«Фарма» в помощь
Тенденции рынка ‑ активное внедрение новых технологий и усиление конкуренции. Большую часть высокотехнологичных субстанций (того, из чего делают препараты) наши предприятия экспортируют из-за рубежа. Производство субстанций обвалилось в постперестроечные годы более чем в 20 раз. Специалисты тогда всерьез опасались, что в России этот сектор перестанет существовать в принципе.
Несколько лет назад правительство решило менять ситуацию. Разработали госпрограмму «Фарма-2020». Заявили, что прибыль, потраченную на научную деятельность, не будут облагать налогами. Стратегия «Фармы-2020» - правильнее строить новые заводы с нуля, а не тратить деньги на «осовременивание» устаревших предприятий.
Сейчас российский фармпром обеспечивает 65 тысяч рабочих мест. Наибольшая концентрация предприятий отрасли - в Московской и Новосибирской областях и в Санкт-Петербурге.
Ежегодный прирост потребления лекарств в нашей стране составляет около 20-25 процентов. Это не значит, что мы стали больше болеть. Есть правило - развитые страны потребляют больше лекарств, потому что люди в них больше денег могут тратить на профилактику, дольше живут и борются с лишним весом. Не случайно около 45 процентов продаж препаратов приходится на Северную Америку. На ЕС ‑ около 1/4 мировых объемов. Меньше всего развиты
фармрынки Африки.
Одна из главных проблем отрасли - рост затрат на исследования. Средняя цена разработки нового препарата - около $800 млн. Это мало какие компании могут себе позволить. В США, где выпускается около 40 процентов мировых объемов лекарств, треть инвестиций в разработку новых препаратов вкладывает государство, а две трети ‑ частный бизнес. Речь идет о десятках миллиардов долларов. У нас инвестиции в сравнении с этим - микроскопические. Однако и они растут. Но в затратах на разработки новых препаратов есть нюансы.
На один удачный препарат ‑ кучка неудачных
Генеральный директор ЗАО «Генериум» (поселок Вольгинский Петушинского района) Дмитрий Кудлай говорит, что всегда с удовольствием слушает байки о том, как на разработку препарата потратили $5 млрд. Дело в том, что в среднем лишь 7 процентов разработок компаний доходят до стадии выхода на рынок. Остальное - в утиль. Так что в цену разработки одного удачного препарата обычно закладываются все неудачные попытки.
- Тут хитрая статистика. Есть завышение бюджетов, хотя никого не уличишь. По-моему, тут просто нужен эффективный менеджмент, - считает Кудлай.
Кстати, у «Генериума» этот показатель повыше за счет аккуратной работы экспертной группы, говорит гендиректор:
- Мы смотрим по рынку. Если понимаем, что, продолжив разработку, из-за действий конкурентов влетим, - останавливаем работу. Если оригинальная молекула на первой фазе дает неуверенный результат или во второй фазе результат, с которым мы вряд ли дойдем до конца, - останавливаем. Зачем продолжать и потом навяливать неэффективный препарат? Анализируем данные, меняем портфель, движемся дальше. Это ложится в убытки, но это нормальная мировая практика.
Средний срок работы над препаратом ‑ 3-4 года. Дальше - его испытания. То есть огромные инвестиции в фармацевтику не быстро возвратные.
Региону-33 повезло, что «Генериум» свой городок несколько лет назад построил именно у нас. Законодатели, администрация области этому активно способствовали, формируя благоприятный инвестклимат и поддерживая проект на всех стадиях реализации. Только именно благодаря этому у нас сейчас есть единственный в России научно-исследовательский биотехнологический центр мирового уровня и инновационное производство генно-инженерных препаратов полного цикла по стандартам качества GMP, что открывает доступ нашей продукции на любые рынки.
Компания производит оригинальные препараты от гемофилии (это полный комплекс лечения болезни, уникальное в мире дело), туберкулеза, рассеянного склероза, онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний. А в разработке и на стадии доклинических исследований у «Генериума» сейчас еще около 30 генно-инженерных лекарственных средств. А в АВО констатируют - доля региона в выпуске сывороток и иммунных вакцин - 64%, препаратов для лечения онкологии ‑ 50%, дисбактериоза ‑ 32%.
Производи здесь ‑
будут тебе преференции
- Мы сами делаем субстанции, тем и хорош наш проект, - говорит Кудлай.
Этот проект рыночными методами (соотношение цены и качества) выдавил с нашего рынка препараты ряда зарубежных производителей. А победа на рынке всего лишь одного сложного препарата означает объемы в 1-2 млрд рублей в год. Зачем отдавать эти деньги за рубеж?
Сейчас много говорится об ограничении допуска иностранных игроков на наш рынок ‑ например, к госзакупкам. Кудлай поясняет: речь идет об ограничении допуска лишь тех, у кого нет локализации производства в РФ. Строить научные центры и заводы у нас иностранцам не запрещено, а преференции стимулируют глубину локализации. Кудлай приводит пример:
Например, если только упаковка иностранного препарата ‑ преференция 15%. Если делаешь готовую лекарственную форму ‑ 30%. А если глубина проработки, как у нас, с полным циклом изготовления субстанций - то 40%. Нормальный рыночный механизм...
До 15 сентября профильные ведомства должны выдать перечень препаратов, производство которых будет определено к обязательной локализации в РФ.
Это наши технологии!
Из разговора с Кудлаем стало ясно, что лекарственная отрасль в нашей стране разношерстная. Есть ли аферисты? Наверняка. Но если ученые конкретного разработчика регулярно публикуются и ездят по международным конференциям ‑ это уже показатель серьезности предприятия, поскольку оно не боится выносить на суд мирового профессионального сообщества свои разработки. Кудлай рассказывает:
- Сделали препарат от гемофилии. Поехали на конгресс, чтобы в нас там камни кидали. Но никто не мог сказать, что мы непонятно что сделали где-то в подвале...
«Генериум» занимается разработкой лекарств от некоторых редких заболеваний. Хотя принято считать, что это невыгодно, дескать, рынок сбыта мал. Наш собеседник говорит о разрабатываемом препарате от болезни Гоше. Его годовой рынок сбыта оценивает примерно в миллиард рублей. В мире препарат от Гоше выпускают пока только американцы. Эти американцы были в Вольгинском, хотели убедиться, что «Генериум» не украл технологию.
- Пришлось им смириться с тем, что технология не их, а оригинальная, - улыбается Кудлай.
Полный цикл
«Генериум» умудрился вернуть в Россию 53 наших ученых, ранее прекрасно прижившихся у ведущих мировых производителей. Как их удалось переманить? Хорошими зарплатами, устроенным бытом, новыми, обставленными мебелью и техникой таунхаусами по 170 «квадратов», развитой инфраструктурой поселка. Но главное ‑ возможностью доводить проект до финала.
- Когда они в Штатах работали, то были на одной цепочке, - объясняет Дмитрий Анатольевич. - Работа винтика, который не понимает, с чего начался процесс, и успешной ли оказалась разработка. А у нас они могут добиться конкретной задачи. 90 процентов мотивации было именно в этом: вот проект ‑ и получаешь по финалу. Если дошло до эффективного препарата, то разработчики получают роялти.
В штате «Генериума» 470 человек, из них 150 - в институте (он резидент Сколково), остальные - на производстве (налоговый резидент Владимирской области, входит в число крупнейших налогоплательщиков региона, в 2013 году в бюджет области от него пришло больше 200 млн рублей). Цена всего проекта ‑ около $25 млн. Окупился он уже на третий год работы ‑ у продукции таких предприятий традиционно высокая добавленная стоимость.
В планах - новые инвестиции в развитие центра и производства, $57 млн на три года.
Но Кудлай признает - выживать на рынке непросто. На торгах порой приходилось демпинговать, чтобы занять место под солнцем. А кредиты на поддержку производства (даже такого высокотехнологичного) почти равны цене ипотеки. Но рынок стоит того, чтобы за него бороться. И у Владимирской области на этом рынке есть свой сильный представитель.
Цифры
Объемы финансирования программы «Фарма-2020» на 2009-2020 годы - 177,6 млрд рублей, из них 106,4 млрд ‑ на разработку лекарств. Цель программы ‑ увеличить долю продукции отечественного производства на внутреннем рынке до 50% (включая не менее 85% по номенклатуре из списка стратегических ЛС) и нарастить экспорт в 8 раз. Часть лекарств из стратегического списка взялся разрабатывать «Генериум».
Прямая речь
Дмитрий Кудлай, гендиректор ЗАО «Генериум»:
- Почему мы летаем на эти конференции? Щупаем, куда идет этот рынок. Если не будем следить за ним, нам останется путь только в тупик. Махание флагом и разговоры, что нас никто не закупает. Да будь ты конкурентным ‑ тебя будут закупать. Цена-качество ‑ никаких других ограничений никогда сильно не было.