5 ноября 2014 в 17:59

Логика возврата

Фото: Александра Подгорчука
О просрочке на прилавках наших магазинов несколько лет назад не знал только тот, кто в магазины вообще не ходил. Сейчас ситуация изменилась.

В супермаркетах не то что просроченных продуктов, а даже таких, у которых срок годности на исходе, не встретишь. И дело вовсе не в переклеиваемых этикетках с датами выпуска (хотя, конечно, поручиться, что эта порочная практика совсем канула в Лету, нельзя). Ретейлу, судя по всему, сейчас просто незачем стараться во что бы то ни стало сбывать непроданную вовремя еду. Потому что ее можно бесплатно вернуть производителю. Все убытки от этой операции - его.
Мы опросили нескольких владимирских производителей продуктов питания (разного профиля и объемов производства) на предмет их убытков от возвратов из сетей. Суммы прозвучали такие: от полумиллиона до пяти миллионов в месяц. Только представьте масштаб проблемы - от 6 до 60 миллионов в год у каждого! А ведь это деньги, которые производители могли бы направить на развитие предприятий или просто снизить отпускные цены. При этом производители дружно уверяют: большинство сетей не подписывают договоры без пункта о стопроцентном возврате непроданного товара.
Однако подставляться персональными жалобами на сети в СМИ они не хотят. Аргумент - «Нам с ними еще работать!». В администрацию региона тоже не обращаются. Первый вице-губернатор Алексей Марченко, возглавляющий региональный штаб по мониторингу цен на продукты питания, говорит, что никто из производителей о проблеме возвратов ему не сообщал, хотя возможностей для этого у бизнеса предостаточно.
Лучше вернем!
Зачем исследовать?
Вы спросите, а какая разница нам, покупателям, кто несет убытки? Издержки что ретейла, что производителей в итоге оплачиваем мы... Это, конечно, верно, но есть один нюанс: грамотно выстроенные взаимоотношения между продавцами и производителями могли бы сэкономить и наши деньги.
По некоторым оценкам, в России мясокомбинатам из торговли возвращается 15-20% колбас, молокозаводам ‑ около 5% просрочки, а хлебокомбинатам ‑ около 10% их поставок. Управляющий Владимирским хлебокомбинатом Владимир Шинаков помнит времена, когда торговля и производители фактически делили убыток ‑ то есть часть затрат на переработку или утилизацию ставшей негодной еды по договоренности несла торговля (прозвучала даже цифра - около 30-40%). А был период, когда в договорах о поставках вообще не значился пункт о возможности возврата. Такое положение вещей заставляло торговлю тщательнее просчитывать объемы заказов, чтобы не завезти избытка. Сейчас, говорят производители, сетям просто незачем напрягаться на серьезные маркетинговые исследования потенциальных объемов продаж тех или иных продуктов. К чему, если все просроченное можно вернуть без убытка для себя?
Конечно, есть вариант вложиться в технологии, удлиняющие сроки хранения продуктов без потери их качества. Именно так делает Владимирский хлебокомбинат. Буквально на днях он запустил очередную новейшую линию, технология которой в три раза увеличивает сроки хранения продукции. Но, во-первых, подобные технологии не для всех видов продукции подходят. Во-вторых, затраты на подобное переоснащение предприятий ‑ десятки и сотни миллионов рублей. Все ли производители могут это себе позволить? Только крупные ‑ и то на кредиты. Так что инновации кардинально проблему возвратов не решают.
Другой путь снижения издержек ‑ перерабатывать просроченную продукцию. Например, хлеб ‑ не колбаса, уж его-то можно пустить на сухарики. Но, оказалось, это возможно лишь на взгляд дилетанта.
- Во-первых, не все виды хлебобулочной продукции можно переработать на сухарики, - объясняет Владимир Шинаков. - Да мы это и не практикуем. Перерабатываем только наш внутренний брак. Например, некондиционные по форме батоны. Перерабатывать возврат из магазинов? Ну нет, извините ‑ мы не можем рисковать здоровьем наших потребителей. Я же не знаю, как именно в магазинах хранилась наша продукция. Так что возврат товара из магазинов - это однозначно потери.
Грешат не все
Владимирские товаропроизводители уверяют, что такая практика взаимоотношений с торговыми сетями сложилась по всей стране и без содействия властей ее не переломить. Каким образом могут вмешаться, например, региональные руководители, если сами производители не бьют в набат, не дают конкретной информации о фактическом шантаже тех или иных сетевиков? Ответ на этот вопрос остался «за кадром». Рисковать партнерскими связями с продавцами производители пока не готовы.
А что думают об этой ситуации сетевики? За комментариями мы обратились к Алексею Дубинину, директору ООО «Амбитус» (у этой сети около 20 магазинов «Амби» и «Квартал» по всей области).
По его словам, в договорах компании «Амбитус» с производителями пункта о возврате вообще нет. Хотя, мол, некоторые производители сами предлагают забирать непроданный товар обратно.
- У нас возвраты местным производителям варьируются от полпроцента до двух процентов, - утверждает Алексей Владимирович. - Но я допускаю, что у федеральных сетей пункты о стопроцентном безоговорочном возврате в договорах есть. И допускаю, что производителям трудно с «федералами» спорить. Как им права качать, если у сети больше семи тысяч магазинов по всей стране? Я, например, знаю, что в одной очень крупной сети машину с молоком, опоздавшую к сроку поставки на 10 минут, не принимают и разворачивают обратно. Такие жесткие условия.
Между тем в торговле есть специальное определение - «управление товарными запасами». Это как раз отслеживание товарного потока и своевременные заказы новых поставок.
- Меня больше беспокоит отсутствие товара на полках, когда я прихожу в магазин и чего-то не вижу. То опоздали. То на складе нет. То еще не довезли. Это не оправдания. Люди хотят всегда все свежее, так что важно грамотно всю логистику отработать. А вот перезатариться в нашей сети очень сложно. Скажу больше: товаровед, который постоянно ошибается, в нормальной сети работать не будет, - говорит Дубинин.
Кстати, «Амбитус» - в отличие от большинства сетей - налоговый резидент Владимирской области. Компания охотно работает с местными производителями ‑ в магазинах сети их доля не менее 60%. Но есть и проблемы: не все способны соблюсти сроки и объемы поставок (сетям нужны большие и долгосрочные поставки: условно ‑ не 30 поставщиков по 3-4 тонны молока в день, а один на 100 тонн), не все готовы работать над товарным видом, качественной упаковкой и вообще развиваться. В случае с СПК развиваться означает строить хранилища для того же картофеля, чтобы поставлять его круглый год, а не только осенью в пик урожая.
Заметим, все эти претензии были озвучены еще год назад на одном из совещаний в АВО по теме отношений продавцов - производителей. Выводы с тех пор, похоже, сделали не все. У некоторых производителей до сих пор практикуется выставление разных отпускных цен: федеральным сетям ‑ дешевле, местным ‑ дороже.
Посредников
долой
Но вот в чем сходятся и производители, и сети ‑ так это в желании убирать посредников между собой. Поскольку от 5% до 15% конечной цены уходит именно посредникам.
- Прямые поставки позволяют снизить цены как раз на эту дельту, - поясняет директор ООО «Амбитус» Алексей Дубинин. - Но тогда производителям надо самим думать над своей логистикой.
Определенно, производителям придется сосуществовать именно с сетями ‑ весь мировой опыт розничной торговли свидетельствует о том, что сети рынок выиграют. Они ведь предлагают структурированную торговлю, долгосрочные большие объемы сбыта и общее упрощение работы (развозить товар по одному контракту в десятки магазинов). Ну а в плане давления сетей на производителей наша страна не оригинальна ‑ то же самое было и в Европе, и в США на заре становления большого ретейла.
С другой стороны, если некие действия сетевиков разоряют родных производителей, молчать нельзя. Что делать? Крупнейшие российские предприниматели уже не один год говорят о необходимости принять специальные федеральные законы. Например, закон, требующий ставить на чеки наценку сети на конкретный товар. Тогда, мол, людям будет сразу понятно, кто снимает сливки. Забавно, но и производители, и ретейлеры говорят о том, что их прибыль сейчас находится на уровне 2-5%. При этом и те и другие уверены, что маржа другой стороны - 20-50%, а в отдельных случаях и 100%.
Пока такого закона нет, и каждый уверен, что ему живется сложнее.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Дубинин, директор ООО «Амбитус»:

- Надо собрать за одним столом переговоров производителя, сеть и, если есть, посредника между ними - с документами о закупках, с накладными. И тогда будет ясно, кто и где в конце концов лукавит. А в третейские судьи администрацию позвать. Думаю, если разбирать проблему, то это нужно делать с каждой конкретной сетью.

Алексей Марченко, первый вице-губернатор Владимирской области:

- На заседаниях штаба по мониторингу цен мы обсуждаем все проблемы, связанные с продовольственным рынком. Фактически мы включились здесь в ручное управление. Нам важно сохранить ассортимент и удержать цены. Но по возвратам жалоб от производителей до сих пор не было. Пусть обращаются ‑ ко мне или в департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг. Это такой технический момент, на который можно воздействовать. Если понадобится ‑ мы и на руководство федеральной сети выйдем.

8000 точек розничной торговли работают в области, включая ярмарки, рынки, сетевые магазины, торговые центры. За 5 лет оборот розничной торговли вырос в 2 раза и значительно превысил 160 млрд рублей.

70% розничной торговли региона-33 ‑ это сети.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
6 минут назад Старинные ворота вернулись на Кремлевскую улицу в Суздале после реставрации
Закончено восстановление старинных ворот дома № 15 на Кремлевской улице в Суздале. Еще совсем недавно им грозило полное обрушение, но благодаря заботе Суздальского отделения Всероссийского общества охраны памятников исто…
31 минуту назад 101-й день рождения отметила ветеран Великой Отечественной войны Зоя Васильевна Кислякова
Зоя Васильевна - удивительная женщина. В юном возрасте, всего в 18 лет, она добровольно отправилась на фронт. Как медицинский работник была направлена в партизанский отряд «За Родину», где, не жалея сил, оказывала помощь…