24 сентября 2014 в 19:42

Время заключать контракты

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Владимирский НИПТИЭМ одним из первых в России начал работать над импортозамещением. Сложная политическая обстановка сегодняшнего дня потянула за собой экономические проблемы ‑ санкции, изменение привычных партнерских связей, конъюнктуры рынка… Однако в этой бочке дегтя есть свои медовые ложки, и здравый смысл подсказывает, что из ситуации, грозящей обернуться непоправимым кризисом, можно выйти и с достоинством, и с прибылью. Примером такой успешной организации дел служит ОАО «НИПТИЭМ» - российский институт, занимающийся разработками и исследованиями в области электромашиностроения.

Не на пустом месте
У НИПТИЭМа - славная полувековая история, но не менее успешное настоящее. В 2011 году коллектив института стал одним из победителей конкурса предприятий Владимира и был занесен на городскую Доску почета. В 2012-м НИПТИЭМ занял место уже на областной Галерее славы. В прошлом году разработанные сотрудниками института специальные малошумные электродвигатели для атомных подводных лодок были удостоены Государственной премии России. По итогам конкурса «Лучшие предприятия Владимирской области-2013» НИПТИЭМ отмечен за наиболее высокую финансовую эффективность в производстве электрооборудования. Среди партнеров института - Русгидро, Росатом и РЖД, предприятия «оборонки», которые ищут в сотрудничестве качество и размениваться по мелочам не будут, так что наличие их в деловых контактах дорогого стоит.
- Сейчас самое благоприятное время для активизации научных исследований. Есть возможность заполнить своей продукцией те рыночные ниши, которые начинают освобождаться, - рассказывает ведущий специалист по научно-исследовательской работе ОАО «НИПТИЭМ» Михаил Драгомиров. - Например, поступает много заказов на замещение электрических машин зарубежного производства, в частности двигателей для морских судов. Но на пустом месте ничего не создашь ‑ нужно проводить исследования, заниматься расчетами, испытаниями.
Шансы опередить конкурентов у НИПТИЭМа реальные - есть высокий научно-технический потенциал: хорошая испытательная и производственная база, квалифицированные кадры. Сейчас в институте создается новая специализированная лаборатория для разработки и исследования тягового электропривода. Для нее построили специальное помещение, смонтировали современное оборудование, в том числе измерительное и нагрузочное, ‑ для максимально точного воспроизведения условий, в которых будут работать машины, создаваемые в институте.
- НИПТИЭМ тщательно проверяет свои разработки на каждой стадии, - рассказывает начальник лаборатории Роман Родионов. - Наша лаборатория занимается изготовлением и отладкой опытных образцов. В штате 14 сотрудников ‑ программисты, аппаратчики, наладчики. Большинство из них моложе 35 лет. Некоторые сотрудники лаборатории совмещают свою основную работу с преподаванием в вузах, и отбор талантливой молодежи идет со студенческой скамьи.
- Студентам, у которых есть исследовательская жилка, тем, кто хотел бы работать у нас, можем сказать определенно: интересной работой обеспечим, - подтверждает руководитель испытательного центра ОАО «НИПТИЭМ» Эдуард Малышев. ‑ Тем для исследования много. Работа в институте не только дает возможность реализоваться как специалисту, но и позволяет увидеть в действии результаты своего труда.
Выбирать приоритеты
Из-за введения санкций с рынка исчезли многие производители и поставщики, но рвануть широким фронтом по всем направлениям машиностроения не получится. Следовательно, надо выбирать приоритеты. У НИПТИЭМа нет необходимости спешно подстраиваться под рыночную конъюнктуру, ведь уже несколько лет здесь работают над импортозамещением. Возможность достойно конкурировать есть и с Китаем, наводнившим рынок дешевыми двигателями.
- Да, в финансовом плане китайским производителям противостоять сложно, но в научном ‑ вполне: подавляющее большинство наших разработок - наукоемкие, с высокой интеллектуальной составляющей, - говорит Михаил Драгомиров. - Сейчас потребители стали считать стоимость жизненного цикла того же двигателя или какого-либо узла. Культура потребления растет, и это нам только на руку.
- Вся наша продукция ‑ энергоэффективная, - комментирует управляющий директор ОАО «НИПТИЭМ» Олег Кругликов. ‑ Например, энергосберегающий эффект от использования электроприводов с частотным регулированием может достигать 30 процентов, частотно-регулируемый безредукторный привод для лифтов потребляет электроэнергии вдвое меньше, чем аналоги предыдущего поколения, а гибридный привод для транспорта позволяет экономить от 25 до 50 процентов топлива и десятикратно снижает вредные выбросы в атмосферу.
Сейчас основным приоритетом деятельности института стало комплектное тяговое электрооборудование ‑ его разработка, исследование и производство. Отдель­но взятый двигатель уже мало кому интересен ‑ необходимы комплексные решения.
- За последние пять лет мы неплохо продвинулись в создании электротрансмиссии, электроприводов для городского транспорта и сельскохозяйственных машин. И столкнулись со сложными задачами, вступили в такие области, где еще не были. Как, например, при минимальном весе комплекта оборудования достичь максимальной мощности. Производители городского транспорта ждут решения - они готовы к сотрудничеству, если привод станет легче.
Кстати, гибридный привод, разработанный сотрудниками НИПТИЭМа для городского автобуса, отмечен на Международном автотранспортном форуме, а электротрансмиссия для трактора получила серебряную медаль на специализированной выставке в Ганновере. Это реальные проекты, выполненные на новом технологическом уровне. Один из них - электропривод для 240-тонного «БелАЗа» - близок к серийному производству: в ближайшее время предстоит провести полевые испытания.
Создать во Владимире русский трактор!
Разумеется, заказы и контракты с неба не падают - продвижение инновационной продукции на рынок требует усилий.
- Сейчас мы готовим документы на участие в конкурсе Мин­прома, - делится планами управляющий директор ОАО «НИПТИЭМ» Олег Кругликов. - Есть две темы. Первая - организация производства комплектного тягового оборудования как конечного продукта и его адаптация к различным условиям и технике. Вторая - создание российского трактора на базе наших разработок, традиций владимирской школы тракторостроения и при участии Минского тракторного завода. Конечная цель этого проекта ‑ организовать серийное производство новых тракторов во Владимире.
По словам Олега Кругликова, продвижению владимирских инноваций на федеральном уровне помогает активная позиция губернатора Владимирской области Светланы Орловой, ее обращения в правительство и отраслевые министерства.
- Отношение к российским промышленным объединениям - таким, как концерн «Русэлпром», в состав которого входит наш институт, существенно поменялось, - говорит руководитель НИПТИЭМа. - Мы и раньше предлагали свое сотрудничество, например, РЖД, но нас не слышали. А вот буквально на днях наши специалисты приняли участие в совещании «Трансмашхолдинг-Сервиса», в ведении которого находятся поставки и обслуживание техники Российских железных дорог. Здесь задействовано в том числе и наше оборудование. Были достигнуты договоренности, гарантирующие нашим партнерам снижение затрат, а нам ‑ стабильный поток заказов и новые возможности для разработок с учетом понимания потребностей РЖД. Мы представляем крупный научно-производственный комплекс и, объединяя потенциал нескольких предприятий, можем взять на себя весь цикл: от создания и производства новой техники до ее сервисного обслуживания и ремонта. В нас начинают верить как в серьезных специалистов, которые приходят решить проблему и решают ее.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
14 минут назад Владимирский кукольный театр отмечает юбилей: 55 лет!
История областного театра кукол — это история развития детского театрального искусства во Владимирской области. 55 лет театр погружает юных зрителей в волшебный мир народных сказок, фольклора, классической литературы. За…
44 минуты назад Во Владимире обсудили, как противодействовать терроризму и экстремизму среди молодежи
22 ноября во Владимирском институте развития образования завершилась трехдневная областная конференция «Безопасный регион», посвященная противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи. В…