27 августа 2014 в 18:33

Спасение Анны

...В 1880-х годах один парижский патологоанатом сделал посмертную маску с лица молодой девушки, выловленной из Сены. В 1958 году эта маска стала «лицом» манекена Rescue Annie ‑ «Спасаемая Анна». Парамедики и спасатели всего мира сегодня тренируются на этом манекене, хотя, конечно, сегодня Анна буквально нашпигована электроникой, реагирующей на каждое прикосновение медика через компьютер. 23 августа на мотодроме Коврова участники II областного конкурса профессионального мастерства бригад скорой помощи и спасателей МЧС «спасали Анну». Соревновалось 15 команд, 11 из которых представляли нашу область. Четыре команды приехали из Ивановской области и Пермского края. Турнир, организованный департаментом здравоохранения АВО, получился зрелищным и полезным.

Не выгореть душой
Редкий журналист не участвовал в рейдах с оперативными службами. Репортажи получаются яркими: лучший способ понять суть другой профессии ‑ испытать ее на себе. Мне случалось дежурить и с полицией, и с пожарными. Но самые сильные эмоции вызывали рейды с бригадами «Скорой». Ведь максимальное нервное напряжение вызывает не собственно трагедия, а ее предчувствие.
С пожарными едешь на пожар и знаешь ‑ будет пламя. С полицейскими мчишься на место грабежа, понятно ‑ будет разгромленный ларек. О жертвах, если есть, сообщат заранее. На это настраиваешься. А когда «на том конце» человек еще жив? И надо успеть его спасти? Но заранее ничего неясно, никаких гарантий. Какие же стальные канаты вместо нервов надо иметь, чтобы не выгорела душа?
У медиков есть выражение - «выгорание». Это когда от страданий и смертей черствеешь. В этих случаях, как говорят, лучше бежать из профессии. По словам врачей, «выгорание» - самое неприятное и нежелательное. Хуже, чем дефицит лекарств, оборудования и даже невеликой зарплаты...
…Место конкурса напоминало военный лагерь. Брезентовые шатры с табличками «Штаб», «Пункт помощи» и «Полевая кухня». Кухня, кстати, действительно военная ‑ из Ковровской дивизии. В штабе сидело жюри, возглавляли которое врачи станции «Скорой помощи» из Владимира и Березняков Пермского края.
Почему Пермь? Именно там накоплен самый обширный в стране опыт оказания экстренной помощи. Подобные турниры в Перми проводят более 10 лет. Неудивительно, что команду из Березняков считали фаворитом. Да и главный судья - их земляк Станислав Ашаев. Станислав Геннадьевич в прошлом не только побеждал на региональных и всероссийских соревнованиях. Он действующий чемпион Европы по оказанию экстренной помощи - проводят и такие чемпионаты.
Наш регион в жюри представлял главврач станции «Скорой помощи» г. Владимира Сергей Кулибаба. Он убежден: подобные соревнования региону необходимы:
- Конкурс проходит у нас всего во второй раз. Мне очень обидно, что мы не организовали его раньше. Ведь медики и спасатели обмениваются опытом, приобретают бесценные навыки!..
Улыбка смерти
Конкурс состоял из трех этапов.
Первый ‑ теория. Фельдшеры и спасатели отвечали на вопросы тестов.
Второй ‑ ситуационная задача. Это реанимация и оказание экстренной помощи. Реанимировали манекен, а помощь оказывали «условным жертвам». И о манекене, и о «жертвах» стоит сказать особо.
Манекен ‑ ту самую «спасаемую Анну» - привезли из Березняков. Сегодня это компьютеризированное устройство - идеальный способ научить студента-медика или начинающего фельдшера провести оптимальный способ реанимации.
«Француженка» из Березняков обошлась местной больнице в 350 тысяч рублей. И это далеко не единственный гаджет, который есть в арсенале пермских медиков. Об этом с гордостью сообщил нам замглавврача станции «СП» Березняков Михаил Пикалев. Во Владимирской области ни на одной станции «Скорой» такого манекена нет. Говорят, что дорого. Как же пермякам удалось найти средства в бюджете? Михаил Пикалев ответил просто:
- А не надо главврачам «Ленд Крузеры» покупать. Тогда на многое деньги найдутся. Наш главврач, например, на
УАЗике ездит и вполне доволен.
По словам пермских медиков, техническое перевооружение и укрепление материальной базы у них давно стало приоритетом в крае. И результаты уже есть, качество услуг растет. Пока главная проблема - дефицит кадров. Не хватает фельдшеров, неохотно идет молодежь в медицину. «Недобор» в больницах в среднем 40-50 процентов, а это значит, что каждый, по сути, работает за двоих. Похожая картина с кадрами и во Владимирской области.
Изображая жертву
После реанимации на манекене был и третий этап. Медикам предлагалось поработать с живыми людьми. Для каждой команды «легенда» была своя: ДТП, падение с высоты, какое-то иное ЧП. Надо было, общаясь с пострадавшим и осматривая его, выяснить, каковы повреждения, оказать первую помощь и подготовить к транспортировке ‑ положить на носилки.
Жертвы выглядели очень натурально. Жутковато даже. На конкурсе работал специальный пластический гример. Это все напоминало площадку съемок триллера ‑ только что была вполне себе нормальная миловидная девушка - и вот уже перед нами покрытая кровоточащими ранами и синяя от ушибов жертва.
Критериями оценки действий команд были не только оперативность и правильность, но и грамотное общение с жертвами.
- Так бывало в практике, - со смехом рассказывали медики из Вязников. ‑ Вызывают на инфаркт, а приезжаешь на понос. Когда болезнь накрывает, люди зачастую неадекватны. И выяснять, что случилось и что беспокоит, порой приходится дедуктивным методом.
Правильно надо ставить не только укол, но и вопрос. Причем важна не только формулировка, но и интонация. Доброжелательно и спокойно, без резких фраз, ведь в такие минуты медик для потерпевшего, по сути, ‑ ангел небесный.
Эти-то «ангельские» интонации оказались неожиданностью для команд спасателей МЧС. «Мы ж в основном с болгаркой работаем! Нас не учили больных успокаивать», - сетовали спасатели. Тут в лидерах оказалась команда из Камешкова. Их капитан Михаил Белов един в двух лицах. Он парамедик, то есть специалист по медицине катастроф.
- Я шесть лет отработал в Камешковской ЦРБ, потом перешел в спасательный отряд. Опыт медика очень помогает в нынешней работе, - поделился Михаил. ‑ Так, в январе этого года во время спасения пострадавших от аварии на трассе М7 приходилось быть и спасателем, и фельдшером. Обе профессии для меня важны и дороги, но медицинскую все-таки на первое место ставлю. Тяжело бывает, когда не удается спасти людей… До сих пор перед глазами трагедия на озере у деревни Давыдово. Там зимой 2009 года на льду столкнулись снегоход и квадроцикл. Трое пострадавших. Один погиб на месте, второй скончался в больнице, третьего удалось спасти, но… Он навсегда прикован к постели. «Овощ»… И главное - всего этого кошмара не случилось бы, если б люди «включили тормоза»... Свои, имею в виду, а не на машинах. Ведь все они были сильно пьяными…
Какая нелепость!
О трагическом абсурде говорили мне многие медики.
- Мы на выездах видим уже свершившееся, необратимое. И часто очень обидно, как безрассудно люди играют со смертью. Больше половины самых страшных автоаварий ‑ результат бессмысленной бравады и неадекватного поведения, - говорит фельдшер «СП» из Кольчугина Юлия Алексеева. ‑ Как же хочется отмотать пленку назад, вовремя встряхнуть этих людей, удержать. Именно нелепость трагедий для меня лично ‑ это самое психологически трудное в работе. Но я уже 10 лет в «Скорой», за эти годы удалось научиться преодолевать эту горечь. Я вообще-то еще в школе решила медиком стать. И не пожалела ни дня. Ведь это же так здорово ‑ успеть спасти, дать человеку шанс…
Все, с кем я пообщалась на конкурсе, с выбором профессии определились с юности. Получается, что случайных людей в медицине не бывает? Как не бывает и «привыкания к беде». Удивительно ‑ те, кто проработал в «СП» два-три года, с трудом вспоминают свой первый вызов.
- Они просто еще не погрузились в поток, - говорит капитан команды ковровских медиков Эдуард Корнилов. ‑ Я уже 21 год на «СП». С годами как-то все в сознании упорядочивается, тогда и выясняется, что все и всех ты помнишь. А поначалу эмоции захлестывают. Вот у меня первой пациенткой старушка была с приступом холецистита. Тяжелый случай, но удалось спасти. Потом перезванивались… Я со многими пациентами общаюсь, это душу согревает. Ведь с учетом нашей специализации сам факт того, что человек звонит, уже хорошая новость. Значит - жив!
К «еще не погрузившимся» можно отнести молодых
фельдшеров из Березняков Юлию Царскую и Ксению Тараканову. Они в «СП» всего два года, но уже решили для себя, что медицина ‑ это их стезя. Юношеская непосредственность удивительно сочетается с житейской мудростью:
- Самое ужасное ‑ пострадавшие дети. Ничего кошмарнее нет, чем взгляд ребенка после падения с высоты. Но кто-то должен спасать. И если не мы, то кто?
У каждого здесь - свой «список пациентов», свои причины выбора профессии, свое «кладбище». Но всех их объединяет это поразительное: «Если не мы, то кто?» И думаешь: откуда берутся такие люди? И как здорово, что они есть…
Жизнь утекает по капле
Меж тем турнир подходил к финалу. Траги-тест ‑ это от слова «трагедия». Все четыре члена команды должны на носилках пронести условного пострадавшего через полосу препятствий. Такое случается, например, на месте пожара или обрушения. Жертву заменял не манекен и не «актер». На носилках был груз массой среднестатистического человека и… ведро воды на специальной подставке. Нести носилки надо бегом, в движении поднять их над условным забором, протащить в условный лаз и пробежать с носилками по «змейке», имитирующей коридоры и лестничные пролеты.
Если на ситуативной задаче увереннее чувствовали себя медики, то на полосе препятствий настал звездный час спасателей. Жюри ‑ да - учитывало разницу в профессиональной специфике. У медиков главными критериями были диагностика и приемы первой помощи, а у спасателей ‑ правильность транспортировки. Тут сразу чувствовалось, что спасатели в родной стихии:
- Ребята, дышим по счету ‑ раз, два три, - говорил командир одной из бригад. Кто как не спасатели отлично понимают, насколько команде важно в экстремальной ситуации слиться в единый организм, даже дыхание должно быть синхронным. И результат налицо ‑ первое место и кубок траги-теста у поисково-спасательного отряда из Камешкова. Им не только удалось быстрее всех преодолеть полосу препятствий, но почти не разлить воду из контрольного ведра. Это означает, что пострадавший практически проплыл на носилках.
Идеальный результат ‑ нулевая потеря воды ‑ был у бригады СП из Коврова. Но скорости «Скорой помощи» не хватило. «Ваш пострадавший в абсолютной целости! Главное, чтоб от старости не умер, пока до больницы доберетесь», - пошутили судьи.
Еще один кубок - «За лучшую реанимацию» - получила станция «Скорой помощи» Владимира. Они же стали лучшими в выполнении ситуационной задачи.
В командном зачете было два пьедестала ‑ для медиков и спасателей. У медиков на первом месте все та же «СП» Владимира, «серебро» у медиков Александровской ЦРБ, «бронза» - у команды «СП» из Иванова. Лучшей среди спасателей стала команда ПСО Камешкова, на втором месте - пожарный отряд ОАО «ЗиД», на третьем месте - ПСО из Коврова.

мнение
После подведения итогов впечатлениями от турнира поделился представитель ковровского ПСО Александр Коллеров:

- Соревнования меня впечатлили. Это отнюдь не формальное мероприятие, и все ребята со мной согласны. Азарт, дух соперничества возник. Но главное как раз ‑ не соперничество, а взаимодействие. Ведь медики и спасатели, по сути, встречаются непосредственно на местах ЧП. И порой возникает некоторое недопонимание ‑ у нас немного разные инструкции, но ведь когда трагедия, надо по ситуации, а не по инструкции действовать. И тут важно взаимное уважение. Медики должны не понаслышке знать и понимать порядок действий спасателей, а нам, в свою очередь, не лишне иметь представление о специфике работы медика. Надеюсь, этот конкурс станет в нашей области традиционным. И даже предлагаю в перспективе расширить ситуационную задачу. Например, пострадавшего вначале извлекают из покореженного автомобиля. Тогда смычка спасателей и медиков проявится еще более четко. А пока ‑ на правах хозяев турнира ‑ поздравляю всех победителей и желаю терпения и мужества в профессии.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:59 Житель Московской области обманул суздальскую пенсионерку на полмиллиона рублей
Мужчина использовал ставшую, увы, классической схем обмана - рассказал женщине о том, что ее внучка якобы стала виновницей аварии. Замять неприятности он предложил с помощью денег.
вчера в 18:59 Минсоцзащиты населения Владимирской области передало автомобиль в зону СВО
Министерство социальной защиты населения Владимирской области передало Народному фронту для отправки в зону проведения Специальной военной операции микроавтобус «Фиат Дукато», оборудованный специальными подъёмниками для…