5 ноября 2014 в 18:02

Полосатый рейд

В аккурат перед самыми выходными в регион-33 из столицы прибыли сотрудники Центра специального назначения МВД России в области обеспечения безопасности дорожного движения. Во Владимире «дорожный спецназ» работал с местными инспекторами. В рейд по улицам родного города отправились и корреспонденты «ВВ».

И с улыбочкой, пожалуйста
В актовом зале областного управления ГАИ почти нет свободных мест: к дежурству приступает усиленный 30 столичными сотрудниками личный состав отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД по Владимирской области. За кафедрой ‑ майор Михаил Федоров, и.о. командира батальона. В президиуме ‑ владимирское руководство ГАИ и начальствующие гости. Инспекторы, расположившиеся в зале, старательно записывают в тетради вводные на ближайшие 24 часа. Сразу и не разберешь, кто из них прибыл из Москвы, а кто служит в составе нашего отдельного батальона. Впрочем, задачи для всех, кто приступает к работе в дежурные сутки, общие ‑ пресекать и выявлять нарушения ПДД.
Майор Федоров зачитывает особые приметы похищенных авто, данные на подозреваемых и пропавших. Ночью от дома на ул. Горького угнали иномарку с московскими номерами… В Суздальском районе виновник аварии, в которой погиб мужчина, убыл в неизвестном направлении… Рязанская полиция разыскивает гражданку К. 1979 г.р., имеющую на иждивении малолетнюю дочь… Кроме владимирских машин командир просит обратить внимание на транспорт, уворованный на территории соседних регионов, и не забывать, что главная цель инспектора - обеспечение безопасности на дороге.
Кстати, с безопасностью в регионе-33 в целом и в областной столице в частности не все гладко. По словам начальника владимирской ГАИ подполковника Сергея Уткина, за девять месяцев 2014 года рост аварийности - 28%, получивших травмы в ДТП стало больше на 27% (по сравнению с прошлым годом). Высокую озабоченность стражей дорог вызывает неизбывное увеличение пьяных водителей… В общем, картинка вырисовывается не радужная, чем отчасти и объясняется приезд московских коллег. Официальная версия ‑ «для оказания практической и методической помощи».
К практике переходим сразу после ориентировки по угнанным накануне машинам и скрывшимся с места ДТП подозреваемым. Среди последних наставлений начальства: быть предельно вежливыми с участниками дорожного движения. Московские экипажи идут «в нагрузку» к владимирским сотрудникам, знающим улицы и перекрестки как свои пять пальцев. Места дислокации патрулей утверждены с учетом напряженности движения и аварийности и рассредоточены по всему городу.
«Пекинка» и просвещение
Мы отправляемся в Доброе - на перекресток улиц Безыменского и Комиссарова. Пока едем, старший лейтенант Сергей Байгузов (владимирский инспектор ДПС с 15-летним стажем) просвещает. Оказывается, «пекинка» уже не является участком федеральной трассы М7. Не многие знают, но с июля эта дорога начиная от Юрьевца именуется автодорогой - подъездом к городу Иваново. То же и с другой стороны областного центра ‑ от поворота на Пенкино идет автодорога - подъезд к городу Владимиру. Федеральная трасса М7 ‑ теперь южный объезд. Это значит, что за дорожным покрытием «пекинки», оснащением ее светофорами и переходами должны следить исключительно муниципальные власти, не кивая, как бывало, в сторону «федералов».
Еще одно новшество ‑ грядущее изменение в законодательстве, касающееся тонировки стекол авто. Сейчас нарушителям выписывают штраф в 500 рублей (эта санкция остается), и если «дефект» не устраняется водителем на месте, инспектор вправе снять с машины номера. Право это сохраняется до 15 ноября, а потом наступает водительская вольница: протокол на штраф получил и двигайся дальше с затемненными стеклами. Инспектору Байгузову новый подход не нравится. Он в принципе против маскировки: «Кто сидит за рулем? Что происходит в салоне? Не понятно, а значит ‑ небезопасно».
За разговорами незаметно проезжаем почти весь город. Москвичи на двух машинах неотступно следуют за владимирским коллегой. В совместном дежурстве с сотрудниками центрального аппарата старший лейтенант Байгузов не видит никаких проблем. Дескать, и мы не лыком шиты ‑ службу знаем, а с помощниками на посту сподручнее. Убедиться в правоте инспектора нам пришлось лично.
«Предъявите документы!»
Заступаем на пост. Будний день, и машин в спальном районе не так много. Инспекторы, рассредоточившись по перекрестку, жезлом и взглядом останавливают автомобили. Предпочтений нет: проверяют документы и у водителей стареньких «Жигулей», и у тех, кто сидит за рулем дорогущих иномарок с «красивыми» номерами. Никто из водителей не возмущается, документы показывают по требованию, осмотру агрегатов (на предмет соответствия номера двигателя указанному в бумагах) не препятствуют. Процедура, если все с машиной и водителем в порядке, занимает пару минут.
- Спасибо. Счастливого пути, - инспектора вежливы, как и положено по уставу и наставлению отцов-командиров. Просто идиллическая картина!
Майор Юрий Ломакин из московского «дорожного спецназа» останавливает серебристую «Ладу-Приору». За рулем ‑ молодой человек. Роман. Водительский стаж ‑ 6 лет, в серьезные ДТП не попадал. Машину купил несколько дней назад, в подтверждение чего предъявляет рукописный договор купли-продажи, на учет в ГАИ встать не успел. Роман держится уверенно.
- Законов не нарушаю, ‑ говорит молодой человек. ‑ К подобным рейдам отношусь положительно: они народ дисциплинируют. Дисциплина должна быть. Я сам погоны ношу ‑ служу в армии по контракту.
Тем не менее московский инспектор отпускать водителя не спешит. Просит владимирского коллегу «пробить по базе» и машину, и ее владельца. Насторожил тот самый договор купли-продажи. Как выясняется, от руки написанные договоры в Москве давно уже не практикуются. В столице авто в основном продаются через салоны, в которых и договор на бланке новому владельцу выдадут, и данные о нем с указанием даты сделки в ПТС занесут.
- Это правильно, - соглашается владимирский инспектор Сергей Байгузов. ‑ Законом рукописные договоры не запрещены, и многие несознательные граждане этим пользуются. После покупки машины новому владельцу дается 10 дней, чтобы зарегистрироваться в ГАИ и оформить страховку. Не все торопятся это сделать ‑ придется налоги платить. Поэтому переписывают договор на новую дату. И так до бесконечности.
Буквально через десять минут его слова нашли подтверждение. Тормозим иномарку с транзитными номерами. Как поясняют сотрудники ГАИ, такие номера упразднили еще год назад. Водитель показывает договор купли-продажи: купил авто у матери. Дата ‑ сегодняшняя, но в точность сведений не верится, хотя формально придраться не к чему. Инспектор делает внушение:
- Оформляйте машину как положено. Иначе ведь можно и в суд на вас подать. Такие случаи были ‑ мы доказывали, что автомобиль куплен давно. Фотографировали договор и в случае повторной остановки и предъявления документа с новой датой подавали иск. Суды выигрывали.
Тонировка и страховка
Через полтора часа после того, как мы заступили на пост, осенняя погодка дает о себе знать. Мерзнем и начинаем завидовать утепленной форме гаишников, еще недавно казавшейся несуразной. И шапка-ушанка у них, и ботиночки не на тонкой подошве… Впрочем, ребятам мерзнуть некогда: курсируют от одной машины к другой, а паузы наступают только тогда, когда требуется составить протокол о нарушении. Пока светло - бумаги заполняют прямо на капоте служебного авто, стемнело ‑ в салоне. Кстати, во время дежурства видеорегистратор транспорта ДПС работает в обе стороны ‑ «пишет» и улицу, и то, что происходит в машине.
Основные нарушения, с которыми пришлось столкнуться, ‑ просроченные страховые полисы и пресловутая избыточная тонировка. Измеряют процент затемненности стекол не на глазок, а специальным прибором. Кое-кто из водителей пытается спорить с умной машиной и инспектором, просит сделать повторный экспресс-анализ. Результаты неизменны, и тут уж приходится выбирать: снимаешь пленку или номера. При нас никто с номерами расставаться не пожелал, но процесс «перехода на светлую сторону» сопровождали недовольным бурчанием под нос.
Со страховкой проще, но и в этом случае не обходится без спектакля. Просроченный полис трактуется однозначно, сослаться на ошибку техники или сотрудника Госавтоинспекции не получится. Но водители-нарушители делают удивленное лицо: «Как просрочен?!» В голосе сразу же появляются извинительно-просительные нотки, а далее следует жалоба на тотальный склероз, стресс и занятость. Удивительно, водители разные, а поведение как под копирку. На инспекторов игра не действует. Будьте любезны, получите протокол и снимите номера. Штраф в 800 рублей должен освежить вашу память. И с новой страховкой затягивать не стоит ‑ эксплуатировать авто без полиса ОСАГО запрещено.
Погоня
по дворам
Как из транспортного потока удается выудить машину нарушителя, непрофессионалу не понять. Но у опытных инспекторов глаз наметан.
- Интуиция, конечно, присутствует, - говорит командир московского взвода майор полиции Андрей Диденко. ‑ Но больше ‑ опыт. Когда ты столько лет на дороге наблюдаешь за участниками движения, уже с первого взгляда понимаешь, кто за рулем. По манере езды, по тому, как водитель остановился, как общается с инспектором…
В это время один из подчиненных майора тормозит ничем не примечательный фургон «Фиат». Транспорт паркуется в некотором отдалении от инспектора. Из «Фиата» выходят двое черноволосых мужчин в камуфляжных куртках и… на глазах у изумленных гаишников убегают во дворы. Два из трех экипажей бросаются в погоню. Одного из беглецов удалось задержать, второй скрылся.
Задержанный ‑ гастарбайтер из Узбекистана Умид. От него пахнет алкоголем, но Умид ехал на пассажирском сиденье и, значит, ничего не нарушал.
- Зачем побежал?
- Испугался…
Умид звонит сбежавшему товарищу и своему работодателю ‑ владельцу автомобиля.
Говорит инспекторам, что машину не угоняли, работают неподалеку на строительстве магазина. Регистрация и патент есть, но в кабине «Фиата» остались. Земляк Бахтияр, бывший за рулем, трезвый, но при себе прав не имеет, поэтому и убежал, но обязательно вернется.
Бахтияр действительно вернулся. Через некоторое время подъехал и ничего не понимающий хозяин машины. Документы у беглецов оказались в порядке, но «Фиат» они взяли самовольно. И дали деру, испугавшись не столько ГАИ, сколько работодателя. Работодатель, кстати, писать заявление об угоне не пожелал, сказал, что претензий к
гастарбайтерам не имеет. Однако по закону РФ Бахтияру все же придется отвечать ‑ он управлял автомобилем, не имея водительского удостоверения.
Сослужили
службу
...За несколько дней совместного дежурства владимирских инспекторов и сотрудников Центра специального назначения МВД России - десятки протоколов, фиксирующих нарушения ПДД. По словам начальника отдела по ЦФО Сергея Волкова, тотальные проверки автотранспорта его подчиненными начались сразу после пересечения границы Владимирской области. Уже в Покрове столичным сотрудникам ДПС пришлось ловить на трассе водителя ВАЗ-2105, предположительно находившегося в состоянии наркотического опьянения. И это был не единичный случай нахождения за рулем нетрезвого гражданина, зафиксированный москвичами.
Напомним, во время командировки в июне 2013 года в регион-33 «дорожный спецназ» остановил начальника ГАИ Судогодского района Виктора Сорокина, который отказался от медосвидетельствования и вскоре вынужден был покинуть свой пост в органах внутренних дел. На этот раз «крупная рыба» не попалась, но улов ‑ солидный и еще раз, увы, подтверждающий, что владимирские водители не являются образцовыми участниками дорожного движения. Может быть, поэтому и аварий у нас так много?

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
8 минут назад Комитету семей воинов Отечества во Владимирской области исполнилось два года
Первый заместитель губернатора Владимирской области Дмитрий Лызлов 21 ноября встретился с активом регионального отделения Комитета семей воинов Отечества. Во время мероприятия участники озвучили свои вопросы. Все обращен…
сегодня в 14:42 В Камешкове постепенно приводят в порядок изношенную дорожную инфраструктуру
В 2024 году по просьбам жителей города Камешково по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» ремонтировали дорожную инфраструктуру. Центральным событием стал капремонт путепровода над железной дорогой, соединяющего дв…