- Николай Анатольевич, для вас звания и награды много значат?
- Приятно, конечно. Но главное ‑ к наградам не прикипать. Оживляют пространство - и слава Богу. Но звание почетного гражданина Владимирской области лично для меня очень значимо. Я живу и работаю в этом регионе много лет. Искренне люблю Владимирскую землю. И у меня ощущение, что это звание ‑ награда всему коллективу Владимирского академического театра драмы. До сих пор, насколько я знаю, артистам у нас этого звания не присваивали. И вот - присвоили. Думаю, прежде всего благодаря успешности нашего театра - особенно в последние годы. Мы же ни с одного фестиваля без наград не приезжаем.
- Некоторые считают, что творческий человек должен быть в оппозиции к любой власти и ставят вам в вину хорошие взаимоотношения с властью ‑ например, с губернатором Светланой Орловой.
- Хорошие отношения у меня в жизни складывались далеко не с каждой властью. Но и вставать в оппозицию только ради того, чтобы встать в оппозицию, ‑ странное занятие, разве нет? Если власть разумна, адекватна, неравнодушна к тому, что происходит вокруг, готова помогать важным для общества проектам - с такой властью, наоборот, надо сотрудничать! Для меня всегда примерами служили такие потрясающие люди, как Михаил Ульянов и Кирилл Лавров. Они были общественными деятелями, умевшими разговаривать с властью. Но от этого не переставали быть великими артистами.
Но одно дело сотрудничество с властью и ее поддержка, другое ‑ заигрывание с ней. Заигрывать с властью не надо. Сократ еще сказал ‑ от власти надо быть не настолько далеко, чтобы замерзнуть, и не настолько близко, чтобы сгореть.
Если говорить конкретно о Светлане Юрьевне Орловой, то, образно говоря, чаи мы с ней не пьем. Но я ее очень уважаю. Орлова за год с небольшим сделала для нашего театра то, чего мы не могли добиться многие годы. Это объективно. При всем моем уважении к Николаю Владимировичу Виноградову. Кроме того, я вижу, как развивается область. Как похорошел город. Как осуществляются планы, в реальность которых многие не верили. В этом мне, конечно, хочется поддерживать власть. Если она действительно думает о людях ‑ разумеется, я буду с этой властью.
- Я вас знаю много лет. По-моему, объясняя свое хорошее отношение к действующей власти, вы не сказали две важные вещи. Первая: без искренней веры с вашей стороны в помыслы и способности конкретного человека поддержки от вас никто не дождется. Если поддерживаете, то искренне верите. Порой это приводит к разочарованиям. Второе: если вы о чем-то просили власть, то это всегда просьба не для себя, а для театра, для его конкретных работников, например, ветеранов. Для вашего актерского курса.
- Ну вот видите, вы сами все это сказали. Да, если я поддерживаю человека, я в него верю. И да ‑ в жизни случалось разочаровываться. Долгие годы меня кормили завтраками: «Николай Анатольевич, все будет». Мы тем временем старались, как могли, что-то сделать ‑ порой не благодаря, а вопреки... Мне довелось исходить многие кабинеты, говоря о нуждах театра, актерского курса. Я повторю: хорошо, с теплотой отношусь к нашему прежнему губернатору. Но вот вам факт: Орлова пришла, выслушала суть многолетних проблем театра, сказала, что поможет - и сделала это!
- Но в театр она редко ходит. Кстати, что на ваш взгляд, важнее: чтобы она ходила на все премьеры или чтобы откликалась на нужды театра?
- Конечно, замечательно, если губернатор ходит на премьеры. Но я отчетливо понимаю, насколько Светлана Юрьевна сейчас занята. У нее невероятный график. Я сам в этом убедился - она мне с серьезными вопросами даже в полночь, случалось, звонила. И было понятно, что она в тот момент еще находилась на работе! Конечно, мы в театре были бы рады видеть ее как можно чаще. Но с такой нагрузкой это просто физически нереально.
Зато на Днях Владимирской области в Санкт-Петербурге она смотрела нашего «Андрея Боголюбского». И я видел, как она аплодировала, как живо воспринимала происходившее. И то, что было на сцене. И то, как зал с овациями встал. И как к нам очередь выстроилась за автографами. Я видел, как ей все это было приятно. Как она нами гордилась в тот момент. Дескать, наши-то, владимирские, какие молодцы!
- Что вам дороже ‑ своя карь-ера или создание актерского курса?
- Конечно, курс. В этом я вижу результат своего труда. Это большая радость. Слава Богу, что так в моей жизни случилось. Хотя курс отнимает много сил. Но я вижу, как утята превращаются в лебедей. Как становятся по-настоящему интересными людьми. Вижу, что очень многие мои ребята не позорят меня потом в Москве, в других городах. Потому что мы их научили работать, видеть, читать. И я не жду от них благодарности. Я, к сожалению, тоже не был благодарным учеником. Но мы все такие.
- Николай Анатольевич, репетиции в театре, преподавание в театре-студии, в университете, приемы граждан в качестве доверенного лица президента. Загнаться не боитесь?
- Вы упустили, что я теперь еще и сопредседатель ОНФ. На самом деле я чем больше занят, тем больше получаю удовлетворения. Я как-то попал на месяц в больницу, так не знал куда себя деть, весь издергался.
- Типа - «я тут лежу, а корова-то не доена»?
- Вот-вот. И это «корова-то не доена» у меня в мозжечке всегда присутствует. Всегда есть что сделать, доделать или переделать. И потом, может, это банально, но мне нравится, когда я могу сделать что-то полезное. Это же так здорово ‑ осознавать, что не напрасно прожил день.
- Смогли бы заниматься за хорошие деньги тем, что вам не по душе?
- Сложный вопрос. Может, и смог бы. Смотря на что мне были бы нужны эти деньги. Иногда понимаешь, что без компромисса с самим собой или даже без унижения просто не сможешь построить то, о чем мечтаешь, не сможешь сделать что-то хорошее и важное. Если удается в жизни обходиться без этого ‑ здорово. А так... Деньги в той или иной степени нужны всем. Каждый человек хочет иметь заработок, который позволит пристойно существовать ему и его близким. Это тесно связано с сохранением достоинства. Ты мыслишь по-другому, когда тебе не надо думать о том, как элементарно выжить. Так что деньги ‑ это средство. А вот ради них самих жить бессмысленно.
- Мы с вами и вашей супругой педагогом театра-студии Надеждой Ивановной Гороховой дружим уже больше 10 лет. Иногда мне кажется, что вы с ней можете друг за другом фразы заканчивать. Вы во всем единодушны?
- Отнюдь. Она меня часто критикует. И правильно. Я вообще не помню случая, чтобы она сказала мне «молодец». В основном критикует, держит в тонусе. Иногда я на это обижался, но, поразмыслив, потом всегда понимал - она права. Ну, для того и существуют две половинки. Дополнять друг друга.
БЛИЦ
Ученики мои...
Стоит упомянуть в разговоре с Николаем Гороховым его учеников в театре-студии (как экспериментальный актерский курс, впервые был набран в ВОККИ в 2002 году) ‑ пиши-пропало. Прочие темы отходят на второй план. Горохов готов часами с сияющими глазами рассказывать о талантах каждого студента. Вот и во время интервью народный артист России сел на «любимого конька».
- За что вы так их любите?
- Как их не любить? Я вижу, как они переживают друг за друга. Хотя, казалось бы, ‑ конкуренция. Вон Аня Лузгина в своем неравнодушии всем рвется помогать. Как была на курсе старостой, так и осталась.
- Некоторые из ваших учеников уезжают потом. Это же плохо...
- Это личный выбор каждого. Но вот, например, Володя Кузнецов остался, невзирая на то, что ему поступали и поступают очень хорошие предложения.
- А вы его сразу разглядели. Помните, как я, сидя с вами рядом на вступительном конкурсе, удивлялась вашей оценке, что этот парень самый талантливый.
- Помню. А знаете, какие замечательные рассказы он пишет? Я ему как-то сказал, что он обязательно станет режиссером. А он мне: «Николай Анатоль-евич, вы что, не верите в меня как артиста?» То есть даже не заподозрил, что услышал высокую оценку. С очень талантливыми и интеллигентными людьми всегда так. В итоге он стал режиссером. Хотя и актером был замечательным.
ДОСЬЕ
Выпускник школы-студии МХАТ Николай Анатольевич Горохов работает во Владимирском областном театре драмы имени Луначарского с 1978 года. За его плечами больше 100 характерных ролей (от Бориса Годунова и Сальери до Короля Лира и профессора Хиггинса). Среди выпускников театра-студии Николая Горохова: Владимир Кузнецов и Наталья Демидова, Александр Аладышев и Анна Лузгина, Антон Карташов и Анатолий Шалухин.
Около 60% нынешней труппы областного театра ‑ ученики Горохова.