22 октября 2014 в 18:00

Опора на свое

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
В новейшей истории России впервые всерьез об импортозамещении заговорили в кризис 2008-2009 годов. Тогда стало всем ясно, что высокая доля сырья в экспорте (более 2/3) делает нашу страну зависимой от мировой конъюнктуры цен на ресурсы и легко уязвимой. Тогда была разработана стратегия модернизации для семи стратегических отраслей (от энергетики и космоса до обороны и нанотехнологий). Эксперты соглашались ‑ да, документ важен. Но предупреждали - надо развивать промышленность страны в целом. Иначе, дескать, лишь вырастет разрыв между уровнем развития отраслей. А это беда в том числе и для «богатых», стратегических отраслей. Ведь если российские поставщики не будут соответствовать требованиям «богатеев», технологии и комплектующие придется покупать за рубежом. А это та же зависимость. Это санкции 2014 года и доказали.

Курс на отечественного поставщика
К счастью, многие топ-менеджеры крупных компаний это предвидели и, по крайней мере, старались расширять свой пул поставщиков и партнеров не только на Запад и Восток, но и «выращивать» на месте, в своей стране. Именно так уже несколько лет делает «Транснефть». Сегодня арматуру ей продает наш «Гусар». Требования по качеству у компании к своим поставщикам предельно жесткие, но 90% ее смежников уже сейчас именно российские производители.
«Гусар» с «Транснефтью» фактически свела губернатор Светлана Орлова. Но важно то, что «Гусар» был готов воспользоваться этим шансом.
Так же, как, например и местный представитель другой важной отрасли ‑ пищевой. Речь ‑ о Киржачском молочном заводе. Лично я как потребитель обратила внимание на его продукцию только когда после антисанкций с прилавков пропали мои любимые финские йогурты «без Е». Да, «финны» исчезли ‑ и пришлось искать в магазинах то, что есть наше, вкусное и безвредное. Аналог я нашла под киржачским лейблом. И оказалось, что в Киржаче делают не только йогурты. В итоге я и многие мои знакомые по финской молочке уже не тоскуют. Зачем, если у нас есть Киржач? И опять - важно то, что КМЗ оказался готов к своему шансу прорваться к потребителю.
Не ждите милостей - разрабатывайте
Санкции ‑ это прежде всего новые возможности, не устают повторять наши чиновники. Почему не все к этим возможностям готовы?
Я была на одном из форумов «Открытые инновации». На круглом столе по внедрению технологий энергосбережения директор одного завода выдал такой пассаж: «Не надо нам рассказывать, чего и каким отраслям надо. Вы нам гарантируйте, что если мы разработаем конкретный продукт, то, по крайней мере, город его купит». Председательствующий аж подпрыгнул от возмущения: «Сначала сделайте то, что будет пользоваться спросом на рынке! А город ничего у вас покупать не обязан. Что за привычка вечно ждать бюджетных вливаний?»
Упомянутый «Гусар» вливаний не ждал ‑ на самим взятые кредиты выстроил современнейшее производство и начал разрабатывать аналоги западной тяжелой арматуры с улучшенными свойствами. Узнав об этом пару лет назад, когда о контракте с «Транснефтью» еще и речи не было, я спросила у Александра Березкина: зачем «Гусар» трудится в том числе над продукцией, которую пока некуда сбывать? Ведь на всех рынках плотно сидят западные поставщики? Березкин ответил буквально следующее: «Сначала я должен сделать классный продукт. Будет классный продукт ‑ будем биться за рынок».
В том же тренде ‑ сначала разработать что-то стоящее, а потом биться за рынок ‑ уже несколько лет работает «Генериум» из поселка Вольгинский, специализирующийся на разработке инновационных российских лекарственных препаратов. Успехи налицо ‑ до полной мощности этого проекта еще далеко (вывод каждого нового лекарства на рынок занимает несколько лет), а выручка компании (9 млрд) уже превышает инвестиции (5 млрд). При этом владельцы и менеджмент «Генериума» уже решили на перспективу увеличить объем инвестиций в этот проект до 7,5 млрд до 2017 года.
Свою нестандартную стратегию и гендиректор «Генериума» Дмитрий Кудлай, и Александр Березкин называют импорто­опережением. И не лукавят: среди разработок фармкомпании есть уникальные препараты (то есть это Западу кое в чем придется нас догонять), а «Гусар» за пять лет своими задвижками уже вытеснил с нашего рынка компании из Германии, Венгрии, США...
Я спросила Березкина, что он думает о коллегах-директорах, которые ждут гарантий от бюджета.
- Это неправильный подход. Просто эти люди не хотят рисковать никоим образом. На самом деле риск ‑ это в бизнесе нормально. Не надо бояться вкладывать средства в инвестиции, если ты уверен, что способен выпускать хороший продукт. Что значит «дайте гарантии, что купите, если мы разработаем»? Если провести простую аналогию, то представьте продмаг, в котором сегодня с покупателей берут день­ги, обещая им приготовить хорошую колбасу - через неделю. С какой стати люди должны платить за то, чего не пробовали и в глаза не видели? Надо не дожидаться рынка, а разрабатывать рыночно успешный товар. Тогда и рынок придет. А если бы все ждали гарантий от бюджета, то вон с санкциями всю нефтегазовую отрасль поставили бы сейчас на грань остановки.
Кстати, у «Гусара» в партнерах семь российских предприятий. Например, челябинский «КОНАР». Вместе они сумели локализовать в стране 45 наименований оборудования.
Свою нефтянку обслужим сами
Про нефтегазовую отрасль Березкин сказал не зря. Она ‑ основа основ российского бюджета. И уж ее-то от импортной технологической зависимости избавить жизненно важно. Об этом в конце сентября на базе «Гусара» в Гусь-Хрустальном глава Минпромторга Денис Мантуров совещался с топ-менеджментом крупных ресурсодобывающих компаний и поставщиков оборудования для них.
Березкин говорит: правительство решило создать два реестра, от которых и будут отталкиваться в дальнейших решениях. Первый - реестр существующих мощностей, в который наш регион просто обязан серьезно войти, поскольку около 40% ВРП у нас - именно обрабатывающая промышленность. Второй - реестр оборудования, которое надо заместить. Фактически второй реестр сформирует «социальный заказ» первому.
Многие крупные компании уже готовы предоставить свою потребность в товарах и услугах. Например, «Сибур» - аж до 2025 года, это озвучил в Гусь-Хрустальном зампред правления компании Кирилл Шамалов:
- Мы понимаем, какие установки будем строить и какие активы будем развивать. То есть смоделировали первичный спрос. У нас долгие инвестиции, и мы рассчитываем, что наша локальная зависимость от западных производств будет минимизирована.
Но, как заметил заместитель Мантурова Андрей Дутов, тут нужен мировой уровень продукции. Промышленности дан отчетливый посыл: абы что, лишь бы отечественное, наши гиганты не берут и брать не будут.
Представитель одной из корпораций на том совещании довольно резко обозначил еще одну ошибку, которую часто допускают российские подрядчики, ‑ срыв сроков выполнения работ: «Это проблема. Надо работать не в последний день. А если вам дали на заказ неделю ‑ вот неделю и работайте».
Кстати, о полном импортозамещении никто не говорит ‑ да оно и вряд ли возможно в век глобальной экономики. Желанная цифра ‑ 20-25% доли импорта в технологичных отраслях к 2018-2019 году. Пока в разных отраслях эта доля варьируется от 40% до 80%. И уж тем более, уверяют чиновники, никто не собирается чинить препятствия иностранным производителям, которые локализуют и развивают свое производство или организацию услуг на нашей территории.
А некоторые даже своих иностранных партнеров умудряются переориентировать на российских поставщиков. Начальник департамента материально-технического обеспечения ОАО «Газпром нефть» Абдулла Караев рассказал в Гусь-Хрустальном, как при реализации их совместного проекта отечественное оборудование понравилось «Шелл». В итоге иностранцы на определенном этапе попросили встреч с поставщиками, чтобы договориться об экспорте этого оборудования на другие проекты «Шелл» на территории России.
Совещание с министром в «Гусаре» длилось больше двух часов. Настрой участников порадовал ‑ без шапкозакидательства, с полным осознанием трудностей, но решительный. Дескать, отступать некуда, будем замещать.

Денис Мантуров,
министр промышленности
и торговли РФ:

- «Гусар» - уникальное предприятие, номенклатура оборудования которого полностью обеспечивает потребности нашего ТЭК по этой части. В перспективе мы рассчитываем, что будем удовлетворять потребности не только российского рынка, но и зарубежных ‑ в страны, с которыми у нас устойчивые связи. Мы со своей стороны будем способствовать продвижению продукции предприятия. Это производство, отвечающее всем требованиям и стандартам мирового качества. А по определенным качествам гусевские задвижки лучше зарубежных аналогов.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:35 Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
вчера в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…