50 с лишним производителей
Для развития строительной отрасли нужны качественные и доступные по цене материалы. Хотя, уверяют специалисты, в России в цене жилья лишь 15% - стоимость материалов (при условии, что производят их недалеко от строек).
Емкость российского рынка стройматериалов по итогам прошлого года превысила 900 миллиардов рублей. У нас в регионе - примерно один процент от этой суммы. Хорошая цифра, но есть куда развиваться. Среди отраслей промышленности производство стройматериалов по объемам уступает лишь пищепрому, электроэнергетике и машиностроению.
В регионе-33 работают больше 50 предприятий, выпускающих стройматериалы: один производитель напольных покрытий, пять - кирпича, семь ‑ железобетона и бетона, три ‑ кровельных материалов, четыре ‑ теплоизоляции, пять ‑ фанеры и древесно-стружечных плит, четыре ‑ пиломатериалов, десять - электрооборудования, приборов учета и металлоконструкций, четыре ‑ стекла и окон...
Фактически область масштабно вообще не нуждается в поставщиках стройматериалов извне. Это хорошо, так как логистику в экономике никто не отменял. В этой связи георасположение нашего региона - плюс. Наши производители и владимирские стройки обеспечивают, и в соседние регионы благодаря развитой транспортной инфраструктуре свою продукцию поставляют. Например, у владимирского завода светопрозрачных конструкций «Вертикаль» 80 процентов поставок идет в соседние регионы, а ВЗЖБИ большую часть своих железобетонных конструкций везет в Подмосковье. Так что российская проблема ‑ производители в одном месте, а стройки в другом - нам мешает меньше. Кстати, в стройкомплексе региона занято почти 40 тысяч человек на более чем двух тысячах предприятий.
Мы тоже знаем, что такое технологии
В России наибольший рост объемов производства стройматериалов (до 20%) наблюдался в 2006-2007 годах. Затем он несколько подкосился кризисом. К тому же это во многом сезонная отрасль. Гендиректор «Вертикали» Максим Фоменков говорит, что зимой загрузка составляет от 20 до 40 процентов, зато летом доходит и до 150. А всего в год его завод выпускает до 50 тыс. м2 алюминиевых конструкций.
Спад стройотрасль преодолела в 2012 году. Это явно показал возобновившийся (хотя и не до прежних объемов) рост спроса на стройматериалы. К примеру, объем рынка кирпича в России в 2013 году увеличился на 7 процентов. Выпуск ЖБИ и конструкций вырос в прошлом году на 8 процентов, до 27,4 млн кубометров. На 8 процентов выросло и производство цемента, при этом объем его экспорта увеличился за год на 21 процент.
Эксперты отмечают рост спроса именно на продукцию отечественных производителей, логично увязав сокращение импорта с выполнением федеральных и региональных программ поддержки стройотрасли. Поддержка удалась ‑ за несколько лет по всей стране открылись сотни новых предприятий, вытеснивших с отечественного рынка ряд зарубежных игроков.
Засада теперь - с высокотехнологичными и отделочными материалами. Это объяснимо: пока у нас был застой, западные компании развивались, и сейчас нашим непросто догнать заграничных конкурентов по ассортименту, качеству и производительности. Но они стараются ‑ и ситуация постепенно меняется.
По данным «Агентства строительной информации», в группе материалов и изделий для ремонта и отделки доля импорта за последние годы сократилась более чем в 2 раза.
Особенно приятно осознавать, что меняют ситуацию в том числе производители Владимирской области. Например, я была на заводе «СТЭС-Владимир», который выглядит как современная лаборатория. В проект инвесторы вложили 5,6 млрд рублей и рассчитывают на окупаемость в течение 8 лет. Предлагаемая продукция составляет реальную конкуренцию американским аналогам - это теплоизоляционные материалы на основе пеностекла. Они энергоэффективны, негорючи, экологичны и долговечны. Использование такой теплоизоляции в разы снижает стоимость коммуналки, поскольку практически нет потерь тепла.
Но при том, что «СТЭС» предлагает свой шедевр дешевле, чем американцы, его плюсы для жилищного строительства производитель еще должен доказать нашему рынку.
- 95 процентов строителей не слышали слова «пеностекло», - говорят на предприятии.
Впрочем, судя по разговору с первым замгендиректора компании Андреем Зиновьевым, «СТЭС» эта ситуация не пугает. Промышленные клиенты их технологию уже оценили. На очереди - подрядчики. В ближайшие год-два предприятие само построит два дома с использованием своего утеплителя, чтобы наглядно показать выгоду для жильцов от использования этой технологии. На цифрах эта выгода и так кажется неоспоримой. Зиновьев говорит, что около $80 млрд в год - в виде зря потраченного газа, угля и электроэнергии - в нашей стране утекает в атмосферу из-за плохой теплоизоляции зданий.
Заводам всегда
дают добро
Зависимость от импорта порой помогают преодолеть сами зарубежные компании, открывающие свои технологичные и высокопроизводительные производства на территории России. А это наша страна всегда приветствует.
В нашей области работают несколько таких предприятий. Например, словенский производитель линолеума «ЮТЕКС» несколько лет назад открыл свой завод в Камешкове. Словенская компания «Trimo» - производство стеновых и кровельных панелей в Коврове. Австрийский «СONTAINEX-МОНОЛИТ» - завод модульных блок-контейнеров в Коврове. Американская «Dow» - производство полиуретановых компонентов. Итальянская «Марчегалия» - завод по производству электросварных нержавеющих труб во Владимире.
Все логично: Россия ‑ большой рынок сбыта, глупо от него отказываться. Но возить товар из «прекрасного далека» - дорого. Логичнее и выгоднее ввезти деньги (инвестиции в каждом случае составляют несколько десятков миллионов евро) и технологии, чтобы на месте открыть производство в соответствии с европейскими стандартами качества. Рынок ведь, как та гора из пословицы про Магомеда, никогда сам к производству не ходит.
КСТАТИ
В 2011 году Минрегион утвердил стратегию развития промышленности стройматериалов до 2020 года, призванную за 1,58 трлн модернизировать отрасль, в которой изношенность средств производства порой достигала 40-80%. Предполагается, что 60% инвестиций профинансируют сами производители. А еще эксперты рынка замечают, что необходимо разобраться с дырами в законодательстве, позволяющими некоторым странам ввозить к нам стройматериалы практически беспошлинно и демпинговать на тендерах.
Не дело отдавать господряды иностранцам, когда свои могут отработать не хуже. Особенно госзаказы важны при учете фактора сезонности ‑ они позволяют пережить низкий сезон.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Зиновьев, первый заместитель гендиректора ЗАО «Компания «СТЭС-Владимир»:
- Тепловую защиту зданий надо делать раз и навсегда. Кто видел ремонт старых крыш и ту труху, что была на них волокнистой теплоизоляцией? А пролетите над городом в инфракрасных очках, увидите, какие потери тепла! Потому-то мы в России и живем небогато: из-за низкой энергоэффективности. Вот выходят нормативы по энергосбережению ‑ так если это не контролировать, а строить сараи, которые будут много потреблять и разваливаться, толку не будет. Вот построим мы два наших пилотных дома с нашей теплоизоляцией - мы на этом не заработаем, конечно, но будет рейтинг и будет антирейтинг. Когда люди рядом купят жилье, а платить за коммуналку будут в 5 раз дороже, чем в наших домах, - тогда они все поймут. И застройщики поймут. Поймут, что сегодня нельзя строить неэнергоэффективное жилье. Вопрос только контроля и спроса с тех, кто строит не то, что надо. Когда будут нести ответственность за свое построенное 10 лет, то будут думать, как сделать на совесть.