5 ноября 2014 в 17:51

Откуда взялись «вежливые люди»?

2 и 16 октября «ВВ» опубликовали первую и вторую часть крымских наблюдений нашего корреспондента. Сегодня завершаем проект, который мы условно назвали «#Крымнаш». Несмотря на отпускное настроение, журналист «ВВ» не мог пройти мимо общественно-политической ситуации в новой российской провинции.

СМИшно и серьезно...
Путешествие в Крым этим летом автоматически приобретало политическую окраску. А уж если тур по срокам совпал с выборами - без политики никак. В силу профессии меня интересовали не только прилавки с фруктами. И диалоги с местными жителями и отдыхающими были не только о погоде.
Для начала ‑ о местных медиа.
Телеканалов в Крыму более 80. Из них не менее пяти - украинские. Говорят, некоторые укросми отключили «по просьбе населения» - уж слишком оголтелая антироссийская пропаганда. Да и вранья - чересчур. Кому понравится, если про твой родной уютный город говорят: здесь расстреливают и бомбят? Из Киева на полном серьезе вещают про наши танки, под сенью которых загорают отдыхающие, о мифических спецназовцах-автоматчиках, которые отстреливают не понравившихся им туристов... А бред про «русские зинданы», куда якобы помещают каждого, кто посмел заговорить по-украински, крымчане уже даже не комментируют. И периодически подтрунивают над украинцами, которые все-таки решились приехать на «опасный» южный берег.
Кстати, по словам хозяйки отельчика, в котором мы жили, еще в мае многим крымчанам начали звонить. Телефоны всех, кто сдает дачи, разумеется, есть в Интернете. Многие в свое время заказывали сайты украинским программистам. Словом, база была. И вот на многих крымских сайтах этой весной появились заставки: «Не боишься русских танков, тогда ‑ счастливого отдыха». А по телефонам отельеров политически возбужденные украинцы крыли, кстати говоря, чисто русским матом: мол, только посмейте принять русских туристов. Большинство крымчан в ответ так же по-русски посылали укров куда подальше.
Но были и печальные случаи ‑ у одного пожилого владельца отеля из Солнечногорского случился инсульт - не выдержали нервы.
Крымчанка Татьяна Грищенко рассказывает:
- В июне ко мне все-таки приехала семейная пара из Киева ‑ они раньше отдыхали у меня более десяти лет, мы сдружились. Такие интеллигентные люди, как мне казалось... Так вот, приезжают они, и вместо «здравствуйте» с порога: «Ну, что, предатели, получили свою Россию?» Правда, после 2-3 дней без украинской телепропаганды успокоились и даже извинились…
А в основном по крымским каналам идет бодрый позитив, немного архаичный, но местным жителям этот как бы советский ренессанс, похоже, нравится. В допущенных к эфиру укросми поругивают Россию и подсмеиваются над крымчанами. Кто-то несет по кочкам всех ‑ от Путина до Порошенко. Но больше всего достается украинским националистам, и в особенности Ляшко.
Бумажная пресса в крымских городах тоже в изобилии. И, судя по тиражам, у владельцев газет дела идут неплохо. Учредители сплошь частники. Тиража меньше 15 тысяч я не видела, почти все с полноцветными вставками. Качество публикаций вполне приличное.
Они выбирают
своих
Партстроительство в Крыму случилось так же стремительно, как строятся дачи для отдыхающих. Наибольшим успехом пользуется «Единая Россия». На втором месте ЛДПР, далее ‑ коммунисты. А вот у справороссов в Крыму почему-то не задалось. В бюллетенях на местные выборы помимо российских партий было не меньше десятка местных объединений и блоков.
«Единую Россию» в Крыму уважают и ничего не хотят слышать о том, что в «метрополии» партия успела себя скомпрометировать. Надо учитывать и то, что вступление в ЕдРо во Владимире и такое же действие в любом из крымских городов в феврале этого года ‑ две большие разницы. Это у нас членство в «ЕР» ‑ социальный лифт и все такое. В Крыму до референдума «ЕР» была совсем не «партия власти», и тем, кто заявил о желании в нее вступить, требовалось изрядное мужество.
…С утра 14 сентября по местным каналам вели прямые репортажи с избирательных участков. Явка везде выше 30 процентов. То есть довольно высокая. Это было видно в том числе на примере поселка Солнечногорского.
Прямо к открытию участков люди шли семьями, многие с букетами цветов и воздушными шариками. Выбирали центральное руководство республики, местных глав, горсоветы. Списки все внимательно читали, искали знакомые фамилии. В Солнечногорском преобладает крымско-татарское население, и в списках много татарских фамилий. Все говорили о кандидате - директоре местной детской спортшколы. Он и победил.
Люди шли к избирательным урнам под ехидные шуточки торговавшим в палатках украинцев. Но были и такие, кто с тоской и завистью смотрел вслед избирателям.
- Не боитесь, что под прикрытием «ЕР» к власти у вас придут карьеристы и жулики? ‑ спрашиваю у местных жителей.
- Чего нам бояться? Мы же своих выбираем. Если плохо работать будут, переизберем. Нам же теперь киевская власть ‑ не указ, - весело отвечают люди. Они верят в Россию и демократию, которые для них как будто синонимы.
С чего начинается вежливость
Вечером 14 сентября из разговора хозяйки мини-отеля с родственниками я поняла, что она имеет непосредственное отношение к выборам. Оказалось, Татьяна Грищенко работала в участковой комиссии. И вообще человек политически активный. Она согласилась рассказать о себе.
- Я родилась в Крыму в 1956 году, здесь выросла. Мать - татарка, отец ‑ украинец. Но все мои родственники вне зависимости от национальности всегда знали, что Крым будет русским. Для нас эта весна была, как в 45-м. Все мы очень боялись только одного: что референдум отменят, что струсят. В результатах его ни у меня, ни у моих земляков не было ни малейших сомнений. Что касается якобы протестных настроений крымских татар, то это все пропаганда. Просто нашлись те, кто захотел на этом спекулировать. Какое моральное право имеют киевские власти и западенцы на упреки в адрес России? Не они ли все последние годы как никто другой ущемляли нас в правах? Навязывали украинский язык? Продвигали в местные органы власти выходцев с Галитчины? У нас в местных администрациях почти одни «варяги» были.
У бабушки во время депортации (крымских татар) погибли братья. В каждой татарской семье есть такие истории. Но это именно истории, спекулировать на них, по-моему, сейчас неуместно. Мне непонятно, с чего вдруг начали возмущаться татары? Или 23 года с киевскими властями у них все нормально было? Правда, были и такие, кого киевская власть устраивала. В основном это бандиты, которым дозволялось все в обмен на то, что они для нас, простых смертных, были надсмотрщиками. Мафия вместо власти - вот что было. И нынешние протесты татар ‑ это не про политическую свободу. Это связано с их мафиозными разборками, дележкой имущества.
Проблема татарской мафии существовала в Крыму всегда. И всегда находились люди, которые пытались бандитские разборки представить как борьбу за права народа крымских татар. Событием, которое всколыхнуло Крым, стал инцидент в середине 90-х. Произошло убийство на рынке в Феодосии. Драка и поножовщина, погиб татарский парень, торговец. Кто именно стал убийцей, милиция так и не установила.
- Да, по-моему, и разбираться никто не хотел, - вспоминает Татьяна. - Просто татарской диаспоре было выгодно представить это как расправу по национальному признаку. По всему побережью проехала колонна белых иномарок, в которых сидели татарские авторитеты. Все они были в белых костюмах… В каждом поселке автомобили останавливались на центральных площадях, куда фактически сгоняли народ. Из машин выходили «доны» и объясняли, что станет с любым, кто посмеет непочтительно посмотреть в сторону татар: «Вырезать будем семьями». Крымских татар объявили неприкасаемыми. Причем «привилегия» распространялась только на тех, кто каким-то образом был связан с криминальным миром. И это при полном бездействии украинских властей. По-моему, власти сами тогда испугались, возможно, вступили с бандитами в какой-то тайный сговор. Мол, мы вас не трогаем, а вы создаете видимость порядка. Я сама наполовину татарка, но мне это показалось немыслимым. Средневековье какое-то! И единственной реальной силой, которая восстала, были казаки. Как будто очнулись, вспомнили о своих корнях и предках. У людей был настоящий порыв. Внуки прочувствовали в момент, за что и почему сражались их деды. Казачьи заставы возникали по всему побережью, и это были вовсе не ряженые, а очень решительно настроенные парни, у большинства из которых за плечами был опыт армейской службы - Афган и Чечня. В отличие, кстати говоря, от крымских татар, которые «традиционно» в армии предпочитали не служить под различными предлогами. И татары испугались. С тех пор националистических настроений в наших местах не бывало. Надеюсь, эта давняя история объясняет, кто такие «вежливые люди»? Это украинцам до сих пор непонятно, а нам-то ясно, откуда они взялись.
…Моя поездка в Крым подходила к концу. Последние дни омрачила погода. Море штормило пугающе. Несмотря на уговоры Татьяны переждать непогоду, мы все-таки отправились ровно в намеченный день. Нас ждал керченский порт. Мы еще не подозревали, насколько долго придется в нем задержаться. Заранее оговорюсь: за все, чем я возмущалась в своем первом репортаже - неразберихой в порту и неудобствами в автомобильной очереди, - готова извиниться. То, насколько грамотно и оперативно решили керченские власти проблему переправы в режиме ЧС, делает честь местным функционерам.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…