13 ноября 2014 в 15:12

Турпоток в нашу пользу

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
О том, что Владимирская область имеет недюжинный туристический потенциал, говорится давно и много. Однако локомотивом экономики региона-33 туризм пока не стал, и в бюджеты всех уровней доходы от работы отрасли мощным потоком не потекли. Почему? Есть ли у региона-33 экономические инструменты для разворачивания турпотока в нашу пользу? Попробуем разобраться.


Что имеем
По данным Ростуризма, в 2013 году Владимирская область заняла 3-е место в ЦФО по объему туристских и гостиничных услуг. В туристической сфере работает более 200 фирм, включая 42 компании-оператора. Объем предоставленных услуг турфирмами и коллективными средствами размещения за 9 месяцев 2014 года - 2,2 млрд рублей.
А что мы имеем на «районном уровне»? Например, в нашей туристической Мекке ‑ Суздале? Население Суздаля сейчас около 10 тысяч жителей. Причем в последние годы наблюдается такая тенденция: постоянных жителей становится меньше, а турпоток возрастает. В 2011 году Суздаль посетило около 900 тыс. туристов, а в 2014 году число туристических прибытий, по прогнозам, превысит один миллион человек. При этом следует отметить, что существенную часть турпотока составляют экскурсанты ‑ посетители города-музея без ночевки, что существенно снижает экономический потенциал от туризма, которым обладает Суздаль.
Что смотрят в Суздале иностранные и иногородние граждане? Кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, Музей деревянного зодчества, а также с десяток мест сугубо религиозного назначения. В Новый год и Рождество, на Пасху, Масленицу, день огурца или лаптя количество туристов превышает в 1,5-2 раза число местных жителей. А вот в межсезонье, в будние дни количество туристов резко сокращается. И колебания спроса негативно сказываются на состоянии индустрии гостеприимства. Как в финансовом отношении, так и в плане формирования профессионального, стабильного рынка.
Новый подход
Можно ли изменить ситуацию? Изменить, оказывается, можно. Владимирское Агентство управления трендами разработало «Программу развития туристической привлекательности муниципального образования г. Суздаль». Программа одобрена и поддержана комитетом по туризму администрации Владимирской области и мэрией Суздаля. Она станет одним из элементов концепции создания туристического кластера Владимирской области. На федеральном уровне положительную оценку проекту и рекомендации к его реализации дали Национальная ассоциация событийного туризма и Национальная ассоциация информационно-туристических организаций. Методическое сопровождение программы обеспечивает АНО ВПО «Владимирский институт бизнеса». В чем суть программы, заслужившей единодушное одобрение? За комментариями мы обратились к руководителю Агентства управления трендами, ректору ВИБа Игорю Каверзину.
- Программа состоит из десяти взаимосвязанных блоков мероприятий, реализовать которые предполагается в срок до 31 декабря 2016 года, - рассказал эксперт. - Структурно комплекс мероприятий делится на три части: инфраструктурные, институциональные и событийные проекты. Когда мы провели анализ, выяснилось, что, несмотря на громкое звучание Суздаля ‑ бриллианта маршрута «Золотое кольцо», в городе нет очень многого, что привлекло бы современного туриста. Например, практически не встретишь именно суздальской сувенирной продукции. Сувениры по всему «Золотому кольцу» одинаковы (отличаются лишь надписью с названием города), и, что обидно, большая часть продукции вообще сделана в Китае. Так появилось направление программы ‑ разработка индивидуального дизайн-стиля с учетом истории Суздаля, его традиций и современных тенденций в области этнодизайна. Можно, конечно, и дальше продавать ширпотребные кружки или магниты, но интереса к такой продукции у туриста мало. Поэтому родилось предложение сформировать в Суздале кластер креативных индустрий, с кампусом для ремесленников, художников. Это само по себе ценно, но логичное продолжение создания кампуса ‑ интеграция этой площадки с интерактивным квестом для туристов.
Кроме того, программа предусматривает создание новых турмаршрутов. В рамках существующих маршрутов отсутствуют такие популярные и развивающиеся в международной практике туризма направления, как «Гастрономическая тропа» (маршрут, включающий точки этнической и исторической гастрономии Суздаля, реализующий потенциал гастрономического туризма), «Экологическая тропа» (маршрут, включающий в себя рекреационные зоны города, экодома и профильные HoReCa-структуры). Нет сегодня в Суздале и «Событийных троп». А ведь здесь было столько значимых исторических событий, столько фильмов снималось, такие интересные люди приезжали! Создав такие маршруты, мы восполним нехватку современных турпродуктов в Суздале, особенно в вечернее время и в межсезонье.
Чтобы знали!
По словам Игоря Каверзина, одним из первых проектов предлагаемой программы развития станет создание многофункциональных туристических информационных центров. Суздальские ТИЦ будут предоставлять полный спектр информационных, консультативных и дополнительных услуг как для организованных групп, так и для туристов-одиночек. Через центры можно будет забронировать гостиницы, транспорт, узнать о новых турмаршрутах, заказать экскурсию. Здесь же купить эксклюзивную суздальскую «сувенирку».
Этот проект позволит создать дополнительный рекламно-информационный канал для бизнес-структур туристической индустрии города, расширит возможное количество объектов посещений, улучшит условия и повысит эффективность работы гидов и экскурсоводов.
Туристические информационные центры, созданные в Суздале, а в перспективе и в других муниципальных образованиях Владимирской области, могут стать, по мнению разработчиков программы, одной из базовых единиц в инфраструктурном проекте развития туристической привлекательности региона. И это даст нам шанс войти в федеральную целевую программу развития внутреннего туризма и другие федеральные проекты. Заметим, участие в общероссийских проектах - не только престиж и узнаваемость области как современного туристического центра, но и дополнительные средства на развитие отрасли, а в перспективе ‑ источник пополнения областной казны и бюджета муниципалитетов от индустрии гостеприимства.
Кадры для «Золотого кольца»
Обеспечить конкурентоспособность суздальских туристических инициатив планируется также в рамках отраслевых премий в области туризма, профессиональных сообществ и ассоциаций. А для этого, безусловно, потребуется включение в процесс специалистов.
- Часть наших предложений связана с образовательными программами, - продолжает Игорь Каверзин. - Так проект «Кадры для «Золотого кольца» включает разработку уникальных программ по подготовке специалистов и менеджеров для туристической отрасли города Суздаля, а в перспективе ‑ всей Владимирской области. В этом процессе может быть использован потенциал различных учебных заведений региона (ВИБ, ВлГУ, ВИТиГ, Суздальский индустриально-гуманитарный колледж), а также ведущих экспертов из Москвы и Санкт-Петербурга. В частности, Владимирский институт бизнеса и Агентство управления трендами в контексте данного проекта уже начали реализовывать образовательные программы ‑ как для студентов вуза, получающих свое первое высшее образование, так и для представителей бизнеса, желающих повысить квалификацию. В ВИБе уже открыт набор на программу «Менеджмент впечатлений: управление в сфере туризма и гостеприимства», отвечающую всем современным требованиям. Если мы хотим, чтобы в отрасль пришли профессионалы, способные создать современный турпродукт, мы должны потрудиться над их воспитанием.
…Комплексный подход разработчиков «Программы развития туристической привлекательности муниципального образования г. Суздаль» внушает доверие. Экономический эффект от внедрения программы будет исчисляться миллионами рублей, и эти средства вовсе не будут лишними для владимирцев. Конкретные предложения, как развернуть туристический поток не только в сторону Суздаля, но и всей Владимирской области, зафиксированные в проекте Агентства управления трендами, лежат в плоскости осовременивания наших предложений на туристическом рынке: на осмотре шедевров белокаменного зодчества сегодня далеко не уедешь и кассу не сделаешь. Туристу (особенно российскому) нужно разнообразие, и тогда он готов проголосовать рублем за многократное возвращение в регион-33.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Марченко, первый заместитель губернатора Владимирской области:
- Необходимо серьезно думать о развитии туристического бизнеса. Ежегодно нас посещают 1,7 млн туристов. Нужно, чтобы они останавливались у нас на день-два, ходили по нашим магазинам, кушали в наших ресторанах. Тогда оборот увеличится в разы.

Игорь Кехтер, глава города Суздаля:
- «Программа развития туристической привлекательности муниципального образования город Суздаль» включает в себя всесторонний анализ имеющегося турпродукта в городе. Несомненно, в Суздале имеется значительный потенциал развития нереализованной туристической привлекательности. С появлением в туристической отрасли высокотехнологичных направлений появится работа не только для обслуживающего персонала, но будет запрос на специалистов по обслуживанию интернет-технологий, что привлечет молодых людей на новые интересные рабочие места.

Игорь Каверзин, ректор АНО ВПО «Владимирский институт бизнеса», генеральный директор Агентства управления трендами:
- Мероприятия «Программы развития туристической привлекательности муниципального образования г. Суздаль» играют не только на интерес туриста, но (и это главное!) - местных жителей, бизнеса, власти. Сформировав современную, эффективную инфраструктуру сопровождения туристских потоков на территории Суздаля, мы сможем максимизировать экономический, социальный и коммуникативный эффекты от туротрасли.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
23 минуты назад За коммерческий подкуп жительнице Камешковского района грозит до 12 лет заключения
Заместитель прокурора Камешковского района утвердил обвинительное заключение в отношении бывшего начальника отдела материально-технического обеспечения одного из местных предприятий. Женщину обвиняют в получении коммерче…
час назад Новые объемные фигуры для цветников украсят Владимир уже нынешним летом
Мэрия столицы региона-33 намерена до середины мая найти подрядчика, способного поставить две объемные фигуры девушек, место для которых выберут на клумбах. Помимо этого, в областном центре на улицах "поселят" семейство м…