24 сентября 2014 в 19:28

Экскурсия по старому кладбищу

Сегодня в рамках проекта «ВВ» «Памятники нашего городка» отправляемся на Князь-Владимирское кладбище областного центра. В прошлом году оно получило статус памятника истории регионального значения, хотя окончательно подпись ответственного лица Минкультуры еще не поставлена.

«Сровнять с землей и проводить патриотическую работу»

Экскурсию для читателей «ВВ» ведет краевед Валентина Титова. Она занимается изучением и сохранением объекта с 1980-х годов.
- Я услышала по радио обращение одного почетного гражданина города, не буду называть его фамилию. Он сказал, что кладбище надо сровнять с землей, оставив один воинский мемориал, и здесь проводить патриотическую работу с молодежью, - вспоминает Титова о том, как все начиналось. - Тогда был закон - кладбище подлежало ликвидации через 20 лет с момента, как на нем закончили хоронить. Последние могилы здесь появились в 1966 году, и к середине 80-х уже было опасение, что кладбище могут снести.
За сохранение кладбища выступили краеведы и старожилы. В 1989 году идею поддержал Фонд культуры. В 1999 создали муниципальное учреждение «Владимирский некрополь», которое начало составлять списки погребенных здесь людей, изучать их биографии. И люди стали приходить, спешили зарегистрировать могилы своих близких, - вспоминает Титова. - Теперь мы знаем имена примерно 6 тысяч из 11 тысяч человек, похороненных здесь...

Дедушка Льва Толстого

- Вот здесь лежит двоюродный дедушка Льва Толстого, - показывает Валентина Титова надгробие у алтарной части храма. - Он умер, как в «Войне и мире» старый князь Болконский, которого вывезли в подмосковное имение. Мы прочли записки его сына, где говорится, что батюшку везли в имение, но по дороге он заболел. А сын, боевой офицер, оказался во Владимире по пути в часть. Знакомых москвичей тогда, в 1812-м, в городе было много, и от кого-то он узнал, что его батюшка здесь. Он нашел отца, и тот через несколько дней на руках у него умер. Похоронили князя против алтаря кладбищенской церкви, около большого камня. Вот и камень этот нашли, и памятник. Могильная плита ушла под землю. Ребята из 35-й гимназии, которые здесь работали, заметили надпись, почистили ее, прочитали. Позднее мы узнали все подробности об этом захоронении. Могила Волконского ‑ наше открытие.
За пять лет работы «Владимирского некрополя» подобных чудесных открытий в процессе очищения кладбища от мусора и бурьяна было немало.

Топтали памятник герою

Вот - тоже у церкви - памятник Николаю Борисовичу Жданову, участнику Первой мировой. Надгробие его валялось на одной из аллей, и прохожие через этот камень перешагивали много лет.
- Мы стали разбираться, кому принадлежит надгробие, - говорит Титова. - Оказалось ‑ герою, о котором писала газета «Старый владимирец». Лейб-гвардии поручик Жданов погиб 18 декабря 1914 года в 26 лет. Привезли его прах в январе 1915-го. Отпевали в храме Михаила Архангела на Студеной горе, потом гроб на руках пронесли через весь город по Большой улице на кладбище, где похоронили с почестями «против окна церкви». Примерно на том же месте памятник герою Первой мировой войны стоит и теперь. Историческая справедливость была восстановлена детскими руками - «Владимирский некрополь» привлекал к работе по восстановлению кладбища по 150-200 школьников каждое лето.

Доктор, которого должны были помнить вечно

Однажды, разгребая гигантский курган кладбищенского мусора, дети нашли большой камень с надписью «Благодарные пациенты». Кто именно из владимирских врачей лежит под ним? Сегодня можно только предполагать.
- Мы предполагаем, что это захоронение известного хирурга Николая Федотовича Богоявленского, который умер в 1916 году, - говорит Валентина Титова. - Шла война, почти все хирурги были на фронте. Когда ему потребовалась операция, оказалось, что во Владимире некому было ее сделать. Тогда он поехал к своему другу в Москву, который его прооперировал, но оставил на ночь без присмотра. Это стоило Богоявленскому жизни. Но его ли это могила? Очевидно одно: памятник этот настолько известному врачу, что когда его хоронили, все владимирцы были уверены, что благодарные пациенты врача будут помнить вечно...
На кладбище похоронено несколько десятков врачей. У некоторых памятники требуют обновления. А к могиле выдающегося хирурга Контора вообще сейчас трудно пройти.

Мать Ворошилова

Не подобраться и к захоронению профессора судебной медицины Законова. Указатель на главной аллее направляет прямиком в непроходимые колючие заросли. Трудно пройти к реставратору Александру Васильевичу Столетову, спасшему для нас Дмитриевский собор. Нет благоустроенной тропы и к памятнику матери маршала Ворошилова. Ее с внучками сняли с поезда во время Гражданской войны. Похоронили без крестов и табличек, как и других пассажиров, погибших от эпидемий тифа и испанки. Позже, согласно легенде, могильщики нашли бутылку, в которую была вложена записка с именами. Климент Ефремович поставил в северо-западной части кладбища памятник матери и ее внучкам.

- Памятник матери Ворошилова стал символом всем жертвам Гражданской войны, погребенным на нашем кладбище. Сюда приходит много людей, поэтому хочется видеть тропинку к нему благоустроенной, - говорит Титова.

После ликвидации «Владимирского некрополя» в 2004 году был создан отдел краеведческих исследований в Центральной городской библиотеке, одной из задач которого стало изучение кладбища, а функции по содержанию и благоустройству переданы МУП «Специализированный комбинат ритуальных услуг». Но для него старое кладбище, не приносящее дохода, - вроде как досадная обуза. Взгляды краеведов и хозяйственников на обустройство кладбища часто расходятся. Титова с горечью констатирует, что многолетний труд ее и ее сподвижников постепенно сходит на нет. Приведенное более или менее в порядок кладбище снова зарастает. Кладбищенское начальство и рабочие на молодую поросль и упавшие памятники смотрят с философским спокойствием: они не считают работу по своевременной очистке кладбища необходимой. Время от времени только выпиливают сухие деревья, убирают сучья, подметают аллеи.

Узники Централа

В относительном порядке содержатся воинский мемориал и памятная стена у тюремной ограды. Импровизированный мемориал иностранным узникам Владимирского централа, похороненным на кладбище, появился тоже благодаря работе отдела краеведческих исследований. Раньше памятные доски, которые сейчас укреплены на мемориальной стене, лежали в помещении библиотеки. Иностранные делегации там проводили поминальные церемонии. Что касается соотечественников - жертв политических репрессий, то в камне увековечено лишь имя депутата I Государственной думы князя Петра Долгорукова. Но известно, что вдоль тюремной стены лежат многие узники централа, в том числе матросы - участники Кронштадтского, Свеаборгского, Севастопольского восстаний периода Первой русской революции, а также жертвы политических репрессий.

Кладбище как музей

И сотрудникам отдела, и краеведам обидно, что многие годы на земле лежит памятник купцу Васильеву, почетному гражданину города. Он, кстати, дал денег на строительство богадельни и содержал в ней за свой счет несколько коек. Здание богадельни видно с его могилы. Город им пользуется по сей день, а памятник почетному гражданину города поднять некому.

По иронии судьбы, Васильев много сделал и для сохранения этого самого кладбища, он был активным членом его попечительского совета. Совет был создан в 1905 году и состоял из купцов, краеведов, представителей городской власти. Возглавлял его городской голова. А в 1918 году он был ликвидирован как контрреволюционная организация. Титова считает, что совет необходимо возродить, чтобы объединить усилия краеведов, властей и хозяйственников с целью сохранения кладбища.

- Оно может стать украшением города и объектом экскурсионного показа. В пору существования «Владимирского некрополя» мы почти ежедневно водили сюда группы экскурсантов. На последнюю публичную экскурсию в мае этого года собралось около 100 человек, - вспоминает она.

Сотрудники отдела при поддержке старожилов и краеведов подготовили к изданию путеводитель по кладбищу, который по объему сравним с «Владимирской энциклопедией». Это уникальный материал, включающий подробную информацию также обо всех приходских некрополях города, биографии известных людей, похороненных здесь, собрание эпитафий. На издание этого грандиозного научного труда потребуется около полумиллиона рублей. Взять деньги пока негде.

Если кладбище сделать мемориальным и брать символическую плату с экскурсантов, то, глядишь, появились бы деньги на его благоустройство. А там, может, и на путеводитель. А главное, владимирцы перестали бы бояться навещать могилы предков на кладбище в центре города, которое сейчас стоит немым укором современным жителям.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:11 Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
вчера в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…