26 августа 2014 в 19:28

Отечественный бизнес получил шанс

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Древние греки правильно говорили - не боги горшки обжигают. Взятый нашими властями курс (другое дело, сознательно или вынужденно) ставит перед отечественным производителем задачу ‑ импортозамещать как можно больше товаров. И ‑ предоставляет шанс показать себя во всей бизнес-красе.

Импортозамещение ‑ дело логичное. Во-первых, зачем из-за тридевять земель везти то, что можно сделать у себя, - от зубочисток и бинтов до стройматериалов и разных агрегатов? Во-вторых, зависимость от импорта чревата угрозой даже политической независимости страны, как всем наглядно показали события последних месяцев, когда против России стали вводить секторальные санкции. Особенно опасна зависимость от высокотехнологичной продукции.
Да, мы встроены в мировую экономику, годовой объем внешней торговли только Владимирской области ‑ больше $1,6 млрд. Но свои альтернативы импорту у нас быть должны. Мы же не дикари, только и способные за «бусы и ножи» продавать ресурсы...
Заводы ‑ здесь!
Особое внимание властей в их новой стратегии развития отводится обрабатывающим отраслям. Председатель комитета по промышленной политике АВО Виталий Лонский говорит, что в нашей области представлены все 16 базовых отраслей промышленности (более 3,5 тысячи предприятий, годовой объем промышленного производства - почти 300 млрд, - 7-е место в ЦФО). Лонский считает, что с учетом потенциала и компетенций промышленность региона-33 могла бы участвовать в реализации федеральных программ импортозамещения по целому ряду направлений ‑ от лекарств и высокоточной механики до станкостроения и лазерных технологий.
Речь не идет о том, чтобы тотально гнать из России все иностранное. Владимир Путин делает акцент на двух вещах: возврате рынка национальным производителям путем их поддержки и локализации производств в России. То есть иностранным производителям недвусмысленно транслируется: хотите работать на нашем рынке - открывайте заводы здесь. Потому что это не только налоги и рабочие места, но и внедрение современных технологий (иначе нет смысла строить завод), и привязка к местным поставщикам сырья и услуг. Это то, что мы приветствуем. Не случайно даже сейчас, после введения эмбарго на еду из ЕС и США, из наших магазинов не исчезли многие товары импортных брендов - это те компании, у которых есть заводы в России.
Пока одни стонут, другие делают
Конечно, бизнес у нас в стране любит стонать, как ему сложно, и рассуждать о том, что поддержки государства не хватает. Но есть и топ-менеджеры, которые согласны ‑ да, нужна поддержка государства, но на нее они не делают главной ставки. Например, завод по производству трубопроводной арматуры «Гусар» в Гусь-Хрустальном начинался 12 лет назад с голого и заброшенного цеха. Сейчас это высокотехнологичное производство с годовыми объемами в несколько миллиардов рублей и солидным кругом клиентов (например, «Транснефть)».
Когда несколько месяцев назад гендиректор «Гусара» Александр Березкин рассказывал мне об очередной разработке завода, я спросила: «Зачем вкладывать деньги в разработку продукта, на который еще нет покупателей?» В ответ прозвучало: «Так я сначала должен предложить рынку товар, который лучше и при этом дешевле своих аналогов».
Такая стратегия работает ‑ арматура «Гусара» вытесняет с рынка продукцию иностранных конкурентов. А ведь Березкин тоже мог лишь стонать о том, что государство мало помогает...
Про владимирское предприятие «РМ Нанотех» и его супермембраны мы тоже не раз рассказывали. Инвесторы и там годами вкладывались в то, чтобы появился их продукт со своими замечательными качествами.
«Генериум» в Петушинском районе и вовсе возвел мини-город, где производится полный цикл лекарственных препаратов, некоторые - уникальны. Не зря «Генериум» сумел без всяких санкций, лишь рыночными методами (качество, эффективность, цена) вытеснить с российского рынка импортные аналоги ряда препаратов.
Владимирский ВЭМЗ даже в самые сложные времена не прекращал заниматься разработками. В итоге появились приводные двигатели для вагонов метро и безредукторная лебедка для лифтового механизма. Двигатели легче, выносливее, тише и дешевле, чем их импортные аналоги.
Конечно, у российского рынка есть своя специфика. Гендиректор ВЭМЗа Алексей Русаковский говорит:
- У нас есть люди, которые любят импортное, если оно лучше и дешевле, но есть и такие люди, которые любят, потому что дороже.
Это - намек на страсть «ответственных товарищей» к откатам от импортеров. Ничем другим желание покупать то, что хуже и дороже, объяснить нельзя. Директора это явление прокомментировали так:
- Надо разбираться с людьми, которые очень любят импортное. Здесь тоже приходится бороться.
Мощностей - навалом
Продвижение на рынок ‑ это уже другой этап. К нему надо быть готовыми с хорошим товаром. Такие предприятия, как «Генериум», «РМ Нанотех», ВЭМЗ и «Гусар», такой товар имеют.
Виталий Лонский на цифрах обозначает потенциал наших предприятий: у некоторых мощности загружены на 24-64%, а у кого-то загрузка едва дотягивает до 6%...
- Это поверхностные показатели, - говорит Лонский. - Но они дают возможность считать, что стратегия импортозамещения имеет под собой серьезное инженерное и технологическое обоснование. Благо, правительство разрабатывает программы стимулирования этих направлений и отводит на импортозамещение реальные сроки ‑ от 2 до 5 лет.
Но все упомянутые предприятия об импортозамещении начали думать гораздо раньше, чем власти провозгласили соответствующую политику. Сергей Гребенкин говорит, что работу с поставщиками сырья и комплектующих они начинали еще на старте реализации своего проекта. Вводили их в федеральные и региональные программы поддержки, под помощь госкорпораций и министерств. Так «РМ Нанотех» сумел за три года подтянуть предприятия из нескольких российских регионов. А в нашей области работа с компанией помогла модернизироваться трем предприятиям. В итоге со 100-процентной закупки комплектующих компания перешла к 50-процентной. Потенциальные смежники только рады: «Сделаем, зачем вам компоненты из-за рубежа таскать?»
ВЭМЗ на импортную иглу по сырью и не садился. Русаковский говорит, что только подшипники покупает за границей - и то только для тех заказчиков, кто принципиально хочет агрегаты со шведскими подшипниками.
У Березкина была своя ситуация. Заказчик просил разработать задвижку не хуже, чем у конкретной зарубежной компании. Проблемой стало литье для этой задвижки: мониторили всю Россию, нужного качества не нашли. В итоге заказчик способствовал созданию в Челябинске предприятия по производству литья нужного качества. В соучредителях там и итальянцы, но завод-то ‑ российский. В итоге сделали свое, да еще и постройку нового предприятия стимулировали.
Производственное технологичное оборудование ‑ это, пожалуй, единственное, что беспокоит наших реальных капитанов бизнеса. Березкин говорит:
- Чтобы делать высококачественное изделие, нужно высококачественное оборудование, а оно, увы, в стране пока не производится. Мы бьемся, просим на время, пока у нас создадут свое, отменить пошлины, НДС на ввозимое оборудование... Не можем пробить эту стену.
Березкин предлагает не просто провозгласить, что мы построим свои станки, а составить систематизированный перечень оборудования, которое должно быть отечественным. Распределить задачи по его разработке по конкретным предприятиям. Кому все удастся - компенсировать затраты или проценты по кредитам...

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
сегодня в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…