- Политическая обстановка в мире нестабильна. И санкции так или иначе затрагивают людей культуры. Ощущаете ли вы это на себе, проработав за границей более 20 лет?
- Даже представить боюсь, что снова опустится «железный занавес»... Пока я был в Вене, не чувствовал опасности. Летом, в разгар боевых действий на Украине, я уехал в отпуск. Прилетел в Россию, во Владимир - навестить маму и дорогих мне людей. Надеюсь, что по возвращении все будет также в рабочем режиме. У нас в театре много русских работает. Какое-то время я даже носил футболку с надписью: «Русские не сдаются», на которой был изображен медведь с гранатой.
- Почему вы уехали работать за границу?
- Это был 1992 год: криминал, пустые полки в магазинах - нужно было выживать, а не творить. А вообще первая мысль о работе за границей появилась лет в 15. Тогда я был на гастролях с ансамблем «Владимирец» в Португалии, Германии - танцевал в коллективе Нины Михайловны Пешковской, которую считаю своей второй мамой. Она очень помогала мне творческими советами, знакомила с нужными людьми, а главное - поддержала, когда я получил травму спины.
- Что произошло?
- Племянник знаменитого Григоровича учился со мной в одном классе в училище. Однажды перед экзаменом (по иронии судьбы ‑ экзаменом по народному танцу) он поднял меня и бросил прямо на спину. Не могу сказать, специально или нет. Так я получил серьезную травму и не знал, смогу ли вновь вернуться в балет.
- Но судьба решила, что вы нужны балету...
- Вероятно, да. Попасть на стажировку в европейские театры помог конкурс в Лозанне, в Швейцарии. Передо мной стоял выбор - Монте-Карло, Штутгарт, Цюрих... Я остался в Швейцарии. Собирался на год, но получил травму. И если бы вернулся в Россию - а мама очень ждала меня дома, - вряд ли смог бы снова пробиться. Но я выждал еще год, потом получил приглашение во Францию. А выбрал Дрезден, потом Дюссельдорф, где проработал больше 15 лет.
- Однако самостоятельная жизнь у вас началась очень рано в Москве. В училище не обижали?
- Всякое бывало. Но у меня сильный характер, поэтому я выдержал все. Нас в интернате при училище жило человек 500. Первое время письма домой постоянно писал. Помню, что все время хотелось кушать.
- Разве артисты балета не придерживаются строгой диеты?
- В балете, как в обычной жизни, кто-то склонен к полноте, кто-то нет, но вообще-то поесть мы любим. После летних каникул педагоги делали замечания по поводу веса - под Суздалем у нас есть дача, я там проводил все лето, пил молоко, поправлялся. Мне всегда приходилось держать себя в форме.
- А вот Волочкова, например, иную моду диктует...
- Это уже шоу-бизнес. К сожалению, многие судят о балете по таким скандальным фигурам, как она. Но если действительно хочешь понять мир балета, нужно просто смотреть другие каналы, читать иную прессу. А что касается формы, то мы всегда следили за ней. Наше поколение артистов так воспитано. Тем более современная хореография диктует свои законы - ты чуть ли не обнаженный танцуешь, тут важно быть в форме. Это эстетика. Хотя сейчас много трупп, где на сцену выходят бесформенные артисты.
- Век танцора, артиста балета недолог ‑ это знают все. Но почему вы ушли так рано?
- Не все рождаются Плисецкими... Я закончил карьеру, когда мне не было сорока. Считаю, лучше рано уйти, но на пике.
- Взгляд со стороны вас сильно волнует?
- Смотря от кого исходят критика или лестные отзывы. У меня с детства очень сложный характер. Я пытался себя менять, ломать, но не получилось. Помню, собирались с мамой в гости, и мне не понравились ее туфли. Я плакал, но с ней не пошел, не смог себя переломить. Хотя мамино мнение для меня важно, я к нему прислушиваюсь. А вот высказывания случайных людей меня не очень волнуют.
- В мире балета такие случайные люди, «доброжелатели», встречаются?
- Как и везде. И если ты слабый человек, ты не выживешь в балете. Мой непростой характер мне помог. Я направил эти свои упорство и упрямство в нужное русло.
- Вас, непримиримого, наверное, опасались - боялись подложить вам стекла в пуанты?
- Было и такое. На репетиции. Во время действа нужно было поменять туфли с черных на белые. Острый гвоздик оказался в одной из них. Дикая боль, вся туфля в крови... Пришлось остановить репетицию.
- Друзья есть в балете?
- Мало. Проблема еще и в переездах постоянных. Сложно поддерживать отношения на расстоянии. А вообще я люблю свободу. Балет - это свобода. Ты выходишь на сцену один и должен «взять» этот зал. В этом есть кайф!
- Не скучаете по сцене?
- Когда видишь то, что тебе по душе, думаешь, жаль, что я этого не станцевал. Но я почти каждый день занимаюсь как педагог-репетитор. Были великие педагоги, которые ничего не показывали, управляли артистами голосом. Сейчас так делать невозможно - большинство танцоров не знают терминологию.
- Сильно отличается новое поколение артистов балета от предыдущего?
- Сегодняшние ребята - «технари», чаще занимаются самолюбованием: повыше ногу поднять, шаг, растяжка... Одним словом, трюкачество. О душе забывают. Моя задача - вытащить из них эмоции. Но это иногда невозможно, к сожалению. Они мало чем по-настоящему интересуются. В перерывах сидят в телефонах, мы же смотрели на солистов. На гастролях спешат в бар, а не город посмотреть...
- Страдают вредными привычками?
- Все творческие люди подвержены стрессу. Я вот, например, курил. Но характер артиста еще и в том, чтобы отказаться от этого раз и навсегда. Сейчас не курю и не употребляю алкоголь. В этом дисциплина и уважение к себе и зрителю.
- Публика в Вене строгая?
- Вообще в Европе все иначе. Там не прощают ошибок, зал поднять очень трудно. Здесь, в России, если тебя полюбили, это навсегда. А там ошибки делать опасно для карьеры.
- У нас часто стал подниматься зал после спектаклей - и в дело, и не в дело. А на конкурсах вообще каждому коллективу вручают диплом и подарок, чтобы никого не обидеть.
- Для меня неприемлемо, когда через каждое слово говорят: гениальные и великие. По-настоящему великих людей мало. Успеха надо добиться. Я приведу вам пример настоящих оваций. Когда в Венском театре работал Рудольф Нуриев, то после спектакля публика вызывала его на бис очень долго. Занавес открывали и закрывали больше 80 раз! Вот этот артист на самом деле гениальный и великий.
Наша справка
Сергей Игнатьев - артист балета, педагог-репетитор. Родился во Владимире 30 ноября 1973 года. В 1983 году поступил в Московское академическое хореографическое училище (в настоящее время Московская государственная академия хореографии). После окончания, в 1992 году, уехал на стажировку в Швейцарию (Цюрих). С 1994 по 1995 г. - артист балета в Дрезденской государственной опере; 1995-2010 гг. - солист Немецкой оперы на Рейне (г. Дюссельдорф); с 2010 г. - педагог-репетитор Венского государственного балета.
Танцевал в балетах «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Жизель», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Сон в летнюю ночь», «Коппелия», «Федра», «Спартак», «Кармина Бурана», «Весна священная», «Кармен» и многих других.
Работал со всемирно известными хореографами, такими как Джон Ноймайер, Пьер Лакотт, Матц Эк, Ханс Ван Манен, Иржи Килиан, Пина Бауш, Хайнц Шперли, Нилс Кристи, Юрий Вамош.
27 августа 2014 в 18:25
Сергей Игнатьев, педагог-репетитор балетной труппы Венской оперы: «Слабый человек не выживет в балетном мире»
Фото: из личного архива С. Игнатьева
В 9 лет Сергей Игнатьев уехал из родного Владимира в столичное хореографическое училище. А в 18 - покинул страну, чтобы покорить своим талантом Европу. Московские гастроли его театра были одними из последних в карьере артиста. На пике формы владимирец покинул сцену, но остался в мире искусства. Сейчас Сергей Игнатьев преподает в знаменитой Венской опере. Он рассказал «ВВ» о себе, о конкуренции в балете и о людях из «другой оперы».
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
сегодня в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…