После того как в 2011 году Владимирский государственный гуманитарный университет окончил самостоятельное существование и слился с ВлГУ, на филологическом факультете начались изменения.
Во-первых, постепенно, а в итоге в 3 раза уменьшился набор на бюджетные места. Раньше на первый курс набирали по 75 будущих учителей-словесников, сейчас - 25. Правда, еще несколько человек принимают на платное обучение с перспективой перевода на бюджет.
Во-вторых, поползли слухи об объединении кафедр филфака, о слиянии филфака с истфаком, о переселении из здания у Золотых ворот. Однако вице-губернатор Михаил Колков в прошлом учебном году заверил, что необдуманных решений не будет.
- Факультеты не объединяют. Кафедры тоже, - сообщила декан филологического факультета Марина Артамонова. - Во всех вузах сокращают бюджетные места, у нас тоже. В этом году мы набрали 25 человек на бюджет, 8 человек - по договору. Увы, обычно не лучшие выпускники идут на педагогические специальности. Но в этом году на литфаке проходной балл, к нашей радости, один из самых высоких. Кроме того, у нас стали учиться студенты из Таджикистана и Туркменистана. Мы востребованы, потому что эти страны сегодня нуждаются в специалистах. Ребята учатся в группах с русскими студентами, полностью погружены в языковую среду. Конечно, нам хотелось бы больше студентов, поскольку уменьшение количества учащихся приводит к сокращению нагрузки преподавателей.
Да, зарплаты в вузе выросли, однако и нагрузка на ставку резко увеличилась: и количество учебных занятий, и воспитательная работа. Сегодня каждый преподаватель имеет по 5-6 общественных поручений.
По словам Артамоновой, из достижений последних лет можно назвать то, что теперь преподаватель может получить на свою научную работу грант из Российского научного фонда. Коллективный грант на весь коллектив литфак уже выигрывал.
- Такова политика Министерства науки и образования - педвузы не нужны, надо развивать технические направления и специальности, - без оптимизма говорит завкафедрой русского языка литфака Марина Пименова. - Мы на себе почувствовали, что стали другим вузом. В образовательном стандарте в процентах указано, сколько часов на что отводится. Произошло значительное сокращение количества аудиторных занятий. Упор сделан на самостоятельную работу студентов, на дистанционное общение. Но очевидно: самостоятельную работу нужно умело направлять, иначе она будет неэффективна.
Из-за возникающей «дистанции» с литфака стали уходить преподаватели-профессора, с именами которых альма-матер ассоциируется у нескольких поколений выпускников. К примеру, распрощался с литфаком уважаемый всеми профессор Владимир Фурашов. Причем вовсе не из-за преклонного возраста - он еще в отличной форме и с легкостью может, взбежав по лестнице, рассказать о происхождении любого слова и выражения. Невозможно представить, что студенты будут учиться, не услышав его особой выразительной интонации, шутки или цитаты Толстого в его исполнении.
- Мы предлагали присвоить заслуженным профессорам особый статус почетных членов университета, уменьшить для них нагрузку, - рассказывает Пименова. - К примеру, вместо 790 часов предложить им читать 500. В вузе их не больше 10 человек. Но какова ценность знаний, которые они дают! К сожалению, руководство такой возможности не нашло - потому люди и уходят...
- Первый раз за столько десятилетий пропустил День знаний, - с грустью сообщил нам профессор Фурашов. - Я теперь не в штате. Как-то не по себе видеть вместо привычных 75 выпускников 16 человек. Литфак превращается в среднее специальное учебное заведение. Сокращение часов привело к тому, что теперь готовят не учителей, а бакалавров. Аспирантуры, по существу, нет. А ведь школы без учителей русского языка и литературы не обойдутся. Если заглянуть лет на 5-6 вперед, то ситуация выглядит критической. Если своих учителей не будет, придется приглашать из других областей, а это дорого обойдется!
- Учителей-литераторов действительно уже не хватает, - подтвердила завуч владимирской гимназии № 3 Надежда Зацепина. - Даже во Владимире. Многие специалисты - пенсионного возраста. Взять хоть нашу школу. Уйдет это поколение - кто будет работать? А на литераторов сегодня ложится такая ответственность - всех нужно готовить к ЕГЭ и сочинению.
- Мы готовим хороших специалистов, но идти в школу многие не хотят, - утверждает декан литфака. - К примеру, у моего ребенка за год сразу несколько учителей сменилось из-за небольшой зарплаты. В целом по области литераторов не хватает: 39 вакансий на начало года. А мы столько за год не выпускаем!
2 октября 2014 в 18:47
Учителя литературы скоро станут дефицитом?
Фото: Ирины Игнатовой
2015 год объявлен в России Годом литературы. Наверняка в ближайшем будущем мы услышим ‑ и уже сейчас слышим - о современных требованиях к образованию, о новых стандартах, о возвращении в школы экзаменационного сочинения. Словом, о важности и ценности родного языка и литературы. А между тем преподавать в школах русский и литературу в ближайшем будущем скоро будет некому.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
сегодня в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…