15 октября 2014 в 18:41

#Крымнаш

Продолжаем публиковать впечатления нашего корреспондента Татьяны Горяниной о поездке в Крым. Первая серия ‑ статья «Крымские каникулы» - вышла в «ВВ» 2 октября и рассказывала о трудностях достижения Крыма с «материка». Но вот Татьяна-таки преодолела на пароме Керченский пролив и начинает рассказ о том, что она увидела внутри Крыма.

Люди
и деньги
Рассвет на море, как и закат, стремителен. Только что было зябкое утро - и уже яркая жара. Все как всегда ‑ море, солнце, галька на пляже, сверкающий купол в скале. Только нет людей. Нет дремлющих старичков на складных стульчиках в обнимку с табличками «Жилье». Нет грузовичков-«каблучков», суетящихся возле магазинов и разгружающих снедь. А ведь уже семь утра! Нехотя открываются жалюзи торговых палаток, выходит бабушка с авоськами, из которых свешиваются виноградные гроздья. На всех заборах таблички «Комфортабельные свободные номера». То, что свободные ‑ уже понятно.
Номер в мини-отеле у самого моря нынче предлагали всего за 300 рублей в сутки. По сравнению с прошлым годом ‑ вдвое дешевле. Так что, россияне, спешите наслаждаться Крымом по сходной цене ‑ после постройки моста все, наверное, станет дороже.
Для нас быстро нашелся подходящий отель с гаражом. Наскоро сбросив в номера нехитрый багаж, решили осмотреться ‑ где что почем.
Молочка крымского производства (в основном Симферополь) примерно вдвое дешевле владимирских аналогов, а качество нисколько не уступает.
На удивление мало собственных овощей и фруктов. Местные говорят, что это случилось из-за весенних перебоев с водой, когда бывшая крымская метрополия Украина перерезала подачу воды через канал. На рынках нередки были пустые прилавки - ни овощей, ни зелени. Правда, в изобилии местный виноград по 40-50 рублей за килограмм, невероятно вкусный. А еще инжир по 60 рублей за кило - на сентябрь приходится пик сбора урожая.
Следом за инжиром поспевает гранат. Гранатовые деревья растут повсюду, увешанные плодами, как новогодние елки шариками.
Теперь ‑ мясное. Сырокопченые колбасы стоят не более 500 рублей за килограмм. Есть местные фирмы-производители, но в основном ‑ с Украины. Учитывая все обстоятельства, местные продавцы говорят, что дешевые колбасы скоро закончатся. Поставки через Джанкой прекратились, украинцы продолжают возить через Николаев, но общий объем снижен почти вдвое. А собственных животноводческих ферм и мясопереработки в Крыму почти нет. Поэтому свинина на рынке уже от 300 рублей за кг и выше. Шашлык соответственно тоже «кусается», да и желающих посидеть за шашлычком в кафешках мало.
- Ну вот мы и стали едины, - ехидно говорит продавец эфирных масел. ‑ И цены одни и те же, как видите.
Цены на сувениры и прочую околопляжную ерунду пока что держатся на прошлогоднем уровне. Правда, меняется ассортимент. В палатках очень бойко идет торговля футболками с принтами #КРЫМНАШ и портретами Владимира Путина. Цены ‑ от 200 до 300 рублей. Самое забавное, что привезли футболки из Ровенской области Украины, где их тачают. Война войной, а бизнес превыше всего...
Пляжный
эксклюзив
- Предлагаю аксессуары авторской работы! И автор перед вами! ‑ артистично раскланивается поджарый брюнет. Он бодро вышагивает по пляжу, увешанный стеллажами с бижутерией, оттого похожий на ходячий шкаф.
И это вам не горячая кукуруза! Все серьезно. Перед каждым, кто желает послушать, художник терпеливо и с достоинством проводит мини-презентацию своей продукции. «Владимир Ветров, художник по стеклу» - написано в визитке, которую брюнет предлагает всем желающим.
Браслеты и кулоны из цветного стекла очень симпатичны, и я соблазняюсь на покупку браслетика за 200 рублей. В дополнение получаю буклет с рекламным текстом и краткой биографией художника. Из нее узнаю, что художник родился в Свердловске, учился в Орле, а в
1984-м работал в Харьковской государственной академии дизайна и искусства. Со слов автора, его мини-шедевры имеются в частных коллекциях Украины, России, Германии и США. Очень даже может быть. Нынешний сезон маэстро Ветров оценивает оптимистично:
- С учетом известных событий ожидать каких-то бонусов было наивно. Потому я приятно удивлен ‑ 2/3 от обычной выручки я сделал. Отдыхающих - да, количественно меньше, но вы, россияне, гораздо более платежеспособны, чем те же украинцы. Поэтому нам надо проявлять активность, рекламировать себя, а не сидеть на завалинке и ныть! Вообще, все идет неплохо. Просто некоторые недалекие люди не понимают, насколько хуже все могло бы быть в Крыму, не проголосуй мы за вхождение в Россию.
О том, что могло быть, как в Донецке и Луганске, здесь стараются не только не говорить, но и не думать. Уж слишком кошмарно видение страшной и кровавой войны, слишком неуместны здесь, под ласковым солнцем, в окружении дымчатых гор и хрустального моря, смерть и разрушение.
Крымская роза ‑ эмблема печали
Прогулка по вечернему побережью. Рестораны, бильярдные и танцполы сверкают огнями и грохочут музыкой. Но есть, пить, играть и танцевать некому. Немногочисленные отдыхающие прогуливаются мимо, юные официанты провожают их затравленными взглядами. Этих мальчиков и девочек безумно жаль.
Хозяева ресторанов опускают глаза, разводят руками и говорят: «Такая ситуация…». У них это называется «такая ситуация». Мы, мол, все понимаем, глупо ожидать чего-то другого, когда совсем рядом идет война.
Мост к 2018 году? Это все равно, что пообещать полить комнатный цветок на будущий год. Полить-то можно, да что толку?.. Малый бизнес можно убить за год, а на восстановление уйдут годы.
Но крымчане с каким-то трогательным оптимизмом ждут этого моста. Ждут и верят. Мост ‑ это ведь не только туристический поток. Мост ‑ это и устойчивое снабжение ГСМ, электричеством и т.д. Мост ‑ это связь с Родиной, со всей Россией.
Верят в лучшее будущее и украинцы, которых на побережье пруд пруди. Они в Крым едут не отдыхать, а работать. Почему-то и сервисом, и торговлей на полуострове часто занимаются именно украинцы. А крымчане довольствуются сдачей в аренду мест под торговые палатки и квартир под дачи.
Среди торговцев много донецких. Разговорились с продавщицей газет и журналов Светой:
- Надо же такое было про Донецк сказать ‑ дотационный! Подлость какая! Хотя формально в последние годы так и есть. Потому что по указке Киева все прибыльные предприятия, заводы, шахты ‑ все регистрируют в Киеве, там же платят налоги, а нам с соизволения из бывшей столицы перераспределяют дотации. Точнее, распределяли до того, как все это началось.
Но все началось из-за языка. Вот этим они (в смысле ‑ новые украинские власти) реально достали на Донбассе всех и сразу. Этот их язык ведь толком никто не знает. Мова бесила и раньше, особенно в вузах. Ну кому она нужна в институте? А в бизнесе? У каждого второго - торговые связи с Россией... И что? Договор на украинском, что ли, составлять? Курам на смех! Хотя сейчас уже не до смеха. Когда в школах объявили, что русский язык больше не преподают, я вначале не поверила. Потом оказалось - правда. Знаете, на что русский заменили? На немецкий! И они рассчитывали, что мы будем терпеть?
Сама по себе украинская речь - милая, мелодичная, торопливо рассыпающаяся горохом полупонятных слов - то и дело доносилась обрывками из палаток, окон, с пляжа. Но если насаждать ее насильно ‑ может получиться повод для ненависти и вражды…
Саша ‑
украинский узбек
Эту кафешку вернее назвать закутком. Торговая палатка с мангалом и парой столиков. Дух шашлыка и плова от палатки идет одуряющий. Мимо пройти не может никто. Как минимум нюхнуть и спросить про цены. А цены просто благотворительные. Порция шашлыка - 100 рублей, втрое дешевле, чем в соседних кафе. И приготовлено на совесть, со знанием дела. А уж плов из казана… Среди нас был искушенный знаток восточной кухни, и его вопрос неожиданно из обычных клиентов сделал нас почетными гостями.
- Это плов по-андижански?
- А вам по-ташкентски надо? ‑ удивленно обернулся повар-азиат. - Мне и самому ташкентская кухня больше нравится. Я родом из Ташкента, но уже 15 лет живу в Мариуполе. Зовите меня Саша. А лучше ‑ Сашко.
Сашко арендует это кафе уже несколько лет.
- В хорошие годы чистая прибыль обычно по $500 в день.
- Да ладно!
- Точно вам говорю. Хватало на всю зиму семье прожить. В хороший сезон тут все так зарабатывают. 300-400% прибыли. На меньшее никто не согласен. Иначе как зимовать? В Мариуполе работы никогда не было... В этом году доход упал почти в 5 раз. Из-за мяса, будь оно неладно. Привозят мало и дорого, а своего пока что в Крыму нет. Я вот все надеюсь, может, одумаются украинские власти, восстановят движение через Джанкой…
Сашко, как и многие, не хочет затрагивать тему причин военного конфликта. Он просто хочет и дальше ездить в Крым, готовить плов и лагман. А то, что гражданские войны заканчиваются большой кровью и долгим ожесточением, Сашко как бывший ташкентский беженец знает.
Он нам, прощаясь, и выдал:
- Вот тут, в Крыму, живут почти два миллиона людей. Они все сегодня просто боятся представить, что было бы с этой землей, начнись тут война, не вмешайся в ситуацию Россия. 90 процентов крымчан считают себя русскими. И если бы Киев начал тут то, что он творит на Донбассе, тут все бы поднялись против Украины. Было бы много жертв. Это Россия спасла Крым от войны.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
только что Во Владимире завершился региональный этап конкурса «Директор года»
В нем участвовали 19 руководителей из городских и сельских школ. В нынешнем году он прошел в четвертый раз. Всего за это время его участниками стали 69 руководителей образовательных учреждений.
35 минут назад Во Владимире появилась официальная копия картины авангардистки Ольги Розановой
Владимирский Музей непридуманных историй заключил соглашение с Государственной Третьяковской галереей, благодаря чему теперь в его постоянной экспозиции выставляется качественная копия знаменитой картины Ольги Розановой…

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.