13 ноября 2014 в 19:02

Жалуйтесь - и будет вам счастье...

Трудно оспорить тезис, что честные, прозрачные отношения между собственниками жилья, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями - это тот кит, без которого невозможна никакая реформа ЖКХ. И чтобы они, эти отношения, такими и были, призвана следить жилищная инспекция.

В уставе любой управляющей компании, не говоря уже про поставщиков коммунальных услуг, обязательно найдется пункт, что главная цель организации - получение прибыли. Это понятно: ЖКХ - это прежде всего бизнес. А как у нас могут работать бизнесмены, знает каждый. Всегда есть честные и, так сказать, не очень. Вот и здесь исключений нет. По крайней мере, цифры это подтверждают. По данным областной жилищной инспекции, в этом году за разные выявленные нарушения УК и их руководители заплатили 7681 тысячу рублей штрафов. А по результатам проверок было ликвидировано решениями судов больше шестисот ТСЖ. Так что следить есть за чем.
В этом году в жилищную инспекцию поступило 4612 обращений граждан. Там это приветствуют: порядок наводить проще по конкретным фактам. Основное число нарушений связано с неправильным начислением платы за жилищно-коммунальные услуги. УК не упускают случая их завысить. Так же как и «ресурсники» не прочь применить расчеты по нормативам потребления неправильно. Естественно, в свою пользу. Только в этом году жителям вернули по инициативе жилищной инспекции более шести миллионов «переплаченных» рублей.
Хотя эта практика давно стала чуть ли не нормой. Начальник областной жилищной инспекции Сергей Шахрай приводит такие данные. В 2012-2013 годах жители платили за тепло круглогодично. По результатам года получили так называемую «тринадцатую» квитанцию. И нередко в ней значились суммы в 10-13 тысяч рублей, которые им... было необходимо доплатить. Якобы из-за того, что зима случилась суровая. В отопительный сезон 2013-2014 годов зима оказалась теплая. Но перерасчета в свою пользу дождались опять не все. Еще один пример, приведенный главным жилищным инспектором области. Выяснилось, что при наличии в доме прибора учета «ВКС» выставлял счета, исходя из норматива потребления. Сейчас по этому поводу идут суды.

Огромное количество жалоб граждан связано с платами за общедомовые нужды. В некоторых случаях выясняется, что они якобы составляют до 80% от общего потребления той или иной услуги всем домом. Хотя для их расчета существуют специальные предельные нормативы, определенные постановлением губернатора. Они потому и называются предельными, что выше них счет быть никак не может. Но бывает. «Просто все потери оплачивают жители», - замечает Сергей Шахрай. Хотя все это должны оплачивать УК и ТСЖ. Впрочем, в случае, когда жильцы платят напрямую ресурсоснабжающей организации, нередко происходит то же самое.
За конкретными примерами далеко ходить не надо. По результатам проверки жалоб «Водоканал» города Карабаново был вынужден вернуть жителям более 207 тысяч рублей. В Муроме УК «Фортуна» - 329 тысяч. Это лишь малая толика. Поэтому Сергей Шахрай рекомендует всем жильцам: «При необходимости не стесняйтесь обращаться к нам, но с одним условием: жалоба должна быть конкретная и грамотная».
Еще один мощный пласт выявляемых нарушений связан с платами на капитальный ремонт. Многие жители жалуются, что вот-де и раньше, до появления областного фонда капремонта, с них собирали деньги по этой статье, а сейчас оказывается, что они куда-то исчезли. Некоторые такие факты подтверждаются. К примеру, в Коврове.
Хотя в большем числе случаев оказывается, что жильцы платили только за текущий ремонт (а это совсем другая статья и объемы работ), целый ряд УК, которые раньше вписывали такую строчку в платежку, с появлением ФКР эти деньги действительно или списывают, или спешно осваивают. Спешно - это с привлечением «карманных» подрядчиков, с липовыми актами выполненных работ.
Или же вообще злонамеренно банкротятся. А на их месте появляется новая УК, но с теми же лицами. И никому ничего она уже не должна...
Жилищная инспекция сейчас пытается хоть как-то ограничить создание аффилированных подрядных организаций (по мнению Сергея Шахрая, это приводит к тому, что у УК нет никакого стимула хорошо работать). Но пока это трудно: такое право у «управленцев» есть.
Еще одна проблема: ветхие и старые дома, которые для управляющих компаний, мягко говоря, неинтересны - никакой с них прибыли, одна обуза. И нередки случаи, когда жильцы таких домов, а только в этом году жилищная инспекция после обследования направила на комиссию материалы на 75 домов на предмет признания их аварийными, оказываются предоставлены самим себе. В этих случаях, уверен Сергей Шахрай, должны активнее работать органы местного самоуправления. Но не только. «Должно быть жесткое государственное регулирование», - уверен Сергей Сергеевич. В том смысле, что дома в ведение управляющих компаний надо передавать лотами: «привязывать» к новым строениям, от обслуживания которых прибыль гарантирована, старые и убыточные. Это должно помочь исправить ситуацию.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…