27 августа 2014 в 18:04

О новых правилах и старых граблях...

11 августа вступили в силу новые правила лицензирования автошкол и подготовки водителей. Их ждали долго. Но, как это у нас обычно и бывает, оказались к ним не готовы. И как водится, все. И мало кто готов «дать зуб», что все эти нововведения наконец помогут готовить водителей так, чтобы, выехав впервые на дорогу без инструктора, они не оказались помехой или потенциальной угрозой, а полноценными участниками дорожного движения. Но - по порядку.

Нового много. Вопросов еще больше
Итак, что изменилось? Как утверждают чиновники от Минобразования - а именно это ведомство разрабатывало новые регламенты, - сам порядок лицензирования автошкол изменился не слишком заметно. Просто появились новые требования, которым школам надо соответствовать. В основном это касается нового необходимого минимума оборудования и новых категорий и подкатегорий, на которых курсантов будут готовить по соответствующим программам.
Категорий наплодили аж десяток. Плюс шесть подкатегорий. Что касается качества обучения, то в его росте не уверены даже сами инструкторы. К примеру, они не понимают, зачем необходимо отрабатывать навыки буксирования грузовым автомобилем легкового прицепа. Или каким целям служит отработка навыка снятия и установки аккумулятора (к тому же он тяжелый, а курсантов-женщин сейчас едва ли большинство). Или почему на упражнения на закрытом автодроме отводится 32 часа, а езды по междугородним автострадам в программе как не было, так и нет. Хотя сами представители школ уверяют: опыт показывает, что чем больше курсант ездит по автодрому, тем труднее ему потом привыкать к реальной дороге...
Что касается нового оборудования, то уже подсчитано: для переоснащения одного класса нужно будет затратить около 200 тысяч рублей. Ясно - эти затраты лягут на плечи курсантов. Сейчас осторожно называются суммы, которые придется выложить за обучение по новым правилам. Только первичный этап (а их теперь будет два) обучения на категорию В (легковой автомобиль) встанет в 28-30 тысяч рублей. А самое абсурдное, что требуемого по новым нормам оборудования еще не существует в природе: его не успели начать производить. Не случайно в ГИБДД подтверждают: заявок на лицензирование согласно новым нормам к ним еще не поступало. Ни одной...
Идем своим путем?
Похоже, мы снова движемся своим путем, пытаясь искать на нем сермяжную (она же посконная) правду. Хотя в той же Европе система отлажена так, что только любуйся.
В Финляндии процесс подготовки водителя растянут почти на два года. Неофитов учат ездить в реальных условиях. Отработка навыков вождения в снегопад и на гололеде. Как во дворах, так и на скоростных трассах. А это уже похоже на наши курсы экстремального вождения. Не оттого ли результат: у финнов чуть ли не самая низкая в Старом Свете смертность от ДТП?
В Германии тоже можно почерпнуть опыт. Немцы не увлекаются теорией: всего 14 занятий. Остальное - самостоятельная подготовка при необходимости. А на лекциях упор делается на разбор жизненных ситуаций. Считается, что главная задача школы - не «натаскать», как у нас, на сдачу экзаменов, а научить думать за рулем. К примеру, у нас в доброй трети билетов по теории есть пункт о минимально допустимой остаточной глубине протектора мотоциклетной шины. Какую практическую нагрузку он несет? Не ясно никому. Но пункт как был, так и есть. А немца скорее спросят, за сколько часов из организма выветривается рюмка шнапса. Или как можно застраховаться, чтобы на ходу ребенок не открыл заднюю дверь машины. Или по каким телефонам в экстремальной ситуации вызываются спасатели и полиция. Такого типа вопросов едва ли не больше, чем как разъехаться на перекрестке или что означает тот или иной знак.
Если в теории упор делается на самоподготовку, то на отработке практической езды немцы не экономят. И к закрытым площадкам уважения нет: считается, что на них нужно только получать первоначальные навыки, а все остальное умение приходит только от езды с инструктором по реальным улицам и автобанам. Как минимум два урока должны проходить в ночное время!
К слову. Автодромы в Германии, как правило, муниципальные. У нас же каждую школу обязали иметь собственный (и обязательно - сертифицированный!) специально оборудованный автодром. А это дело недешевое...
Обучение среднестатистического немца и получение им водительских прав выливается для курсанта в 1500 евро. Зато, как правило, экзамены сдаются с первой попытки, пересдач нет. На дороги выезжают водители, уже готовые к любым событиям. И права в Германии имеет почти каждый взрослый.
«Улучшайзинг» - дело тонкое...

Короче, революционного прорыва у нас не получилось. Эксперты указывают на массу недоработок, но признают, что первоначальный вариант реформы был еще хуже. И с осторожностью говорят о том, что со временем все, возможно, «отработается». Хотя и отмечают: до каких-то действительных серьезных изменений пройдет как минимум года два.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 12:20 Фермер из Александровского района заготавливает и перерабатывает березовый сок
Житель поселка Майский Сергей Батурин - личность неординарная. Это становится ясно, когда узнаешь, сколько он имеет образований и специальностей. Он и агроном, и педагог-психолог, и регулировщик радиоэлектронной аппарату…
сегодня в 10:54 Во Владимире городские службы устраняют последствия штормового ветра
Во Владимире специалисты городских служб устраняют последствия вчерашней непогоды: из-за шквалистого ветра в городе упало несколько деревьев, в некоторых случаях повредив при этом провода.