12 августа 2014 в 19:19

Всегда готовы?

Журналист «ВВ» на себе проверила эффективность действий полицейских, а начальник УМВД за этим понаблюдал. Органам власти, правоохранительным структурам нужна максимальная открытость. Об этом не устают говорить руководители на всех уровнях. Именно для повышения открытости на регулярной основе проводятся приемы граждан и телефонные горячие линии, организуются общественные палаты и общественные советы. Помогает ли это?

Члены Общественного совета при УМВД Владимирской области недавно провели мониторинг общественного мнения по состоянию криминогенной обстановки в регионе и оценки работы органов внутренних дел. Итоги получились любопытными. Например, лишь 41% опрошенных верят в защиту полицейскими в случае чего, все остальные ‑ не верят или сомневаются. При этом 79% все равно обратятся в полицию «если что», а 82% работой правоохранителей удовлетворены. Такие вот взаимоисключающие результаты...
В качестве обычного гражданина ‑ не журналиста и не члена Общественного совета при УМВД ‑ мне дважды доводилось обращаться за помощью к полиции. Было это несколько лет назад, и впечатления остались двойственными. Помощь я получила, но для этого оба раза пришлось дойти до руководителей ‑ в одном случае УМВД по городу Владимиру, во втором ‑ областного управления. Поскольку на первом и втором уровнях (дежурной части, участковых и начальников подразделений) ничего добиться не удавалось.
С тех пор в областном УМВД дважды сменилось руководство. А МВД вообще пережило масштабную реформу, пересмотрев систему контроля за реагированием на сообщения граждан о преступлениях и конкретно ужесточив ответственность за волокиту, отписки и укрывательство. Стало ли людям легче общаться с полицией? Мой вывод: в целом ‑ да. Кстати, статистика это подтверждает: количество обращений в УМВД от граждан растет, но при этом жалоб на действия полицейских становится меньше.
Конечно, всего один инспектор ДПС или, к примеру, участковый, отнесшийся к человеку в беде пренебрежительно или равнодушно, способен как никто навредить имиджу всей правоохранительной системы, потому что «сарафанное радио» в деле пропаганды самое эффективное СМИ. Однако и весь Общественный совет, и начальник областного УМВД Сергей Губарев настоятельно рекомендуют гражданам не делать выводы по одному-двум нерадивым сотрудникам, и если есть вера в свою правоту - не бояться ее отстаивать. Способов для этого предостаточно.
Если ваше заявление не принимают или необоснованно отказывают в его приеме ‑ обращайтесь к начальнику этого сотрудника. Не действует - к начальнику начальника... Есть телефон доверия УМВД ‑ 8(4922)35-40-49. Есть отдел собственной безопасности УМВД. Есть личные приемы граждан всем руководством управления, в том числе с выездами в территории (графики публикуются на сайте управления в разделе «Для граждан»). А Губарев, кстати, помнит и применяет подзабытую практику горячих линий «Алло, начальник УМВД слушает...», время проведения которых также публикуется на сайте управления. И есть, наконец, Общественный совет, члены которого принимают граждан каждый вторник с 17.00 до 19.00 - со своей проблемой можно достучаться куда надо и через ОС, для того он и создан. Я лично буквально за руку недавно отвела к начальнику УМВД человека, уверенного в том, что в его деле замешан сотрудник полиции и поэтому правды в его маленьком районе не добиться. Начальник УМВД по его обращению распорядился провести служебную проверку.
- Не надо бояться к нам обращаться, - говорит Сергей Губарев. - Если факты подтверждаются, мы обязательно на них реагируем. Вплоть до увольнения виновных сотрудников или даже уголовной ответственности для них. Никто здесь виновных прикрывать не будет.
А чтобы наглядно доказать открытость полиции, главный областной полицейский сделал мне роскошное предложение: поучаствовать в качестве подсадной потерпевшей в так называемой «легендированной вводной» ‑ проверке правильности и эффективности действий сотрудников при получении сообщений граждан о происшествии: «Сами все и увидите». При этом во избежание утечек информации знали об этой акции лишь сам Сергей Губарев, его водитель, руководитель пресс-службы управления и я.
Сценарий мы на четверых придумали такой. Я ‑ приезжая из другого города. Во Владимире в гостях у родственников. Вышла посмотреть город, накупила косметики в Торговых рядах, у ЦУМа села в такси без шашечек и поехала на вокзал узнать расписание поездов. А там попросила водителя подождать пять минут, оставив в машине сумку с покупками. В итоге таксист не дождался - уехал с моим добром. А мне осталось бежать к ближайшему полицейскому с причитаниями «караул» и описанием водителя и его машины. Описывала я автомобиль, в котором все это время находился то курсирующий по городу, то наблюдающий за моим шоу сам Сергей Губарев.
Моя импровизация продлилась примерно полтора часа. В качестве слушателей в ней оказались задействованы сотрудники линейного отдела внутренних дел на транспорте, ГИБДД и Октябрьского РОВД, куда меня в итоге и привезли для оформления заявления по всей форме.
Начальник управления, по моим впечатлениям, работой своих сотрудников остался недоволен ‑ на следующее утро в УМВД состоялся большой «разбор полетов». Ну на то он начальник и профессионал, чтобы замечать и фиксировать все. А лично я в качестве потерпевшей отметила лишь два недочета. Первый: сотрудники линейного отдела, внимательно меня выслушав, стали диктовать мне телефоны ГИБДД и РОВД, вместо того чтобы позвонить самим. Второй: дежурный ОБ ДПС ГИБДД, принявший мое сообщение, сказал короткое «ждите» и отключился. Будь я реальной потерпевшей, я бы предпочла не ждать неизвестно чего, а сразу узнать, что он тут же дал нарядам ДПС ориентировки на машину с предполагаемым воришкой. Было именно так, но дежурный мне этого не сказал. Реальный потерпевший после такого «ждите» мог решить, что всем на него наплевать... Впрочем, в целом отношение полицейских было внимательным, невзирая на обстоятельства происшествия и заявленную относительно невысокую стоимость (порядка 7 тысяч рублей) моей утраты.
Сергей Губарев прокомментировал это так:
- На самом деле это не разовая акция, а постоянная практика. Проверки действий дежурных частей, наружных нарядов, следственно-оперативных групп при поступлении сообщения о преступлении или происшествии обязательно проводятся в ходе комплексных выездов, проверок соблюдения учетно-регистрационной дисциплины в территориальных органах, а также ответственными от руководства. Кроме проверок алгоритма действий при поступлении сообщений на плановой основе проверяется вся работа по заявлениям ‑ качество, полнота сбора материалов, сроки и законность при принятии решений об отказе или возбуждении уголовного дела. Есть и специализированное подразделение в УМВД, которое контролирует эти вопросы. Четко организовать первоначальную работу по заявлениям ‑ одна из самых важных задач. Если человек обратился к нам, значит, оказался в беде и полиция должна ему оказать помощь ‑ быстро и квалифицированно. Без хорошей работы на первоначальном этапе преступления раскрывать сложно. Нарушения, которые допускаются, нередко вызваны низкой квалификацией отдельных сотрудников, а бывает ‑ и откровенной ленью, «процентоманией». Это наносит вред не только имиджу ведомства, но и всей нашей работе.

Языком цифр
В первом полугодии 2014 года зарегистрировано 161 тысяча 684 сообщения (заявления) граждан о преступлениях и происшествиях (+16% к АППГ).
За этот период в УМВД поступило 121 обращение по фактам неправомерных действий сотрудников при приеме, регистрации и разрешении сообщений, информация подтвердилась в 24 случаях. Еще 745 нарушений в ОВД выявили самостоятельно ‑ без жалоб граждан. В основном это необоснованные отказы в возбуждении уголовного дела. За нарушения по этой линии с начала года наказан 191 сотрудник, из них 26 руководителей разного ранга. С начала года возбуждено 11 уголовных дел в отношении сотрудников полиции.

Цитата дня
Сергей Губарев, начальник УМВД по Владимирской области:
- Укрытие преступлений от учета, манипуляция статистикой ‑ это ЧП, за которое каждый руководитель будет отвечать предельно жестко. Моя позиция по-прежнему неизменна. Мы уже дали дисциплинарные оценки по таким нарушениям во Владимире, межмуниципальном отделе «Ковровский», отделе МВД России по Киржачскому району, ряде других территориальных подразделений. В том числе руководителям областного аппарата, отвечающим за эти вопросы. Я распорядился максимально ужесточить спрос. Лично переопрашивать заявителей, разбираться с повторными отказными материалами, контролировать проведение сверок. Завести для себя практику ‑ еженедельно давать вводные задачи по приему и регистрации заявлений. Только таким личным контролем можно обеспечить соблюдение учетно-регистрационной дисциплины. Хотя бывают и другие крайности. В одном городе убежала кошка ‑ так зарегистрировали как преступление.

Обратите внимание
15 августа с 14.00 и 16 августа с 9.00 в здании УМВД России по Владимирской области (город Владимир, улица Большая Московская, дом 45) Главным инспектором МВД России генералом-майором полиции Игорем Александровичем Скляром будет проводиться прием граждан по вопросам, касающимся деятельности органов внутренних дел по Владимирской области.
Предварительная запись по телефону: 37-43-95.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:59 Житель Московской области обманул суздальскую пенсионерку на полмиллиона рублей
Мужчина использовал ставшую, увы, классической схем обмана - рассказал женщине о том, что ее внучка якобы стала виновницей аварии. Замять неприятности он предложил с помощью денег.
вчера в 18:59 Минсоцзащиты населения Владимирской области передало автомобиль в зону СВО
Министерство социальной защиты населения Владимирской области передало Народному фронту для отправки в зону проведения Специальной военной операции микроавтобус «Фиат Дукато», оборудованный специальными подъёмниками для…