29 октября 2014 в 17:11

Вверх по медной реке

В октябре Уральская горно-металлургическая компания праздновала свое 15-летие. По этому случаю УГМК устраивала для журналистов ведущих центральных и региональных СМИ пресс-тур. Пригласили и «Владимирские ведомости», ведь с некоторых пор крупнейший металлургический холдинг России и для нашей области не чужой: два предприятия - «Кольчугцветмет» и завод «Электрокабель» входят в состав компании. Отправляемся в путь, чтобы познакомить наших читателей с краем металлургов и их трудом.

Генеральный директор ООО «УГМК-Холдинг» Андрей Козицын:
- Я бы наградил губернаторов субъектов РФ, в которых мы работаем. Ведь, несмотря на все разговоры, у них очень тяжелая работа ‑ огромная ответственность и не так много возможностей реализовать все, что задумывается для улучшения жизни людей. Тем не менее они делают многое для регионов. Я бы наградил их!

Верхняя Пышма и металлурги-пышминцы
До Екатеринбурга от Москвы около двух часов лету, а штаб-квартира УГМК находится в Верхней Пышме ‑ городе-спутнике столицы Свердловской области. Местные жители делают ударение в слове «Пышма» на последний слог и очень обижаются, когда гости Уральского края переиначивают знакомое им с детства название города, кстати, получившего имя в честь протекающей неподалеку небольшой реки. Ну а во всем прочем пышминцы не так суровы, как погода, встретившая прибывших журналистов непривычным в середине октября морозцем и метелью. Мы-то улетали, когда в Москве и Владимире была плюсовая температура!
Впрочем, удивляться природным аномалиям времени не было. С корабля на бал, а точнее - с самолета да в музей УГМК и на завод «Уралэлектромедь» - предприятие, с которого, собственно, и началась история холдинга.
Экскурсовод музея пытается преподать нам краткий курс истории компании, но задача явно не из легких. За 15 лет УГМК шагнула далеко за пределы Урала: предприятия и организации холдинга расположены в 14 регионах России и за рубежом (в Чехии и Сербии). Холдинг объединяет около полусотни предприятий различных отраслей промышленности. Его активы сосредоточены в горнодобывающей отрасли, цветной металлургии и машиностроении, а совокупный годовой оборот всех структурных подразделений превышает 420 млрд рублей. На музейных стендах ‑ образцы продукции или их уменьшенные копии и макеты, а также «природный материал» - медные самородки, уголь, драгоценные и редкие металлы, такие, например, как индий и теллур.
«Ассортимент» бизнес-интересов УГМК впечатляет: от агропрома до строительства самолетов (их делают в Чехии) до участия в национальной космической программе. Приятно осознавать, что в этой империи есть и владимирская лепта. Правда, «Кольчуг­цветмет» на выставке представлен не товарами народного потребления, а продукцией более серьезной - современными трубами из меди и сплавов на ее основе, применяемых в различных отраслях промышленности и коммунальном хозяйстве. По словам экскурсовода, без таких коммуникаций в Европе дома высотой больше трех этажей в эксплуатацию не принимают: прочие материалы считаются не столь надежными и долговечными.
Холдинг «Кабельный Альянс», в который входит кольчугинский завод «Электрокабель», тоже в музей образцы своей продукции передал. Конечно, кабели разных сечений и назначения не так поражают воображение, но это только на первый взгляд ‑ предприятия холдинга выпускают практически всю существующую номенклатуру кабельно-проводниковой продукции. И ее качество неизменно высоко, поскольку в отличие от настоящей, «сырьевой» медной начинки российских кабелей многие зарубежные аналоги делают ее из металлолома.
Укрощение
огня
Какое и откуда поступает сырье на кабельные заводы УГМК, в том числе и в Кольчугино, узнать представилась возможность при посещении ОАО «Урал­электромедь» - основного в стране поставщика катодной меди. Производственные корпуса этого гиганта занимают площадь не в один гектар. От одной площадки до другой передвигаемся на автобусе.
У ворот медеплавильного цеха проходим строгий инструктаж. Наш сопровождающий начальник отдела Тагир Хафизов почти по-военному чеканит: «Предприятие опасное. Вести себя соответствующе». То, что предостережение не лишнее, прочувствовали сразу.
На первом этапе производства черновая медь загружается в печи ‑ там происходит ее очистка от примесей. Из жерла печей вырывается цветное пламя. Кажется, что укротить его под силу только былинным богатырям. Но не фольклорные персонажи, а реальные уральские парни укрощают «огнедышащего дракона». Причем не только с помощью современного оборудования, но и используя… «дразнилку».
Для тех, кто далек от металлургии, процесс «дразнения» выглядит, мягко скажем, дико.
Одеты рабочие по всем требованиям техники безопасности: спецовка из плотной ткани, на ногах - высокие валенки с толстой подошвой, лицо прикрыто огнеупорным прозрачным «забралом». В такой экипировке металлург подходит к печи. В руках у него… ствол молодой березы. Дерево помещается в жерло, несколько движений вправо-влево, огонь почти съедает бревно, и его остатки падают на пол.
- Это дедовский способ окисления воздухом, - поясняет замначальника цеха Олег Третьяков. ‑ Примеси переводят в силикатный шлак. Затем, после удаления шлака, окисленную медь восстанавливают мазутом и разливают в изложницы. Получают аноды и транспортируют их в цех электролиза.
Льется расплавленная медь в формы. Как на карусели, крутятся тяжелые пластины, и каждая в свой черед опускается для охлаждения в емкости с водой. Шум, огонь, пар… Под потолком «литейки» идут по рельсам краны - забирают новую партию слитков (анодов) и отгружают для отправки на электролиз.
Из анодов - в катоды,
а из отходов - золото
В ванны с электролитом вместе с анодами загружают постоянные катоды из нержавеющей стали. Под действием электрического тока анод растворяется, а на катоде с обеих сторон оседает медь. Потом идет процесс промывки и отделения ее от постоянных катодов. Получившуюся катодную медь укладывают в стопы, маркируют и взвешивают.
Следующий этап технологической цепочки - производство катанки. Снова печь, а затем - прокатный стан. После всех манипуляций получается катанка диаметром всего 8 мм. Из нее потом, используя метод волочения, можно сделать проволоку, неизолированный провод и медную токопроводящую жилу. А из проволоки на кабельных заводах, заключая в оболочку один или несколько изолированных друг от друга проводников, изготавливают кабели. Так уральская медь до кольчугинских мастеров и добирается!
Но не только медь, но и драгоценные металлы производят на ОАО «Уралэлектромедь». Самое поразительное, что ценный продукт, по сути, является отходами при производстве меди. После завершения электролиза ванны, куда погружались аноды и катоды, очищаются от шлама. Затем шлам отправляется в химико-металлургический цех для извлечения из него золота, серебра, селена, теллура и концентрата металлов платиновой группы. Не верите?! Но на сегодняшний день «Уралэлектромедь» входит в сотню лучших мировых производителей золота. А чистота золота и серебра, произведенного таким «хитрым» способом, ‑ 99,99%, что подтверждается сертификатами Лондонской ассоциации рынка драгметаллов.
Главные
звенья цепи
За 15 лет своего существования УГМК смогла выстроить продуманную стратегию полного цикла превращения полезного ископаемого в готовую продукцию. Но, как сказал на завершающей знакомство с холдингом пресс-конференции гендиректор компании Андрей Козицын, главные звенья этой крепкой цепочки ‑ люди. Именно поэтому УГМК уделяет большое внимание социальным вопросам, подготовке и закреплению на своих предприятиях кадров.
- Бизнес должен сам (без подсказок и давления со стороны органов власти) озаботиться, чтобы сделать территорию, где работает, привлекательной для жизни. Чтобы удержать кадры, нужно развивать инфраструктуру моногородов ‑ а чаще всего в таких городах и расположены наши предприятия, - отметил Андрей Козицын. ‑ Иначе через 10-15 лет просто некому будет работать на заводах и рудниках.
Маленький городок Верхняя Пышма ‑ отличная иллюстрация социальной политики УГМК. Силами компании или в партнерстве с государством здесь построены многие объекты ‑ от Дворцов спорта до Технического университета УГМК, жилых кварталов и объектов соцкульт­быта. Для кольчугинцев такой вариант развития города, предприятий и крупнейшего объединения страны - перспектива заманчивая. Реальная ли? Хочется верить, что да.

Кстати
26 июня 2014 года губернатор Владимирской области Светлана Орлова и гендиректор ООО «УГМК-Холдинг» Андрей Козицын подписали соглашение о сотрудничестве.
Уральцы обещали, что со временем договор трансформируется в конкретные дела: на кольчугинские заводы потекут немалые инвестиции, да и сам город забыт не будет. Как заявил Андрей Козицын, отвечая на вопрос корреспондента «ВВ» на пресс-конференции в Екатеринбурге, «предполагаемые инвестиции в
3 млрд рублей будут разделены в равных пропорциях между заводами «Кольчугцветмет» и «Электрокабель».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
34 минуты назад Во Владимире вручены награды от имени фонда «Народный фронт. Всё для Победы»
Необычная церемония награждения состоялась в начале заседания Законодательного Собрания Владимирской области 23 апреля: вручение благодарственных писем благотворительного фонда «Народный фронт. Всё для Победы». Их получи…
сегодня в 17:50 Александр Авдеев провел очередной прием жителей Владимирской области
В Штабе общественной поддержки во Владимире губернатор Александр Авдеев встретился с жителями областного центра, Гороховца, Юрьев-Польского и Судогодского районов, которые обратились за помощью. Главу региона просят о ре…