Светлана Орлова,
губернатор Владимирской области:
- ЖКХ - отрасль не убыточная, а прибыльная. Нужно только грамотно ей управлять. Коммунальная сфера при надлежащем подходе должна стать одним из локомотивов экономики.
Галина Хованская,
председатель Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ:
- Взывать к совести ресурсоснабжающих организаций уже бесполезно. О чем говорить, если, когда устанавливается счетчик, они считают, что им залезли в карман?!
Системная картина
В ЖКХ сложилась парадоксальная ситуация: должники равномерно расположились по всей цепочке - от производителя ресурсов до конечного потребителя. Причем вина каждого звена этой цепочки за долги, с одной стороны, неоспорима, с другой - поддается своему логичному объяснению.
Начнем с самого начала. Процесс простой: услуга поступает потребителю. Тот за нее расплачивается. Деньги «плывут» наверх, к производителю. Часть «не доплывает». Для примера: в прошлом году, согласно докладу областного департамента ЖКХ, уровень собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения составил внушительные 95,9%. Долг за тот же год составил около 3,5 миллиарда рублей.
И дальше как снежный ком. Население должно организациям-посредникам, те - поставщикам конкретной услуги. Долги копятся, суть дела не меняется. Впрочем, достаточно взглянуть на приведенную таблицу, чтобы вынести свой вердикт.
Одной из причин такого положения вещей называется слабая работа муниципалитетов по взысканию долга. И - нерасторопность службы судебных приставов, обязанных исполнять решения суда по работе с должниками. Сейчас в среднем взыскивается не больше четверти от общих накопленных долгов.
Главное - дисциплина
Однако не все так уныло. Если проблема признана системной, то и решать ее надо системно. По этому поводу в Госдуму не так давно был внесен соответствующий законопроект. Ожидалось, что, пройдя сито «усушки и утруски», он будет принят осенью. Скорее всего, уже вряд ли. Но, без сомнения, рано или поздно это произойдет.
О чем документ? Прежде всего, о том, как и чем будут повышать платежную дисциплину в отрасли. Для этого кроме двукратного повышения ставки пени за просроченный платеж предлагается изменить подход к «крайним мерам». Если сейчас допускается изъятие у должника собственности для покрытия долгов, то можно смело говорить: эта норма не работает. Отнять квартиру можно, но практически каждый муниципалитет испытывает острый дефицит в жилье, которое он обязан предоставить «лишенцу». Поэтому случаи выселения за долги перед ЖКХ даже в масштабах страны можно пересчитать по пальцам одной руки. И проблемы эта норма никак не решает.
Новый же законопроект предлагает ее убрать, а вместо этого внести другую: жилье не изымать, а ограничивать собственника в праве им распоряжаться. К примеру, до полного погашения долга квартиру нельзя будет ни продать, ни подарить, ни завещать.
Хотя это положение уже вызывает критику. Галина Хованская, председатель думского комитета по жилищной политике и ЖКХ, озадачивает: «Вы часто совершаете сделки с жильем? Один-два раза в жизни, а то и ни разу. Ограничение - вредная норма».
Своя правда в этом есть. Но, похоже, не только эта «вредная норма» призвана навести «платежный порядок».
Разделить - и властвовать
Законопроект должен стать основой для разделения платежей на коммунальные и жилищные. УК по новым правилам игры будет отвечать лишь за обслуживание жилого фонда. И только за это получать с населения деньги. А ресурсоснабжающим организациям предложено переходить на прямые расчеты с конечными потребителями.
За примерами ходить не надо. Так работают электроэнергетики. И собираемость платежей у них самая лучшая в отрасли. Иными словами, именно на поставщиков коммунальных услуг предлагается перенести всю работу с должниками, каждому со своими. А если хочет, чтобы платежи собирала управляющая организация - то пусть ей платит: это тоже услуга.
Кроме того, законопроект предусматривает, что собственник жилья не должен будет в случае чего самостоятельно бодаться с ресурсниками по тому или иному поводу: все претензии он передает в управляющую компанию, а та уже будет обязана разбираться с поставщиком конкретной услуги. Таким образом предполагается указать УК их четко обозначенное место. Это, по идее авторов законопроекта, должно расставить все по своим местам, очертить четкие правила игры. И в итоге повысить дисциплину всех и каждого.
Кто против?
А против, скорее всего, будут, как это ни парадоксально, именно поставщики коммунальных услуг. Слишком многое хотят на них навесить. К примеру, предлагается устанавливать в жилых домах приборы учета централизованно с возможностью дистанционного снятия с них показателей. А индивидуальные приборы учета передать в общедомовую собственность.
Что это будет означать на деле? Вы не удивитесь ‑ прямые убытки для поставщика. Дело не в том, что он будет вынужден потратиться на счетчик - эти расходы «отобьются», будучи заложены в тариф. Дело в том, что объем полученной услуги в целом ряде случаев будет намного меньше поставленной. Если, конечно, сам поставщик не занимает «правильную позицию», что для многих нежелательно, а то и просто невозможно.
Вот выдержка из доклада областного департамента ЖКХ по итогам работы отрасли в прошлом году: «Уменьшение объемов теплоснабжения и газо-снабжения сетевым газом связано с оснащением приборами учета потребителей услуг с учетом требований федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении эффективности». Кроме этого на территории Владимирской области происходит замена устаревшего оборудования на современное, энергоэффективное, которое соответствует подключенным потребителям».
Комментарии излишни. Но только в одном случае: если поставщик борется с собственными потерями при передаче услуги.
Второй момент. Тот же самый законопроект предлагает повышать качество самой коммунальной услуги. К примеру, Алексей Макрушин, исполнительный директор федерального некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие», приводит такие данные: в большинстве регионов страны качество горячей воды не соответствует никаким СанПиНам. И добавляет: «Надо упрощать для граждан способы добиваться справедливости!»
Потому как ситуация не меняется из года в год, а ресурсо-снабжающие организации и не думают зачастую ее менять - мол, и так сойдет.
Короче говоря, если этот законопроект обретет статус федерального закона, причем без «подводных камней», которые в него наверняка будут пытаться заложить на всех стадиях проработки, тогда действительно можно будет сказать: реформа ЖКХ - дело верное. Впрочем, это уже сказано на самом высоком уровне власти...
Задолженность потребителей по оплате жилищно-коммунальных услуг, в млн руб. | ||||
Категории потребителей | на 01.01.2013 | на 01.01.2014 | отклонение | рост, % |
население | 3646,1 | 3594,8 | -51,3 | 98,6% |
бюджетные организации | 342,3 | 570,1 | +227,8 | 166,5% |
организации ЖКХ | 1330,8 | 1638,6 | +307,8 | 123,1% |
прочие потребители | 1809,2 | 1809,4 | +0,2 | 100% |
В С Е Г О | 7128,4 | 7612,9 | +484,5 | 106,8% |