Именно с этого эпизода я начну рассказ о моих крымских каникулах. Десять дней у моря, четыре - в дороге. Еще до отпуска было понятно: в этом году поездка в Крым станет больше, чем просто туризмом. Расскажу обо всем: о погоде и природе, о ценах и разговорах на рынке, о крымских выборах, на которых довелось побывать. И о людях, для которых мы, как оказалось, гораздо больше, чем просто курортники. Итак, вперед!
С чего начинается море?
Отдых в Крыму для большинства россиян ‑ это личная история, семейная. Для меня Крым начался с маленьких камешков-пуговок, которые привозила бабушка. Мы их ссыпали в мешочек, чтобы потом ими играть в лото. Бабушка с дедом респектабельно летали в Крым на самолете. А родители по молодости гоняли туда на мотоциклах. Потом, когда они решили, что ребенка можно взять с собой, была поездка на поезде. И, наконец, самостоятельные автомобильные «набеги».
Несколько лет мы с друзьями ездили в Крым на машинах через КПП в Шебекино. В этом году из-за известных событий решили ехать на машине через Керчь.
На бензин потратишь не более 14 тысяч в оба конца. С учетом того, что нас было четверо, на каждого - по 3500. А по факту и меньше, даже с учетом платных дорог в Воронеже и Краснодаре. Все мы были водителями, ехали без остановок, передавая руль друг другу. Стартовали из Коврова. До Керчи добрались за 22 часа.
Первое впечатление ‑ еще «материковое» ‑ наши дороги. Пять баллов! К сожалению, Владимирской области до воронежских «автобанов» еще далеко. Шестиполосные освещенные трассы, великолепная разметка, инфраструктура - все радует. Даже турникеты на платных участках. Согласна ли я платить по 50-100 рублей за проезд через Владимирскую область, если в этом случае дорога будет, как в Воронеже? Ответ ‑ да.
Переправа
Керченская переправа ‑ это порт «Кавказ», порт «Крым» и пролив. Мы думали, что в сентябре поток туристов ослабнет. Когда отслеживали степень загрузки переправы по Интернету, предположения подтверждались ‑ пробки в начале сентября были на пути из Крыма. Но подвела погода. Еще за сотню километров до переправы на заправке узнали: в проливе штормит, переправа временно не работает. На косе - пробка. Хвост растянулся на 15 км. Как мы поняли потом, тот шторм был пустячным в сравнении со стихией, с которой довелось столкнуться на обратной дороге.
На пути в Крым на переправе провели чуть более 10 часов. Это равно минимальному времени ожидания на украинской границе в прежние годы.
…Народ в очереди в порту «Кавказ» процентов на 80 - москвичи. Не редкость и машины с украинскими номерами. В большинстве это крымчане, которые еще не прошли перерегистрацию. Вот супружеская пара севастопольцев, которые возвращаются домой. У Светы и Олега семейный бизнес - булочная. Этим летом они впервые отдохнули на «русском юге» - в Сочи.
- До этого мы ездили в отпуск в Турцию, Египет, Эмираты. Но Сочи нам показались шикарнее всего, - говорит Света. - Ваш Путин молодец! (Для них Путин все еще «ваш», не привыкли пока. - Прим. авт.) Сочи ‑ второй Дубай! Я в восторге! Зачем вы вообще поехали в наш Крым, когда у вас есть Сочи?! Мне стыдно... Подождите, пока у нас все отстроится и станет так же красиво, как у вас!..
Прогулки по косе
Ожидая паром, люди прогуливаются по косе, обозревая Черное и Азовское моря. С моря на море носятся тысячи птиц. Им, в отличие от людей, паром без надобности. Москвичи, предвкушая отдых, обсуждают маршруты будущих экскурсий. Крымчане говорят о политике. Самый популярный российский политик после Путина ‑ «Жирик» ‑ шоу, которое must go on.
Как складываются отношения с недавними соотечественниками-украинцами? То, что украинцы бойкотируют Крым, по словам крымчан, ‑ пропагандистские байки. Едут, мол, да еще как. И на отдых, и на заработки. Некоторые даже уверяли, что трасса через Джанкой вполне себе пригодна для проезда. На самом деле крымчане в этом году узнали от братьев-украинцев о себе много нового. Но об этом расскажу подробнее позже.
...По обочине, взявшись за руки, прогуливались две малышки лет 5-6. Одна из Питера, вторая ‑ из Харькова. Им нет дела до международной обстановки, есть заботы поважнее: где бы слепить песочные куличики ‑ земля-то кругом глинистая.
Вдоль косы развернулись торговые палатки. Пирожки, чай, кофе, все по 50 рублей. Не дорого ли? Но люди берут.
По косе постоянно курсируют грузовики с маркировкой «ЖКХ»: мусоровозы, поливалки, грейдеры. Идет уборка порта «Кавказ». А еще (об этом узнали чуть позже) на протяжении всего сезона коммунальные предприятия города Шахты расширяют стояночную площадку у порта. Предполагается увеличить протяженность причала, чтобы одновременно шла загрузка более трех паромов. Пока причаливают по два.
Портовая арифметика
Переправа через пролив платная. Билет покупают и для машин, и для людей. Плата за машину зависит от ее размеров. За наш «седан» взяли 1760 рублей. И по 162 рубля с каждого. Итого - 2400 на четверых. Тариф утверждает симферопольское предприятие «Единая транспортная дирекция» (ЕТД), переправой со стороны порта «Кавказ» «рулит» ООО из города Шахты.
Когда мы подъехали к переправе, работало пять паромов, в т.ч. один арендованный у Греции. Греческий конструктивно отличается от российских по водоизмещению, и это важно ‑ за одну поездку перевозится больше машин. Но как российским паромам, так и греческому по сто лет в обед, то есть более 20. Кто-то скажет, что для парома - не возраст... Возможно, пассажиры «Булгарии» думали так же.
Вообще, организация переправы в целом производила несерьезное впечатление. Билетные кассы по виду мало отличаются от шеренги биотуалетов. Люди выстраиваются в очереди под нейлоновыми шатрами к пластиковым кабинкам. На синих стенках кабинок белеют распечатки прайсов - какие-то таблицы без печатей и подписей. Кто и с каких потолков рассчитывал эти 162 рубля с человека? Никаких гарантий безопасности и сохранности авто. Интересно, власти в курсе, на каком честном слове держится вся эта схема? А если один из паромов утонет?
Перед въездом на паром машины проверяют, но формально. При заезде в порт проверок нет вообще. И это после трагедии на вокзале Волгограда?
Самая популярная тема разговоров в очереди ‑ мост. Он нужен. И на переправе это понимаешь как никогда. Но глядя на порт-кавказский бардак, невольно думаешь: а ведь для всех этих ЕТД в этом году - звездный час. Фирма ежедневно зарабатывает не менее 10 миллионов. Конечно, это подсчет обывательский и неизвестно, каковы затраты. Но такого пассажиропотока керченская переправа не знала за всю свою историю. И те, кто зарабатывает на пробках, вряд ли станут возражать, если мост будут строить медленно и торжественно. И лучше не через пролив, а вдоль него.
…Глубокой ночью нашу машину загоняют в стальное чрево парома. На «Олимпиаду» не попали, достался российский «Крым», вмещающий около 60 машин. Их расставляют в два этажа. Хорошо, что рядом нет мотоциклов. Идеально закрепить байк невозможно, и случаи, когда они царапали и мяли дверцы машин, регулярны. Это к вопросу о страховке, которой нет.
Пассажирам на пароме комфортно. Можно посидеть в кафе. Правда, о кассовых аппаратах на борту не подозревают, но на качестве кофе это не сказывается. Он недурен, как и хрустящие булочки. Как бы ни было приятно утопать в мягком кресле, но мы ж на корабле! Как и многие пассажиры, прихватив кофе и булочки, выходим на палубу. Там ветрено, но не холодно. Оба берега отчетливо видны даже в сумерках. Вся поездка длится меньше получаса. И вот он, Крым.
Здесь даже воздух другой, свежий и хвойный ‑ кругом южные сосны с их длинными мягкими иголками, огромные можжевельники, туи и конусы-тополя. Близится рассвет, небо постепенно светлеет, проступают контуры горных хребтов. Нам оставалось еще 250 километров, 2-4 часа по серпантину ‑ и начнется собственно ЮБК. Но об этом ‑ в следующем репортаже.
1 октября 2014 в 20:03
Крымские каникулы
Фото: Татьяны Горяниной
- Останьтесь на денек! Шторм, паромы встали. Застрянете в порту, придется в машине ночевать, - уговаривала нас хозяйка мини-отеля Татьяна. Десять оплаченных дней прошли, но нам предлагали пожить еще ‑ бесплатно. Просто потому, что Татьяна за нас волновалась. А когда поняла, что мы-таки едем, сказала: - Спасибо, что приезжали. Для нас, крымчан, важно, что из России народ поехал… Хотя что это я говорю! Мы ведь теперь тоже Россия, - Татьяна улыбалась, но в глазах стояли слезы. ‑ Передайте там, на материке, ‑ мы вас очень ждали! Давно ждали Россию. А те, кто говорит, что все из-за пенсий и какой-то помощи, они или клевещут, или просто не понимают ничего...
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
5 минут назад Во Владимире завершился региональный этап конкурса «Директор года»
В нем участвовали 19 руководителей из городских и сельских школ. В нынешнем году он прошел в четвертый раз. Всего за это время его участниками стали 69 руководителей образовательных учреждений.
40 минут назад Во Владимире появилась официальная копия картины авангардистки Ольги Розановой
Владимирский Музей непридуманных историй заключил соглашение с Государственной Третьяковской галереей, благодаря чему теперь в его постоянной экспозиции выставляется качественная копия знаменитой картины Ольги Розановой…