6 августа 2014 в 17:51
  1. Власть

Александр Назаров: «Служишь государству ‑ должен быть всегда на связи»

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
В системе МВД, пожалуй, нет другого столь же обсуждаемого обычными гражданами подразделения, как ГАИ. А гуляющим в народе анекдотам о «гайцах» просто нет числа. С вопроса про анекдоты мы и начали наше интервью с начальником УГИБДД УМВД Владимирской области Александром Назаровым.

- Александр Геннадьевич, как вы относитесь к анекдотам про гаишников, учитывая, что большая их часть намекает на, скажем так, корыстолюбие инспекторов?
- К хорошим анекдотам я отношусь как любой человек ‑ с юмором. Совсем другое дело ‑ огульная, безосновательная критика, без доказательств. Вот это всегда очень неприятно.
- Почему, на ваш взгляд, такая критика часто достается ГАИ? Не угро, не ОБЭПам, а именно ГАИ.
- Потому что мы на переднем крае борьбы с нарушениями ПДД. Автомобили сейчас есть у большой части населения. Если гражданину везет, если он не стал потерпевшим в преступлении, то в угро он вообще может за всю свою жизнь ни разу не попасть. А с работниками ГИБДД общаются регулярно практически все. Кроме того, законодательство ужесточило ответственность за нарушения ПДД, минимальный штраф дошел до 500 рублей. А за отдельные нарушения и до 5 тысяч. Попавшись, человек, конечно, недоволен, что придется платить существенную сумму. Ну а на ком ему выместить свое, скажем так, огорчение? На инспекторе. Я, конечно, не говорю, что все инспекторы безупречны. Но в большинстве случаев их ругают незаслуженно. Люди нарушают, а потом в силу менталитета сами пытаются минимизировать последствия, надеясь решить все «здесь и сейчас». И не отдают себе отчет в том, что эта профилактическая, надзорная работа проводится в их интересах, чтобы сберечь их жизнь и здоровье. И что люди, которые трудятся для этого, часто уходят на заслуженный отдых по инвалидности в связи со служебными обстоятельствами...
- В смысле? Инспекторы ноги зимой отмораживают?
- У нас в основном профессиональная проблема - легочные заболевания. Инспекторы же постоянно дышат свинцом на дорогах. Не случайно несколько лет назад после обследования мест работы нарядов ДПС было решено исчислять им стаж льготно ‑ год за полтора. А стаж должен быть минимум 20 лет. То есть заработать его можно примерно за 15 лет на дороге.
- Вы сами давно в ГИБДД?
- С 1985 года. В следующем году будет 30 лет.
- Не жалели о выборе профессии?
- Никогда. Понимаете, то, что мы делаем, оно осязаемо. Для меня важно, если я вижу и понимаю, что не проведи мы конкретных мероприятий ‑ например, по профилактике или надзору, по оргработе с личным составом, последствия от аварий были бы куда хуже.
- Каков, на ваш взгляд, процент «идиотов за рулем»?
- Мы никого идиотами не называем. Но скажу так: порядка 90-95% от всех ДТП можно было бы избежать, если бы не человеческий фактор. Оставшиеся 5-10% аварий - это различные погодные условия, дорожная составляющая, ЧП с перевозкой крупногабаритных грузов... То есть внешние и технические причины. Но в основном причина аварий ‑ люди. Водителям, к сожалению, не всегда хватает элементарной культуры поведения за рулем. Не подрезать. Пропустить пешехода или другую машину. Это несложные вещи. Я думаю, что в автошколах должны обучать не только правилам, а и культуре вождения.
- Александр Геннадьевич, какое отношение культура имеет к безопасности на дороге?
- Прямое. Бескультурье - это же стрессы всем участникам дорожного движения. Допустим, вы едете за рулем. Вас подрезает другой водитель. Да еще и сигналит. Эта ситуация точно прибавит нервозности и вам, и тем, кто едет за вами. Все же на одной дороге. А нервозность за рулем часто приводит к последствиям.
- Вы сами машину водите?
- Вожу, в основном, в отпуске. Раньше мне нравилось, а сейчас хочется, когда есть свободная минута, не на дорогу время тратить, а уйти в лес. На речку. Уехать в деревню.
- Свое первое авто помните?
- Конечно. Одиннадцатая модель «Жигулей». Хорошая машина. А начинал свой водительский стаж вообще с мопеда. Причем мы эти мопеды и мотоциклы сами собирали из старых
запчастей. Машины потом начались. Сначала родительская. Потом свою купил - старенькую «Волгу». Потом «Волгу» поновее. Потом новую «Волгу». Сейчас езжу на «Тойоте Камри». Она практичная и к нашим дорогам приспособлена.
- Вас тормозили когда-нибудь подчиненные на личном авто? Или все знают вашу машину?
- Не думаю, что все ее знают. Но меня никогда не тормозили. Просто потому, что я всегда стараюсь соблюдать правила дорожного движения. Кстати, в других регионах, где нет моих подчиненных, меня тоже никогда не останавливали. Правила надо соблюдать ‑ и проблем не будет. Когда я в отпуске, я никогда никуда не тороплюсь. Люблю спокойно выехать. Заранее. Или ночью поехать, когда дороги свободнее. Так ездил в Москву к брату. В Ивановскую, Костромскую области, на юг... Выбираю время, когда меньше машин на дороге, и веду очень аккуратно.
- А в лесу чем любите заниматься?
- Грибы собирать. Охотиться, когда друзья приглашают ‑ на копытных, на утку. Хотя охотиться с годами люблю все меньше. В охоте главное мужской азарт ‑ поймать добычу. Но в последнее время реально становится жаль животных. Да и отношение к природе в целом вообще с годами меняется. Хочется больше ее беречь. Сидишь иной раз, выбираешь потенциальную дичь ‑ о, нет, этой еще жить да жить. И не стреляешь. Одним словом, я люблю природу. Только на природе и можно отдохнуть как следует. Правда, раньше отдыхать было спокойнее. Сейчас этому мобильная связь мешает.
- Так не берите с собой мобильник в лес!
- Не имею права. Служишь государству ‑ должен быть всегда на связи. Даже выезды за пределы области мы обязаны согласовать с руководством.
- А если вы гуляете в сибирской тайге в свой законный двухнедельный отпуск, а вас на пятый день вызывают?
- Естественно, никто не ждет, что я тут же окажусь на месте. Но я обязан принять все меры к минимизации времени на прибытие к месту постоянной дислокации. Это для нас нормально.
- Вам, силовикам, теперь и за границу ездить не рекомендуется...
- Для меня это абсолютно не критично. Я вообще один раз в жизни за границу ездил. Давно. Это была еще Чехословакия. И ничего особенного там для себя не увидел. Так что мне тут хватает забот и хватает мест и способов для отдыха. У меня есть участок в деревне, где можно приложить усилия. Что-то помастерить, построить. Мне это нравится. В этом мой отдых.
- Александр Геннадьевич, есть такая грубая поговорка «женщина за рулем - обезьяна с гранатой». Вы бы сели в машину к женщине-водителю?
- А я садился в машину к женщине-водителю. И считаю, что иной раз женщины более ответственно относятся к вождению и поведению на дороге, чем мужчины. Правда, в этом году идет рост ДТП с участием представительниц прекрасного пола. Но он совпадает с ростом выдачи им водительских удостоверений. То есть больше неопытных водителей-женщин ‑ больше и аварий. Но я бы все равно не стал тут проводить градацию по гендерному признаку. Водители ‑ как мужчины, так и женщины ‑ все разные. Есть агрессивные, есть спокойные. Есть мастера вождения, а есть их противоположности. Но к полу это отношения не имеет. Просто, может быть, на подсознательном уровне у многих еще сохранилось предубеждение, что водить машину ‑ мужское дело. Первыми автомобилями ведь было физически тяжело управлять. Там требовалось прикладывать силу. А сейчас автомобили удобные и легкие в управлении. Мускулы уже не нужны.
- В силовых структурах принята довольно жесткая субординация. Насколько такая жесткость необходима?
- Если человек решил служить государству в правоохранительных органах, он должен понимать, что исполнительскую дисциплину, соблюдение законов ему придется ставить во главу угла. Без строгости ‑ тем более в нынешней ситуации ‑ не обойтись.
- ГИБДД ‑ структура, где «своего человека» мечтает иметь каждый. Это мешает или помогает?
- Скажу так: если создать людям максимально комфортные, оптимальные и логичные условия, им просто не придется искать знакомства ни в ГАИ, ни в УФМС, ни еще где-то. Люди безо всяких знакомств должны вовремя и без проблем получать положенные им госуслуги. По-моему, во Владимирской области сейчас нет с этим проблем.

Досье «ВВ»

Александр Геннадьевич Назаров - начальник управления ГИБДД УМВД России по Владимирской области, полковник полиции. В органах внутренних дел работает с 1985 года. УГИБДД возглавляет с октября 2010 года.
Родом из Гороховца. Выпускник Владимирского политехнического института (сейчас - ВлГУ) по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство», квалификация ‑ «инженер-механик».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
21 октября 2021 в 11:11 Олег Савельев избран новым главой города Кольчугино
Центральным вопросом очередного заседания СНД города Кольчугино стало избрание главы города. На голосование была предложена всего одна кандидатура от партии “Единая Россия”. Депутаты большинством голосов поддержали корен…
18 октября 2021 в 16:35 Денис Кузнецов стал новым главой Александровского района
В начале августа пандемия оборвала жизнь бывшего главы Александровского района Александра Андреева. Больше двух месяцев и.о. главы был Денис Кузнецов. На очередном заседании за его назначение проголосовало большинство -…