13 августа 2014 в 17:55

Сельские школы: обнять и плакать...

Через две недели начнется новый учебный год. А пока в школьных зданиях, по идее, все должно крутиться и вертеться. Тем более что, как сказала губернатор Светлана Орлова после посещения нескольких сельских школ области, настроение у нее было «обнять и плакать». И тут же Орлова призвала руководителей местных властей брать подготовку сельских школ к новому учебному году под особый контроль. Мол, главы несут за это персональную ответственность. А мы тоже решили проинспектировать ход ремонтных работ в нескольких сельских школах. Итак, ситуация как она есть.

Дорога к школе
Первым делом едем в школу села Порецкое Суздальского района. Первое неприятное впечатление ‑ дорога. На Суздаль ‑ нормальная. До села Борисовского вообще свежий асфальт положен. До Порецкого ‑ не самый страшный вариант трассы. Но вот съезд к школе ‑ просто ужас!
И только потом, посетив в тот день еще несколько школ, мы поняли, что «порецкий ужас» был еще в рамках приличного. Потому что в других местах - полный кошмар. Самое обидное, что этот удивительный контраст между муниципальными дорогами в целом и подъездами непосредственно к зданиям школ наблюдался везде, где мы побывали. В поселке Мирный Камешковского района после поворота на школу асфальт просто исчезает. Лишь редкие его островки среди грунта, щебня и ям с водой напоминают о том, что он здесь когда-то был.
- Считайте, что это у нас специально, вместо «лежачего полицейского», чтобы машины у школы не разгонялись, - горько пошутил на дорожную тему один из жителей Мирного.
А ведь совсем недавно муниципалитеты громко и уверенно отчитывались о реализации программы «Дорога к школе». Это вот и есть результаты этой программы?
Собственно, по качеству дорожного покрытия уже можно догадаться, что мы увидим дальше, какое к школе отношение.
Бедность! Если состояние сельской школы характеризовать одним словом, то это будет ‑ бедность! Да, есть серьезные подвижки по оснащению школ техникой и мебелью. Но школам требуется куда как больше средств на преодоление последствий многолетнего недофинансирования.
А главное - на качественные капитальные ремонты.
Впрочем, лучше один раз увидеть…
Честная бедность
Порецкая школа нас встретила шумом газонокосилки: работники окашивали стадион. В окне мелькал силуэт женщины, натиравшей стекла. Мы еще не вошли внутрь, но уже поняли: подготовка здания к учебному году идет.
Директор школы к появлению неожиданных гостей отнеслась с пониманием:
- У нас чуть ли не каждый день кто-нибудь из проверяющих бывает. Вчера ‑ технадзор, сегодня вы, жду еще проверку из прокуратуры. Контроль нужен. Все правильно. Но вот если бы еще денег побольше выделяли, - вздыхает директор школы Ольга Дегтярева. - Пару недель назад получили средства на ремонт спортзала, сейчас вот красим стены.
На средства, выделенные в прошлом году, отремонтировали туалеты в помещении младшей школы. Там теперь установлена современная сантехника. Все в кафеле. На этаже у старшеклассников «удобства» попроще. Денег на хороший ремонт пока нет, и обошлись минимумом: покрасили стены и полы. Без шика, но чисто и аккуратно. Кстати, в этой школе такая «фишка»: стены чистые везде, вне зависимости от того, свежепокрашены они или нет.
- А у нас ребята стены не пачкают, - объясняет Ольга Валерьевна. ‑ Мы из старшеклассников летом трудовые отряды формируем. В этом году 12 человек в таком отряде работало. Зарплату платят центр занятости и районная администрация. Для ребят ‑ хорошая возможность подзаработать на благоустройстве территории и мелком ремонте в школе. Ну а своими руками сделанное никто портить не станет. И другим не даст.
В классе информатики встречаем учителя Наталью Егорову. Она в отпуске, но зашла в школу: полить цветы, протереть пыль, проверить, как работает компьютерная сеть. Наталья Николаевна еще и руководитель школьного волонтерского отряда. Отряд помогает одиноким старикам, больным и оказавшимся в трудной жизненной ситуации детям. Волонтерам и в каникулы занятие всегда найдется.
Компьютеризированные классы ‑ гордость школы. Ничем не уступают городским. Это правда: проблем с мебелью и оборудованием в сельских школах сегодня нет. А вот кусок линолеума, чтобы закрыть прореху, преподавателям пришлось нести из дома.
Нет у школы и детской игровой площадки для младшеклассников. Будет, когда поставят ограждение: его возводят частями по мере поступления финансирования. Пока же детишек на продленке водят играть в соседний со школой двор, где такая площадка есть.
Так вот и живут, восполняя, где получается, нехватку средств энтузиазмом и смекалкой. Бедно, но с достоинством. И позже, когда день закончился, мы поняли, что это была самая благополучная школа из увиденных нами.
Перед отъездом не удержались, сорвали со школьных яблонь по яблоку. Урожай знатный. Только вот к детскому столу яблоки эти не попадут. Законодательство у нас такое - без сертификата от Роспотребнадзора никакие продукты, даже свои, к столу подавать нельзя. А сертификат денег стоит, а их у школы и так мало. Кому такая ситуация выгодна? Торгашам. У них все сертификаты есть. Впрочем, вряд ли отсутствие сертификата остановит детей нарвать свежих фруктов прямо с дерева. Нас же вот не остановило...
Надежда на шефов
К полудню подъезжаем уже к Сергеихе. Школа стоит вымершая. Никого, несмотря на разгар рабочего дня. На звонки никто не отвечает. Приходится ограничиваться внешним осмотром. Перед школьным крыльцом асфальт как будто выгрызли до щебня. На козырьке подтеки. С торца здания хорошо виден вымокший насквозь фундамент. Рамы окон спортзала аж черные. Но через эти же окна видны штабеля кирпича внутри. Значит, ремонт как бы идет. Фасад над крыльцом уже облицован новым кирпичом.
Следующая остановка у нас - в Коверино. После уже привычной тряски на ямах при подъезде к школе удивляет аккуратная асфальтовая дорожка вокруг здания.
- Это нам Камешковский
ДРСУ сделал. Шефская помощь, - говорит и.о. директора Коверинской начальной школы Светлана Лаврова.
Светлана Михайловна уверена, что жизнь налаживается:
- Нам после урагана крышу новую сделали. Теперь нас не заливает. Несколько лет назад перешли на газ ‑ больше перебоев с отоплением зимой нет. Хотя на всякий случай обогреватели всегда наготове.
Исчезли и проблемы с подачей воды. Но по привычке над краном оставили умывальники. На всякий случай.
Понятно, что все познается в сравнении, и после регулярных перебоев с теплом и водой бесперебойная подача благ цивилизации ‑ уже великое достижение. И это грустно. Ах да, в классах ‑ новые мебель и оборудование. В дошкольной группе ‑ уйма игрушек, разложенных по аккуратным полочкам. Информатику и английский язык сельским деткам преподают со второго класса. Все это здорово.
Но вместе с этим ‑ тряпочная занавеска, отделяющая подсобку от классной комнаты, крохотная каморка учительской с одним видавшим виды столом на всех, следы недавней аварии на стене первого этажа ‑ натекло из прорвавшейся трубы в туалете.
Аварию устранили. Скоро ликвидируют и следы, напоминающие о ней: преподаватели, скинувшись, уже закупили на свои небольшие рубли шпатлевку и краску. Но старые трубы останутся. И рассыпающиеся от ветхости крылечки нужно чинить. И игровую площадку для детей надо бы на какие-то средства сделать.
У школы когда-то была хорошая игровая площадка. Ее остатки на заднем дворе до сих пор - место активного отдыха школьников. Почему остатки? А потому, что значительную часть качелей, горок и лесенок пришлось демонтировать ‑ мол, они не соответствуют изменившимся нормам безопасности. Но на новую площадку денег нет. Руководство школы активно работает со спонсорами. Территории под площадку уже спланировали и разровняли, а вот с конструкциями что-то затормозилось. Спонсоры от обещанного не отказываются, но…
Спрашиваю у Светланы Михайловны, что требуется профинансировать в первоочередном порядке?
- Продленка нам очень нужна, - отвечает она. - Но не положено. Школа у нас малокомплектная, всего 19 детишек учится. А ведь нужно учитывать и местную специфику. У трети учеников родители работают за пределами села, в Камешкове и во Владимире. С кем ребят после занятий оставить? Без бюджета, на платной основе и пытаться бесполезно. Селяне не потянут. У нас народ небогатый.
Рождаемость в селе, кстати, растет. В этом году родился 21 ребенок. Но все ли они пойдут в школу в родном селе? Или родители предпочтут увезти их туда, где и работа есть, и группы продленного дня при школах, и спортивные и игровые площадки в наличии?
Кто спасет школу?
Из Коверина направляемся во Второво и поселок Мирный. В обоих селах в школы нам попасть не удалось. То ли обеденный перерыв у сотрудников, то ли пятницу здесь за рабочий день не считают...
Второвская основная общеобразовательная школа, которую чуть было не закрыли в 2010 году, судя по внешнему виду, достаточных средств на ремонт так и не получила. Сейфовые двери и несколько стеклопакетов на общее впечатление не влияют. Под крышей ‑ потеки, оторванный карниз тоже не похож на дизайнерские изыски. Пристройки к основному зданию ‑ в руинированном состоянии. Да и пришкольная территория создает ощущение заброшенности.
В Мирном первое впечатление совсем другое. Чистенький бело-розовый забор, ограждающий пришкольную территорию. Газоны выкошены. Если смотреть издалека ‑ идиллический школьный дворик. Только вот бетонная дорожка, ведущая к крыльцу через аллею кустов сирени, вся потрескалась. Из трещин вовсю пробивается трава. Так что при приближении к школьному зданию пасторальное настроение улетучивается. От насквозь вымокших стен, кое-где декорированных мхом, веет запахом грибной плесени и осенней сырости. Бетонная балка над пластиковым окном отсырела настолько, что начала крошиться. Разрушается и крыльцо, кирпич местами ‑ тоже.
В общем, вот так - многие годы без нормальных профилактических ремонтов обернулись тем, что теперь зданию явно требуется дорогой капитальный ремонт. И такая ситуация почти во всех сельских школах, которые мы объехали. Разве что в Порецком, возможно, будет достаточно хорошей «косметики». Энтузиазм педагогов, скидывающихся на краску и линолеум, ситуацию переломить никак не в состоянии.
Последние лет двадцать эту проблему пытались решать радикально, просто закрывая сельские школы. Нет школы ‑ и голову ломать не нужно, где взять средства на ее ремонт. А ведь все это мы уже проходили, когда так же в целях оптимизации и экономии всю «социалку» стягивали на центральные усадьбы, убив малые деревни. Но жизнь доказала: как только школа закрывается, село умирает.
Теперь «оптимизация» затронула и бывшие центральные усадьбы. Многие крупные села - на грани выживания. Какой смысл молодежи оставаться жить там, где нет условий для воспитания и образования детей, или условия в разы хуже, чем в городе? Без школы и детских садов удержать на селе экономически активное население - задача нерешаемая. И кто тогда будет работать над укреплением продовольственной безопасности страны?

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 21:50 Владимирские депутаты отдали «Дом-утюг» под факультет медуниверситета
Депутаты СНД города Владимира на заседании 24 апреля проголосовали за безвозмездную передачу Правительству региона помещений в скандально известном «Доме-утюге» на пересечении Горького и Мира. Здание с современной планир…
вчера в 18:31 Во Владимире вручены награды от имени фонда «Народный фронт. Всё для Победы»
Необычная церемония награждения состоялась в начале заседания Законодательного Собрания Владимирской области 23 апреля: вручение благодарственных писем благотворительного фонда «Народный фронт. Всё для Победы». Их получи…