Члены Общественного совета при УМВД Владимирской области недавно провели мониторинг общественного мнения по состоянию криминогенной обстановки в регионе и оценки работы органов внутренних дел. Итоги получились любопытными. Например, лишь 41% опрошенных верят в защиту полицейскими в случае чего, все остальные ‑ не верят или сомневаются. При этом 79% все равно обратятся в полицию «если что», а 82% работой правоохранителей удовлетворены. Такие вот взаимоисключающие результаты...
В качестве обычного гражданина ‑ не журналиста и не члена Общественного совета при УМВД ‑ мне дважды доводилось обращаться за помощью к полиции. Было это несколько лет назад, и впечатления остались двойственными. Помощь я получила, но для этого оба раза пришлось дойти до руководителей ‑ в одном случае УМВД по городу Владимиру, во втором ‑ областного управления. Поскольку на первом и втором уровнях (дежурной части, участковых и начальников подразделений) ничего добиться не удавалось.
С тех пор в областном УМВД дважды сменилось руководство. А МВД вообще пережило масштабную реформу, пересмотрев систему контроля за реагированием на сообщения граждан о преступлениях и конкретно ужесточив ответственность за волокиту, отписки и укрывательство. Стало ли людям легче общаться с полицией? Мой вывод: в целом ‑ да. Кстати, статистика это подтверждает: количество обращений в УМВД от граждан растет, но при этом жалоб на действия полицейских становится меньше.
Конечно, всего один инспектор ДПС или, к примеру, участковый, отнесшийся к человеку в беде пренебрежительно или равнодушно, способен как никто навредить имиджу всей правоохранительной системы, потому что «сарафанное радио» в деле пропаганды самое эффективное СМИ. Однако и весь Общественный совет, и начальник областного УМВД Сергей Губарев настоятельно рекомендуют гражданам не делать выводы по одному-двум нерадивым сотрудникам, и если есть вера в свою правоту - не бояться ее отстаивать. Способов для этого предостаточно.
Если ваше заявление не принимают или необоснованно отказывают в его приеме ‑ обращайтесь к начальнику этого сотрудника. Не действует - к начальнику начальника... Есть телефон доверия УМВД ‑ 8(4922)35-40-49. Есть отдел собственной безопасности УМВД. Есть личные приемы граждан всем руководством управления, в том числе с выездами в территории (графики публикуются на сайте управления в разделе «Для граждан»). А Губарев, кстати, помнит и применяет подзабытую практику горячих линий «Алло, начальник УМВД слушает...», время проведения которых также публикуется на сайте управления. И есть, наконец, Общественный совет, члены которого принимают граждан каждый вторник с 17.00 до 19.00 - со своей проблемой можно достучаться куда надо и через ОС, для того он и создан. Я лично буквально за руку недавно отвела к начальнику УМВД человека, уверенного в том, что в его деле замешан сотрудник полиции и поэтому правды в его маленьком районе не добиться. Начальник УМВД по его обращению распорядился провести служебную проверку.
- Не надо бояться к нам обращаться, - говорит Сергей Губарев. - Если факты подтверждаются, мы обязательно на них реагируем. Вплоть до увольнения виновных сотрудников или даже уголовной ответственности для них. Никто здесь виновных прикрывать не будет.
А чтобы наглядно доказать открытость полиции, главный областной полицейский сделал мне роскошное предложение: поучаствовать в качестве подсадной потерпевшей в так называемой «легендированной вводной» ‑ проверке правильности и эффективности действий сотрудников при получении сообщений граждан о происшествии: «Сами все и увидите». При этом во избежание утечек информации знали об этой акции лишь сам Сергей Губарев, его водитель, руководитель пресс-службы управления и я.
Сценарий мы на четверых придумали такой. Я ‑ приезжая из другого города. Во Владимире в гостях у родственников. Вышла посмотреть город, накупила косметики в Торговых рядах, у ЦУМа села в такси без шашечек и поехала на вокзал узнать расписание поездов. А там попросила водителя подождать пять минут, оставив в машине сумку с покупками. В итоге таксист не дождался - уехал с моим добром. А мне осталось бежать к ближайшему полицейскому с причитаниями «караул» и описанием водителя и его машины. Описывала я автомобиль, в котором все это время находился то курсирующий по городу, то наблюдающий за моим шоу сам Сергей Губарев.
Моя импровизация продлилась примерно полтора часа. В качестве слушателей в ней оказались задействованы сотрудники линейного отдела внутренних дел на транспорте, ГИБДД и Октябрьского РОВД, куда меня в итоге и привезли для оформления заявления по всей форме.
Начальник управления, по моим впечатлениям, работой своих сотрудников остался недоволен ‑ на следующее утро в УМВД состоялся большой «разбор полетов». Ну на то он начальник и профессионал, чтобы замечать и фиксировать все. А лично я в качестве потерпевшей отметила лишь два недочета. Первый: сотрудники линейного отдела, внимательно меня выслушав, стали диктовать мне телефоны ГИБДД и РОВД, вместо того чтобы позвонить самим. Второй: дежурный ОБ ДПС ГИБДД, принявший мое сообщение, сказал короткое «ждите» и отключился. Будь я реальной потерпевшей, я бы предпочла не ждать неизвестно чего, а сразу узнать, что он тут же дал нарядам ДПС ориентировки на машину с предполагаемым воришкой. Было именно так, но дежурный мне этого не сказал. Реальный потерпевший после такого «ждите» мог решить, что всем на него наплевать... Впрочем, в целом отношение полицейских было внимательным, невзирая на обстоятельства происшествия и заявленную относительно невысокую стоимость (порядка 7 тысяч рублей) моей утраты.
Сергей Губарев прокомментировал это так:
- На самом деле это не разовая акция, а постоянная практика. Проверки действий дежурных частей, наружных нарядов, следственно-оперативных групп при поступлении сообщения о преступлении или происшествии обязательно проводятся в ходе комплексных выездов, проверок соблюдения учетно-регистрационной дисциплины в территориальных органах, а также ответственными от руководства. Кроме проверок алгоритма действий при поступлении сообщений на плановой основе проверяется вся работа по заявлениям ‑ качество, полнота сбора материалов, сроки и законность при принятии решений об отказе или возбуждении уголовного дела. Есть и специализированное подразделение в УМВД, которое контролирует эти вопросы. Четко организовать первоначальную работу по заявлениям ‑ одна из самых важных задач. Если человек обратился к нам, значит, оказался в беде и полиция должна ему оказать помощь ‑ быстро и квалифицированно. Без хорошей работы на первоначальном этапе преступления раскрывать сложно. Нарушения, которые допускаются, нередко вызваны низкой квалификацией отдельных сотрудников, а бывает ‑ и откровенной ленью, «процентоманией». Это наносит вред не только имиджу ведомства, но и всей нашей работе.
Языком цифр
В первом полугодии 2014 года зарегистрировано 161 тысяча 684 сообщения (заявления) граждан о преступлениях и происшествиях (+16% к АППГ).
За этот период в УМВД поступило 121 обращение по фактам неправомерных действий сотрудников при приеме, регистрации и разрешении сообщений, информация подтвердилась в 24 случаях. Еще 745 нарушений в ОВД выявили самостоятельно ‑ без жалоб граждан. В основном это необоснованные отказы в возбуждении уголовного дела. За нарушения по этой линии с начала года наказан 191 сотрудник, из них 26 руководителей разного ранга. С начала года возбуждено 11 уголовных дел в отношении сотрудников полиции.
Цитата дня
Сергей Губарев, начальник УМВД по Владимирской области:
- Укрытие преступлений от учета, манипуляция статистикой ‑ это ЧП, за которое каждый руководитель будет отвечать предельно жестко. Моя позиция по-прежнему неизменна. Мы уже дали дисциплинарные оценки по таким нарушениям во Владимире, межмуниципальном отделе «Ковровский», отделе МВД России по Киржачскому району, ряде других территориальных подразделений. В том числе руководителям областного аппарата, отвечающим за эти вопросы. Я распорядился максимально ужесточить спрос. Лично переопрашивать заявителей, разбираться с повторными отказными материалами, контролировать проведение сверок. Завести для себя практику ‑ еженедельно давать вводные задачи по приему и регистрации заявлений. Только таким личным контролем можно обеспечить соблюдение учетно-регистрационной дисциплины. Хотя бывают и другие крайности. В одном городе убежала кошка ‑ так зарегистрировали как преступление.
Обратите внимание
15 августа с 14.00 и 16 августа с 9.00 в здании УМВД России по Владимирской области (город Владимир, улица Большая Московская, дом 45) Главным инспектором МВД России генералом-майором полиции Игорем Александровичем Скляром будет проводиться прием граждан по вопросам, касающимся деятельности органов внутренних дел по Владимирской области.
Предварительная запись по телефону: 37-43-95.