1 октября 2014 в 20:03

Крымские каникулы

Фото: Татьяны Горяниной
- Останьтесь на денек! Шторм, паромы встали. Застрянете в порту, придется в машине ночевать, - уговаривала нас хозяйка мини-отеля Татьяна. Десять оплаченных дней прошли, но нам предлагали пожить еще ‑ бесплатно. Просто потому, что Татьяна за нас волновалась. А когда поняла, что мы-таки едем, сказала: - Спасибо, что приезжали. Для нас, крымчан, важно, что из России народ поехал… Хотя что это я говорю! Мы ведь теперь тоже Россия, - Татьяна улыбалась, но в глазах стояли слезы. ‑ Передайте там, на материке, ‑ мы вас очень ждали! Давно ждали Россию. А те, кто говорит, что все из-за пенсий и какой-то помощи, они или клевещут, или просто не понимают ничего...

Именно с этого эпизода я начну рассказ о моих крымских каникулах. Десять дней у моря, четыре - в дороге. Еще до отпуска было понятно: в этом году поездка в Крым станет больше, чем просто туризмом. Расскажу обо всем: о погоде и природе, о ценах и разговорах на рынке, о крымских выборах, на которых довелось побывать. И о людях, для которых мы, как оказалось, гораздо больше, чем просто курортники. Итак, вперед!
С чего начинается море?
Отдых в Крыму для большинства россиян ‑ это личная история, семейная. Для меня Крым начался с маленьких камешков-пуговок, которые привозила бабушка. Мы их ссыпали в мешочек, чтобы потом ими играть в лото. Бабушка с дедом респектабельно летали в Крым на самолете. А родители по молодости гоняли туда на мотоциклах. Потом, когда они решили, что ребенка можно взять с собой, была поездка на поезде. И, наконец, самостоятельные автомобильные «набеги».
Несколько лет мы с друзьями ездили в Крым на машинах через КПП в Шебекино. В этом году из-за известных событий решили ехать на машине через Керчь.
На бензин потратишь не более 14 тысяч в оба конца. С учетом того, что нас было четверо, на каждого - по 3500. А по факту и меньше, даже с учетом платных дорог в Воронеже и Краснодаре. Все мы были водителями, ехали без остановок, передавая руль друг другу. Стартовали из Коврова. До Керчи добрались за 22 часа.
Первое впечатление ‑ еще «материковое» ‑ наши дороги. Пять баллов! К сожалению, Владимирской области до воронежских «автобанов» еще далеко. Шестиполосные освещенные трассы, великолепная разметка, инфраструктура - все радует. Даже турникеты на платных участках. Согласна ли я платить по 50-100 рублей за проезд через Владимирскую область, если в этом случае дорога будет, как в Воронеже? Ответ ‑ да.
Переправа
Керченская переправа ‑ это порт «Кавказ», порт «Крым» и пролив. Мы думали, что в сентябре поток туристов ослабнет. Когда отслеживали степень загрузки переправы по Интернету, предположения подтверждались ‑ пробки в начале сентября были на пути из Крыма. Но подвела погода. Еще за сотню километров до переправы на заправке узнали: в проливе штормит, переправа временно не работает. На косе - пробка. Хвост растянулся на 15 км. Как мы поняли потом, тот шторм был пустячным в сравнении со стихией, с которой довелось столкнуться на обратной дороге.
На пути в Крым на переправе провели чуть более 10 часов. Это равно минимальному времени ожидания на украинской границе в прежние годы.
…Народ в очереди в порту «Кавказ» процентов на 80 - москвичи. Не редкость и машины с украинскими номерами. В большинстве это крымчане, которые еще не прошли перерегистрацию. Вот супружеская пара севастопольцев, которые возвращаются домой. У Светы и Олега семейный бизнес - булочная. Этим летом они впервые отдохнули на «русском юге» - в Сочи.
- До этого мы ездили в отпуск в Турцию, Египет, Эмираты. Но Сочи нам показались шикарнее всего, - говорит Света. - Ваш Путин молодец! (Для них Путин все еще «ваш», не привыкли пока. - Прим. авт.) Сочи ‑ второй Дубай! Я в восторге! Зачем вы вообще поехали в наш Крым, когда у вас есть Сочи?! Мне стыдно... Подождите, пока у нас все отстроится и станет так же красиво, как у вас!..
Прогулки по косе
Ожидая паром, люди прогуливаются по косе, обозревая Черное и Азовское моря. С моря на море носятся тысячи птиц. Им, в отличие от людей, паром без надобности. Москвичи, предвкушая отдых, обсуждают маршруты будущих экскурсий. Крымчане говорят о политике. Самый популярный российский политик после Путина ‑ «Жирик» ‑ шоу, которое must go on.
Как складываются отношения с недавними соотечественниками-украинцами? То, что украинцы бойкотируют Крым, по словам крымчан, ‑ пропагандистские байки. Едут, мол, да еще как. И на отдых, и на заработки. Некоторые даже уверяли, что трасса через Джанкой вполне себе пригодна для проезда. На самом деле крымчане в этом году узнали от братьев-украинцев о себе много нового. Но об этом расскажу подробнее позже.
...По обочине, взявшись за руки, прогуливались две малышки лет 5-6. Одна из Питера, вторая ‑ из Харькова. Им нет дела до международной обстановки, есть заботы поважнее: где бы слепить песочные куличики ‑ земля-то кругом глинистая.
Вдоль косы развернулись торговые палатки. Пирожки, чай, кофе, все по 50 рублей. Не дорого ли? Но люди берут.
По косе постоянно курсируют грузовики с маркировкой «ЖКХ»: мусоровозы, поливалки, грейдеры. Идет уборка порта «Кавказ». А еще (об этом узнали чуть позже) на протяжении всего сезона коммунальные предприятия города Шахты расширяют стояночную площадку у порта. Предполагается увеличить протяженность причала, чтобы одновременно шла загрузка более трех паромов. Пока причаливают по два.
Портовая арифметика
Переправа через пролив платная. Билет покупают и для машин, и для людей. Плата за машину зависит от ее размеров. За наш «седан» взяли 1760 рублей. И по 162 рубля с каждого. Итого - 2400 на четверых. Тариф утверждает симферопольское предприятие «Единая транспортная дирекция» (ЕТД), переправой со стороны порта «Кавказ» «рулит» ООО из города Шахты.
Когда мы подъехали к переправе, работало пять паромов, в т.ч. один арендованный у Греции. Греческий конструктивно отличается от российских по водоизмещению, и это важно ‑ за одну поездку перевозится больше машин. Но как российским паромам, так и греческому по сто лет в обед, то есть более 20. Кто-то скажет, что для парома - не возраст... Возможно, пассажиры «Булгарии» думали так же.
Вообще, организация переправы в целом производила несерьезное впечатление. Билетные кассы по виду мало отличаются от шеренги биотуалетов. Люди выстраиваются в очереди под нейлоновыми шатрами к пластиковым кабинкам. На синих стенках кабинок белеют распечатки прайсов - какие-то таблицы без печатей и подписей. Кто и с каких потолков рассчитывал эти 162 рубля с человека? Никаких гарантий безопасности и сохранности авто. Интересно, власти в курсе, на каком честном слове держится вся эта схема? А если один из паромов утонет?
Перед въездом на паром машины проверяют, но формально. При заезде в порт проверок нет вообще. И это после трагедии на вокзале Волгограда?
Самая популярная тема разговоров в очереди ‑ мост. Он нужен. И на переправе это понимаешь как никогда. Но глядя на порт-кавказский бардак, невольно думаешь: а ведь для всех этих ЕТД в этом году - звездный час. Фирма ежедневно зарабатывает не менее 10 миллионов. Конечно, это подсчет обывательский и неизвестно, каковы затраты. Но такого пассажиропотока керченская переправа не знала за всю свою историю. И те, кто зарабатывает на пробках, вряд ли станут возражать, если мост будут строить медленно и торжественно. И лучше не через пролив, а вдоль него.
…Глубокой ночью нашу машину загоняют в стальное чрево парома. На «Олимпиаду» не попали, достался российский «Крым», вмещающий около 60 машин. Их расставляют в два этажа. Хорошо, что рядом нет мотоциклов. Идеально закрепить байк невозможно, и случаи, когда они царапали и мяли дверцы машин, регулярны. Это к вопросу о страховке, которой нет.
Пассажирам на пароме комфортно. Можно посидеть в кафе. Правда, о кассовых аппаратах на борту не подозревают, но на качестве кофе это не сказывается. Он недурен, как и хрустящие булочки. Как бы ни было приятно утопать в мягком кресле, но мы ж на корабле! Как и многие пассажиры, прихватив кофе и булочки, выходим на палубу. Там ветрено, но не холодно. Оба берега отчетливо видны даже в сумерках. Вся поездка длится меньше получаса. И вот он, Крым.
Здесь даже воздух другой, свежий и хвойный ‑ кругом южные сосны с их длинными мягкими иголками, огромные можжевельники, туи и конусы-тополя. Близится рассвет, небо постепенно светлеет, проступают контуры горных хребтов. Нам оставалось еще 250 километров, 2-4 часа по серпантину ‑ и начнется собственно ЮБК. Но об этом ‑ в следующем репортаже.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
2 минуты назад Волейбольный клуб «Муром» пробился в финал чемпионата России
Заключительный 11-й тур предварительного этапа на чемпионате России среди женских команд в Высшей лиге «А» волейбольный клуб «Муром» провел в Екатеринбурге. Три победы в четырех матчах позволили волейболисткам из Владими…
10 минут назад Александр Авдеев встретился с участниками Всемирного фестиваля молодежи в Сочи
В Центре опережающей профессиональной подготовки в стенах Высшей государственной инженерно-технической школы (колледжа) имени Д.К. Советкина губернатор Александр Авдеев провел встречу с участниками владимирской делегации…