как следует. Правда, раньше отдыхать было спокойнее. Сейчас этому мобильная связь мешает.
- Так не берите с собой мобильник в лес!
- Не имею права. Служишь государству ‑ должен быть всегда на связи. Даже выезды за пределы области мы обязаны согласовать с руководством.
- А если вы гуляете в сибирской тайге в свой законный двухнедельный отпуск, а вас на пятый день вызывают?
- Естественно, никто не ждет, что я тут же окажусь на месте. Но я обязан принять все меры к минимизации времени на прибытие к месту постоянной дислокации. Это для нас нормально.
- Вам, силовикам, теперь и за границу ездить не рекомендуется...
- Для меня это абсолютно не критично. Я вообще один раз в жизни за границу ездил. Давно. Это была еще Чехословакия. И ничего особенного там для себя не увидел. Так что мне тут хватает забот и хватает мест и способов для отдыха. У меня есть участок в деревне, где можно приложить усилия. Что-то помастерить, построить. Мне это нравится. В этом мой отдых.
- Александр Геннадьевич, есть такая грубая поговорка «женщина за рулем - обезьяна с гранатой». Вы бы сели в машину к женщине-водителю?
- А я садился в машину к женщине-водителю. И считаю, что иной раз женщины более ответственно относятся к вождению и поведению на дороге, чем мужчины. Правда, в этом году идет рост ДТП с участием представительниц прекрасного пола. Но он совпадает с ростом выдачи им водительских удостоверений. То есть больше неопытных водителей-женщин ‑ больше и аварий. Но я бы все равно не стал тут проводить градацию по гендерному признаку. Водители ‑ как мужчины, так и женщины ‑ все разные. Есть агрессивные, есть спокойные. Есть мастера вождения, а есть их противоположности. Но к полу это отношения не имеет. Просто, может быть, на подсознательном уровне у многих еще сохранилось предубеждение, что водить машину ‑ мужское дело. Первыми автомобилями ведь было физически тяжело управлять. Там требовалось прикладывать силу. А сейчас автомобили удобные и легкие в управлении. Мускулы уже не нужны.
- В силовых структурах принята довольно жесткая субординация. Насколько такая жесткость необходима?
- Если человек решил служить государству в правоохранительных органах, он должен понимать, что исполнительскую дисциплину, соблюдение законов ему придется ставить во главу угла. Без строгости ‑ тем более в нынешней ситуации ‑ не обойтись.
- ГИБДД ‑ структура, где «своего человека» мечтает иметь каждый. Это мешает или помогает?
- Скажу так: если создать людям максимально комфортные, оптимальные и логичные условия, им просто не придется искать знакомства ни в ГАИ, ни в УФМС, ни еще где-то. Люди безо всяких знакомств должны вовремя и без проблем получать положенные им госуслуги. По-моему, во Владимирской области сейчас нет с этим проблем.

Досье «ВВ»

Александр Геннадьевич Назаров - начальник управления ГИБДД УМВД России по Владимирской области, полковник полиции. В органах внутренних дел работает с 1985 года. УГИБДД возглавляет с октября 2010 года.
Родом из Гороховца. Выпускник Владимирского политехнического института (сейчас - ВлГУ) по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство», квалификация ‑ «инженер-механик».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Муниципалитеты получат господдержку в 77 млн рублей 19 октября в 12:18
Города и сельские поселения Владимирской области, которые в 2019 году увеличили налоговый потенциал, получат дотации из регионального бюджета. Соответствующее распоряжение подписал губернатор Владимир Сипягин.
Бывший мэр Коврова вернулся в городскую администрацию 16 октября в 17:12
Юрий Морозов, подавший в отставку 27 мая после скандала, связанного с массовым увольнением работников культуры, возвращается в городскую администрацию. Новый мэр Елена Фомина назначила своего предшественника заместителем…
Во Владимирской области создадут департамент по молодежной политике 15 октября в 20:04
В рамках проводимой в регионе административной реформы рассматривается вопрос создания департамента молодёжной политики и социальных проектов путём слияния двух комитетов - по молодёжной и социальной политике.