13 ноября 2014 в 15:10

Начальник КБ

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Сергей Журавлев - начальник конструкторского бюро перспективных разработок и исследований ОАО «НИПТИЭМ». Ему чуть больше тридцати, а в активе уже защищенная кандидатская, 20 научных работ, четыре патента РФ и звание победителя Всероссийского конкурса «Инженер года». А еще Сергей Александрович успевает преподавать в университете и возглавлять институтскую команду по мини-футболу.

- Сергей, вы довольны своей жизнью, своей профессией?
- У меня есть ощущение, что я на своем месте, и нет желания что-то менять. Моя работа - это то, чем бы я, наверное, хотел заниматься до пенсии. Да и коллектив у нас в институте подобрался такой, что работать комфортно, а это немаловажно, ведь как минимум 8 часов в сутки мы находимся в офисе и на производстве, не говоря уже о командировках, ‑ я с семьей столько времени не провожу.
- Вы с детства мечтали о том деле, которым сейчас занимаетесь? Как происходил выбор вуза? Учли запрос общества на инженеров, технарей?
- Мои родители ‑ технари. И мне с детства нравились конструкторы, вообще ‑ любая техника. Вуз выбрал, скорее, подсознательно ‑ подавая документы, понятия не имел, чем буду заниматься, и о карьере не думал. Это, конечно, недоработка в плане профориентации. Но у меня, к счастью, все совпало ‑ уже когда начал учиться, понял: это то, что мне нужно.
- Вы были хорошим студентом?
- У меня диплом с отличием.
- А почему НИПТИЭМ выбрали?
- Вуз дал мне качественное базовое образование, но учебные программы не всегда успевали за требованиями дня. Когда я пришел в НИПТИЭМ на преддипломную практику, увидел, что конструкторы здесь работают на современных компьютерах, занимаются трехмерным проектированием. Заинтересовало, зацепило, начал изучать программу Pro/Engineer... Кстати, отрыв учебных планов от потребностей производства по-прежнему существует. Каждый, кто приходит к нам после вуза, так же, как я в свое время, начинает с изучения программы Pro/Engineer, в которой мы работаем.
- Студент-отличник, наверное, мог и другие варианты трудоустройства рассмотреть ‑ в столице или за рубежом...
- Нет уж - где родился, там и пригодился. Во время учебы в аспирантуре я прошел восьмимесячную стажировку в Англии, в компании, которая занимается разработкой двигателей для автомобильной промышленности. Интересно, конечно - новая страна, работа. Но это было восприятие с привкусом какой-то тоски - вокруг все чужое. И если бы сейчас поступило предложение уехать - отказался бы. У меня здесь семья ‑ жена, ребенок, родители, с городом Владимиром вся жизнь связана...
- Однако говорят, что тоска по Родине быстро проходит, когда тебе и твоей семье предлагают комфортные условия, есть возможность самореализации...
- Не знаю… Наверное, каждый воспринимает это по-своему. В английской компании, о которой я говорил, работали и русские ребята. С одним парнем мы подружились. Сам он из Питера, когда-то давно уехал вместе с женой работать на «Форд» в Америку, у него шведское гражданство. Ребенок, плохо говорящий по-русски, считает себя шведом. Чувствовалось, что человеку не хватает общения с русскими, с земляками. Он в Европе ‑ чужак, иностранец, но при этом, что характерно, даже не пытается влиться в среду.
Вообще, за рубежом своих специалистов хватает, и я бы не сказал, что наши там как-то выделяются уровнем подготовки. Не факт, что иностранные работодатели предложили бы мне более интересную работу, чем та, которую я имею сейчас.
- Кстати, а где в обычной жизни можно посмотреть на результаты вашего труда?
- Например, на улицах Владимира - здесь бегает троллейбус, в оснащении которого принимал участие НИПТИЭМ. В нескольких многоэтажных домах города установлены наши лифтовые лебедки. В Москве будете, спуститесь в метро, а там на некоторых составах ‑ владимирские двигатели. Много делаем для гибридного автотранспорта, для флота, в том числе ‑ подводного.
- Вы ощущаете себя двигателем прогресса?
- В какой-то мере - да. Это же интересно. Вот ставится задача - есть проблема, и нужно придумать что-то такое, чтобы двигатель работал долго и надежно. Нельзя сказать, что создаешь нечто из ничего ‑ всегда есть возможность опереться на опыт старших коллег. Разработки, которые мы сегодня воплощаем в жизнь, основаны на их исследованиях. Каждый из нас обязательно должен иметь и творческий потенциал, и широкий кругозор, ведь многие технические решения уже где-то встречались, их нужно суметь найти и правильно применить.
- А зачем? Другие могут придумать, создать...
- Таких людей не так много. Я преподаю в ВлГУ и вижу, например, что среди моих студентов почти нет тех, кто намерен работать по специальности. Мотивация появится, когда предприятия будут заинтересованы в квалифицированных специалистах и смогут платить им достойную зарплату. Когда каждый студент будет знать, на какое предприятие он придет в том случае, если будет хорошо учиться.
- Каким образом можно переломить ситуацию в пользу инженера?
- В первую очередь, модернизировать нашу систему образования в плане материально-технического оснащения. Инженерам нужны лаборатории, исследовательские стенды. Инженер работает с железом, с техникой, а когда техники нет, то нет ни мотивации, ни знаний. На предприятиях тоже должно работать современное оборудование. Выпускник университета не встанет к допотопному станку…
- Но вот вам, например, удалось сделать карьеру... Может быть, дело не в общих проблемах, а в личностных устремлениях каждого?
- В вузе я изучал двигатели внутреннего сгорания, но нашел применение своим знаниям и способностям в другой отрасли. Я бы работал по специальности, если бы тракторный завод не развалился. Обидно, что такого предприятия не стало. Сейчас что-то непонятное происходит с «Автоприбором». Мне как коренному владимирцу этот процесс не нравится.
- Возможно, он естествен: старые бренды сменяются новыми?
- Не думаю, что замена равнозначна. Сейчас в основном появляются небольшие, компактные предприятия. Строить заводы очень дорого, но они нужны, ведь не все можно сделать в «гаражных условиях». Огромный плюс завода ‑ это возможность производить большие партии продукции по низкой цене.
Недавно во Владимир приезжал белорусский посол. Обсуждались в том числе и возможности открытия в областном центре филиала МТЗ - Минского тракторного завода, а у нас свой завод был... Достаточно посмотреть на разваленные цеха, чтобы оценить «масштаб бедствия». При этом трактора по-прежнему нужны. МТЗ, кстати, - партнер НИПТИЭМа. Мы разрабатывали для минчан электромеханическую трансмиссию, поэтому я знаю, в каких условиях живет белорусское предприятие. Завод на всех уровнях поддерживается государством. Минский тракторный не отдали в частные руки, и это правильно. Потому что для частника на первом плане - получение выгоды, а каким образом это делать ‑ развивать производство или распродавать имущество, землю - неважно. Государство должно поддерживать первый вариант и иметь рычаги влияния на бизнес, контролировать, не допускать произвола. У нас же иногда бьют по рукам тех, кто создает реальный продукт.
Меня, например, сейчас все устраивает ‑ и работа, и коллектив, и зарплата. Жаль только, что не все проекты имеют продолжение. Заказчик может предпочесть нашей разработке менее надежный и долговечный, но дешевый китайский аналог. Оптимизма добавилось с появлением темы импортозамещения. Если все не ограничится лозунгами, у машиностроения появится шанс на развитие.
- Наш разговор получился по большей части о работе. А свободное от работы время у вас есть? Как вы его проводите?
- В основном с семьей. Дочке ‑ 4 года, самый интересный возраст! Два раза в неделю хожу на тренировки - играю в мини-футбол в команде НИПТИЭМа. Руководство института нас поддерживает. Игра объединяет, ведь в команду приходят из разных подразделений института ‑ и рабочие, и менеджеры, и конструкторы… Это идет на пользу делу! И вообще спорт ‑ это хороший отдых, особенно если работа умственная.

ДОСЬЕ «ВВ»

Сергей Журавлев родился в 1982 году во Владимире. После окончания (с «красным» дипломом) ВлГУ в 2005 году приступил к работе в ОАО «НИПТИЭМ». В 2009-м защитил кандидатскую диссертацию.
Участвовал в разработке электродвигателей нового поколения для составов Московского метрополитена, комплекта электрических машин для гибридного привода городского автобуса ЛиАЗ-5292Х (этот проект отмечен высшей наградой Международного автотранспортного форума), выполнял расчеты для электрических машин, работающих в составе привода грузопассажирских лифтов, гусеничных тракторов, винтовых приборов подводных лодок.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
13 минут назад Владимирский кукольный театр отмечает юбилей: 55 лет!
История областного театра кукол — это история развития детского театрального искусства во Владимирской области. 55 лет театр погружает юных зрителей в волшебный мир народных сказок, фольклора, классической литературы. За…
43 минуты назад Во Владимире обсудили, как противодействовать терроризму и экстремизму среди молодежи
22 ноября во Владимирском институте развития образования завершилась трехдневная областная конференция «Безопасный регион», посвященная противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи. В…