- Нина Юрьевна, это сборник практических уроков для педагогов-словесников?
- Не только для словесников, но и для классных руководителей. В нем главное - работа со словом, единение русского языка и литературы. Сейчас это очень важно. 22 сентября в составе делегации педагогов и священнослужителей нашего региона я еду в Смоленск на Всероссийский форум по духовно-нравственному воспитанию. Там буду презентовать издание, делиться опытом. К сожалению, многое сегодня не востребовано. И педагоги, и дети стали более прагматичными. Все нацелены на результат. А в работе со словом важен процесс.
- Всему виной ЕГЭ?
- Он сподвиг в определенной мере и учителей, и родителей, и детей относиться к языку лишь как к знаковой системе. Как практик, а я почти 40 лет работаю в школе, могу заверить, что с изменением отношения к языку изменились и характер, и поведение школьников.
- Основной целью модернизации был высокий итоговый балл.
- В этом году средний балл наших выпускников по русскому языку - 78. Получается, все сдали на «отлично»? Но это же аномалия. Такого не может быть.
- Но родители и ученики довольны.
- Позиция родителей четкая. Они предъявляют требования учителю, спрашивают с него, почему ребенка не натаскали на ЕГЭ? И мы вынуждены именно натаскивать. Нет диалога. Утерян смысл слова. Это война. А любая война начинается с уничтожения языка народа.
- Вы согласны, что для того, чтобы получить допуск к ЕГЭ, необходимо вернуть сочинение, которое сейчас часто именуют «президентским»?
- Обязательно. И приоритет должен быть у русского языка, а не у иностранного, которого во многих школах сегодня на несколько часов больше. Здесь важна четкая позиция государства, президента. Разве есть школы в Америке, Европе, где больше внимания уделяется негосударственному языку? Базой должен быть собственный язык. Английского языка где-то по 8 уроков, а русского всего 2 часа, литературы - три.
- Еще о политике. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов предложил не ставить оценку за грамотность, поскольку это сковывает, человек боится сделать ошибку.
- Такая практика уже есть, к сожалению. В выпускном экзамене по литературе среди творческих заданий есть сочинение. И ошибки не проверяются. Ни орфография, ни пунктуация, ничего.
- А не слишком ли много послаблений для выпускников?
- Литературу как ЕГЭ выбирают очень немного детей. Остальные не читают вообще. Есть учителя, которые заставляют читать тексты. Но большинство ребят не читают и не пишут сочинения. Получается прагматичное, поверхностное образование. Целостной картины мира нет.
- Школьники уже знают, что им предстоит?
- Узнав, что нужно писать сочинение в декабре, 11-классники в шоке. И пока нужно ставить зачет-незачет, с этим я полностью согласна. Дети не должны оказаться заложниками ситуации. Можно на первый раз обойтись без оценок. Но с точки зрения языка как ценности нужно вернуться к двойной оценке: за грамотность и за содержание.
- Темы для сочинений будут открыты?
- Да, сейчас идет активное обсуждение, будет ли оно на свободную тему или по литературным произведениям. Оптимальным считаю второй вариант. Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах уже отобрал следующие тематические направления сочинений: «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летнему юбилею Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем живы люди?» На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений. Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их учащиеся перед экзаменом.
Сказано
Юрий Поляков, член Союза писателей РФ, главред «Литературной газеты»:
- Литература - дело частное? Деторождение, кстати, тоже. Однако от этого зависят демография и историческая судьба народа. Есть законы, стимулирующие деторождение. У отечественной словесности тоже должны появиться общие с государством проекты.