30 сентября 2014 в 19:07

От картошки до страусов

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Четверть века назад, когда только зарождалось российское фермерство, был популярен лозунг: «Россию накормит фермер!» Лозунг всем нравился: к тогдашним колхозам доверия не оставалось. Однако время рассудило по-своему. Увы, пока что с фермерами «не срослось»: массовым явлением они не стали. Но и вовсе не исчезли. Они просто заняли свою нишу. Какую ‑ выяснял наш корреспондент.

Портрет явления
В России 308 тысяч фермерских хозяйств. Это 30 миллионов гектаров земли, больше миллиона коров. Именно фермеры производят 80 процентов всего российского картофеля и 87 процентов овощей.
В нашей области официально зарегистрировано около 2 тысяч фермерских хозяйств. На деле работают около 150. Остальные пока на бумаге. Де-юре «закрыть» хозяйство - это целое море бумаг и недели хождения по чиновным коридорам. Я сам как-то после смерти отца ликвидировал его хозяйство и знаю об этом не понаслышке. А многие даже не пытаются с этим связываться. Потому-то и расхождение в цифрах.
Полторы сотни работающих владимирских хозяйств тем не менее владеют 8600 га земли и в год производят продукции на 564 миллиона рублей. В прошлом году на их подворьях обитали 18600 свиней, 3900 голов КРС и 1800 дойных коров. Плюс всякая другая живность - от кроликов до страусов.
По меркам «серьезного» хозяйства - не так уж и много. Но тут расклады другие. К примеру, в свое время один умный руководитель крупного молочного хозяйства объяснял: минимальный предел рентабельности для СПК его уровня - стадо в 3-4 тысячи голов. Иначе овчинка выделки не стоит. У фермера и стадо в 50 голов может быть выгодным.
Все дело - в специализации. К примеру, мало кто из больших хозяйств у нас особо занимается говядиной. А для фермера это верная статья дохода. Или выращивание домашней птицы. И не банальных кур (хотя некоторые фермерские хозяйства этим успешно занимаются, в том числе выращивают на продажу молодняк). Речь идет об утках, гусях и экзотике вроде цесарок и индюков и даже страусов. Там, где крупные производители по разным причинам игнорируют это дело, фермеры чувствуют себя вольготно. Вплоть до промышленного рыбоводства.
Поддержки и издержки
Реалии нынче таковы, что ни один из современных сельхозпроизводителей без внешней поддержки не выживет. Это касается и фермеров. Формы поддержки для них традиционны - со стороны государства и со стороны банковских кредитов.
Господдержка есть. Ею активно пользуются. Во-первых, это безвозвратные гранты начинающим фермерам. Программа работает с 2012 года, сумма гранта ‑ 1,5 миллиона рублей. За два последних года в нашей области был выдан 51 такой грант. Именно он, например, помог начинающему фермеру построить в Собинском районе тепличное хозяйство и заняться разведением птицы. Сейчас фермер производит до 3 тонн утки в месяц. В Юрьев-Польском районе благодаря гранту появилось хозяйство, в котором на откорме содержатся 60 бычков.
Второй вид гранта - поддержка семейных ферм. За три года деньги - около 50 миллионов - получили семь хозяйств. Эти гранты формируются за счет федерального и областного бюджетов. Из областной казны фермеры получают компенсации на юридическое оформление земли и покупку техники.
Есть дотации и на обработку земли. Правда, небольшие ‑ по 525 рублей на гектар. Затраты же - 9-11 тысяч. Для сравнения: в Евросоюзе в зависимости от страны господдержка составляет от 226 до 954 евро на гектар.
Еще одна из форм поддержки - субсидирование процентных ставок по кредитам. Но у нас она практически не востребована. Причина проста - кредиты для фермера практически недоступны. Банки привередничают с залогами да еще и с процентами не стесняются. Льготным считается кредит под 14-16% годовых. В реальности все 20. Плюс залог, плюс страховка. Страховщики тоже свою маржу не упускают.
- Такое положение не способствует развитию российского фермерства, - отмечает председатель совета Ассоциации крестьянских хозяйств Владимирской области Елена Дегтярева. - Нужно, чтобы фермер не кормил страховщиков и банкиров, а имел собственные средства.
Попробуй продай...
Но единственный способ иметь собственные средства - выгодно продать свою продукцию. Но с этим порой беда.
К примеру, сейчас регион-33 ощущает нехватку говядины. Фермеры в состоянии эту нехватку хотя бы свести к минимуму, наполнить прилавки мясом. Но вот по условиям ВТО корову или быка можно забивать лишь в специализированном убойном цеху. Их у нас - кот наплакал. А построить новый цех стоит больше миллиона.
Другой пример. Фермеры готовы поставлять торговым сетям картофель. Но для этого корнеплод нужно хранить в специальных условиях, сортировать, мыть и упаковывать. Такое хранилище ни одному даже самому крепкому хозяйству в одиночку не осилить.
Приходится продукцию продавать перекупщикам. Картофель на поле стоит 6 рублей за килограмм. У перекупщика - 16-18. Далее еще торговая сеть...
Словом, нужна кооперация. Самим производить, самим проводить предпродажную подготовку, а в идеале ‑ и самим продавать. Но кто будет стоять за прилавком? Как правило, фермерское хозяйство - это одна семья. И рабочие руки в нем наперечет. Хотя тот же самый европейский фермер ни с переработкой, ни с продажей «не парится», но там правила игры другие и кооперацией занимаются активно и давно.
У нас сейчас тоже готовится федеральная программа по поддержке кооперации. Ожидается, что она стартует с 2015 года. Но отдельное хозяйство (и даже несколько) в нее вступить не может. Это должна сделать область. На уровне нашей региональной власти понимание есть, так что, скорее всего, многое изменится к лучшему.
Возможно, пилотным проектом станет строительство современного картофелехранилища на базе одного из фермерских хозяйств в Суздальском районе. Цена вопроса - около 10 миллионов. Но оно сможет обслуживать сразу несколько хозяйств на выгодных условиях.
Еще один проект - создание в Юрьевце логистического центра, который будет специализироваться на овощах. Инвестор уже встречался с фермерами. И вроде взаимопонимание достигнуто...
Заниматься всем этим надо неотлагательно. Ситуация так складывается. Если раньше пределом мечтаний многих фермеров было торговое место на рынке, то сейчас продукцией фермерских хозяйств все активнее интересуются торговые сети. Елена Дегтярева оценивает:
- Огромное спасибо Светлане Юрьевне Орловой - благодаря ее усилиям сети к нам наконец повернулись лицом. Нынешняя «война санкций» привела к резкому сокращению импорта продуктов питания. Не было бы счастья, да несчастье помогло... Теперь надо лишь закрепиться в появившихся торговых нишах.
Было бы желание
Бытует мнение, что фермерство и Нечерноземье - вещи несовместные: мол, только на юге фермерство выгодно. Дегтярева с этим категорически не согласна:
- Фермерство - это для всей страны.
Это правда. Хотя бы потому, что фермер может организовать хозяйство намного эффективнее, чем крупные СПК. К примеру, в крупном хозяйстве затраты на создание одного скотоместа - 200 тысяч рублей. В фермерском хозяйстве они оказываются ниже в десятки раз.
Не стоит забывать и о модном нынче тренде - агротуризме. Это направление просто «заточено» именно под фермера. Я сам был удивлен, когда узнал, что такие фермы успешно работают даже на Сахалине.
Есть такие хозяйства и в нашей области. К примеру, один из фермеров специализируется на разведении рыбы и платной рыбалке. Другой не только создал гостиничный комплекс, но и организовал экстремальный детский лагерь. Пока это немного экзотика. Но если процесс пошел, то вряд ли он уже остановится...

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…