15 октября 2014 в 18:41

#Крымнаш

Продолжаем публиковать впечатления нашего корреспондента Татьяны Горяниной о поездке в Крым. Первая серия ‑ статья «Крымские каникулы» - вышла в «ВВ» 2 октября и рассказывала о трудностях достижения Крыма с «материка». Но вот Татьяна-таки преодолела на пароме Керченский пролив и начинает рассказ о том, что она увидела внутри Крыма.

Люди
и деньги
Рассвет на море, как и закат, стремителен. Только что было зябкое утро - и уже яркая жара. Все как всегда ‑ море, солнце, галька на пляже, сверкающий купол в скале. Только нет людей. Нет дремлющих старичков на складных стульчиках в обнимку с табличками «Жилье». Нет грузовичков-«каблучков», суетящихся возле магазинов и разгружающих снедь. А ведь уже семь утра! Нехотя открываются жалюзи торговых палаток, выходит бабушка с авоськами, из которых свешиваются виноградные гроздья. На всех заборах таблички «Комфортабельные свободные номера». То, что свободные ‑ уже понятно.
Номер в мини-отеле у самого моря нынче предлагали всего за 300 рублей в сутки. По сравнению с прошлым годом ‑ вдвое дешевле. Так что, россияне, спешите наслаждаться Крымом по сходной цене ‑ после постройки моста все, наверное, станет дороже.
Для нас быстро нашелся подходящий отель с гаражом. Наскоро сбросив в номера нехитрый багаж, решили осмотреться ‑ где что почем.
Молочка крымского производства (в основном Симферополь) примерно вдвое дешевле владимирских аналогов, а качество нисколько не уступает.
На удивление мало собственных овощей и фруктов. Местные говорят, что это случилось из-за весенних перебоев с водой, когда бывшая крымская метрополия Украина перерезала подачу воды через канал. На рынках нередки были пустые прилавки - ни овощей, ни зелени. Правда, в изобилии местный виноград по 40-50 рублей за килограмм, невероятно вкусный. А еще инжир по 60 рублей за кило - на сентябрь приходится пик сбора урожая.
Следом за инжиром поспевает гранат. Гранатовые деревья растут повсюду, увешанные плодами, как новогодние елки шариками.
Теперь ‑ мясное. Сырокопченые колбасы стоят не более 500 рублей за килограмм. Есть местные фирмы-производители, но в основном ‑ с Украины. Учитывая все обстоятельства, местные продавцы говорят, что дешевые колбасы скоро закончатся. Поставки через Джанкой прекратились, украинцы продолжают возить через Николаев, но общий объем снижен почти вдвое. А собственных животноводческих ферм и мясопереработки в Крыму почти нет. Поэтому свинина на рынке уже от 300 рублей за кг и выше. Шашлык соответственно тоже «кусается», да и желающих посидеть за шашлычком в кафешках мало.
- Ну вот мы и стали едины, - ехидно говорит продавец эфирных масел. ‑ И цены одни и те же, как видите.
Цены на сувениры и прочую околопляжную ерунду пока что держатся на прошлогоднем уровне. Правда, меняется ассортимент. В палатках очень бойко идет торговля футболками с принтами #КРЫМНАШ и портретами Владимира Путина. Цены ‑ от 200 до 300 рублей. Самое забавное, что привезли футболки из Ровенской области Украины, где их тачают. Война войной, а бизнес превыше всего...
Пляжный
эксклюзив
- Предлагаю аксессуары авторской работы! И автор перед вами! ‑ артистично раскланивается поджарый брюнет. Он бодро вышагивает по пляжу, увешанный стеллажами с бижутерией, оттого похожий на ходячий шкаф.
И это вам не горячая кукуруза! Все серьезно. Перед каждым, кто желает послушать, художник терпеливо и с достоинством проводит мини-презентацию своей продукции. «Владимир Ветров, художник по стеклу» - написано в визитке, которую брюнет предлагает всем желающим.
Браслеты и кулоны из цветного стекла очень симпатичны, и я соблазняюсь на покупку браслетика за 200 рублей. В дополнение получаю буклет с рекламным текстом и краткой биографией художника. Из нее узнаю, что художник родился в Свердловске, учился в Орле, а в
1984-м работал в Харьковской государственной академии дизайна и искусства. Со слов автора, его мини-шедевры имеются в частных коллекциях Украины, России, Германии и США. Очень даже может быть. Нынешний сезон маэстро Ветров оценивает оптимистично:
- С учетом известных событий ожидать каких-то бонусов было наивно. Потому я приятно удивлен ‑ 2/3 от обычной выручки я сделал. Отдыхающих - да, количественно меньше, но вы, россияне, гораздо более платежеспособны, чем те же украинцы. Поэтому нам надо проявлять активность, рекламировать себя, а не сидеть на завалинке и ныть! Вообще, все идет неплохо. Просто некоторые недалекие люди не понимают, насколько хуже все могло бы быть в Крыму, не проголосуй мы за вхождение в Россию.
О том, что могло быть, как в Донецке и Луганске, здесь стараются не только не говорить, но и не думать. Уж слишком кошмарно видение страшной и кровавой войны, слишком неуместны здесь, под ласковым солнцем, в окружении дымчатых гор и хрустального моря, смерть и разрушение.
Крымская роза ‑ эмблема печали
Прогулка по вечернему побережью. Рестораны, бильярдные и танцполы сверкают огнями и грохочут музыкой. Но есть, пить, играть и танцевать некому. Немногочисленные отдыхающие прогуливаются мимо, юные официанты провожают их затравленными взглядами. Этих мальчиков и девочек безумно жаль.
Хозяева ресторанов опускают глаза, разводят руками и говорят: «Такая ситуация…». У них это называется «такая ситуация». Мы, мол, все понимаем, глупо ожидать чего-то другого, когда совсем рядом идет война.
Мост к 2018 году? Это все равно, что пообещать полить комнатный цветок на будущий год. Полить-то можно, да что толку?.. Малый бизнес можно убить за год, а на восстановление уйдут годы.
Но крымчане с каким-то трогательным оптимизмом ждут этого моста. Ждут и верят. Мост ‑ это ведь не только туристический поток. Мост ‑ это и устойчивое снабжение ГСМ, электричеством и т.д. Мост ‑ это связь с Родиной, со всей Россией.
Верят в лучшее будущее и украинцы, которых на побережье пруд пруди. Они в Крым едут не отдыхать, а работать. Почему-то и сервисом, и торговлей на полуострове часто занимаются именно украинцы. А крымчане довольствуются сдачей в аренду мест под торговые палатки и квартир под дачи.
Среди торговцев много донецких. Разговорились с продавщицей газет и журналов Светой:
- Надо же такое было про Донецк сказать ‑ дотационный! Подлость какая! Хотя формально в последние годы так и есть. Потому что по указке Киева все прибыльные предприятия, заводы, шахты ‑ все регистрируют в Киеве, там же платят налоги, а нам с соизволения из бывшей столицы перераспределяют дотации. Точнее, распределяли до того, как все это началось.
Но все началось из-за языка. Вот этим они (в смысле ‑ новые украинские власти) реально достали на Донбассе всех и сразу. Этот их язык ведь толком никто не знает. Мова бесила и раньше, особенно в вузах. Ну кому она нужна в институте? А в бизнесе? У каждого второго - торговые связи с Россией... И что? Договор на украинском, что ли, составлять? Курам на смех! Хотя сейчас уже не до смеха. Когда в школах объявили, что русский язык больше не преподают, я вначале не поверила. Потом оказалось - правда. Знаете, на что русский заменили? На немецкий! И они рассчитывали, что мы будем терпеть?
Сама по себе украинская речь - милая, мелодичная, торопливо рассыпающаяся горохом полупонятных слов - то и дело доносилась обрывками из палаток, окон, с пляжа. Но если насаждать ее насильно ‑ может получиться повод для ненависти и вражды…
Саша ‑
украинский узбек
Эту кафешку вернее назвать закутком. Торговая палатка с мангалом и парой столиков. Дух шашлыка и плова от палатки идет одуряющий. Мимо пройти не может никто. Как минимум нюхнуть и спросить про цены. А цены просто благотворительные. Порция шашлыка - 100 рублей, втрое дешевле, чем в соседних кафе. И приготовлено на совесть, со знанием дела. А уж плов из казана… Среди нас был искушенный знаток восточной кухни, и его вопрос неожиданно из обычных клиентов сделал нас почетными гостями.
- Это плов по-андижански?
- А вам по-ташкентски надо? ‑ удивленно обернулся повар-азиат. - Мне и самому ташкентская кухня больше нравится. Я родом из Ташкента, но уже 15 лет живу в Мариуполе. Зовите меня Саша. А лучше ‑ Сашко.
Сашко арендует это кафе уже несколько лет.
- В хорошие годы чистая прибыль обычно по $500 в день.
- Да ладно!
- Точно вам говорю. Хватало на всю зиму семье прожить. В хороший сезон тут все так зарабатывают. 300-400% прибыли. На меньшее никто не согласен. Иначе как зимовать? В Мариуполе работы никогда не было... В этом году доход упал почти в 5 раз. Из-за мяса, будь оно неладно. Привозят мало и дорого, а своего пока что в Крыму нет. Я вот все надеюсь, может, одумаются украинские власти, восстановят движение через Джанкой…
Сашко, как и многие, не хочет затрагивать тему причин военного конфликта. Он просто хочет и дальше ездить в Крым, готовить плов и лагман. А то, что гражданские войны заканчиваются большой кровью и долгим ожесточением, Сашко как бывший ташкентский беженец знает.
Он нам, прощаясь, и выдал:
- Вот тут, в Крыму, живут почти два миллиона людей. Они все сегодня просто боятся представить, что было бы с этой землей, начнись тут война, не вмешайся в ситуацию Россия. 90 процентов крымчан считают себя русскими. И если бы Киев начал тут то, что он творит на Донбассе, тут все бы поднялись против Украины. Было бы много жертв. Это Россия спасла Крым от войны.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:11 Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
сегодня в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…