19 ноября 2014 в 17:45

Ректор Владимирского института бизнеса Игорь КАВЕРЗИН: «Мы выстраиваем стратегию сотрудничества»

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
В октябре во Владимирском институте бизнеса сменилось руководство: новым ректором стал Игорь Каверзин, занимавший до этого должность проректора по науке и инновациям. Какие задачи ставит перед институтом пятый, юбилейный ректор ВИБа? Изменится ли в связи с этим образовательный рынок региона-33? И вообще, что за человек возглавил вуз, специализирующийся на подготовке кадров для бизнеса? Сегодня Игорь Леонидович - гость редакции «Владимирских ведомостей».

- Игорь Леонидович, вас, конечно, для Владимирского института бизнеса нельзя назвать новым человеком ‑ все-таки семь лет занимали должность проректора. И все же: что изменится в ВИБе с вашим приходом?
- Все изменения мы зафиксируем в стратегии развития вуза на ближайшие три года. Сейчас в силу турбулентности, скорости изменений оптимальной можно считать стратегию именно на такой срок - 2-3 года. Если планировать, как раньше, на пять-десять-пятнадцать лет, то велик шанс не попасть в общую конъюнктуру образовательного рынка, экономики, стратегии региона. Соотношение векторов развития региона, в котором мы работаем, с нашей стратегией крайне важно. Какие отрасли будут развиваться во Владимирской области? Нам как вузу, настроенному на плотное взаимодействие с бизнес-структурами, нельзя не учитывать это. Мы держим курс на развитие инфраструктуры ВИБа, оптимальной и современной, «заточенной» на подготовку бизнесменов, предпринимателей, востребованных в современном мире.
С другой стороны, ни одно учебное заведение не может игнорировать те процессы, что идут в образовательном секторе. На сегодняшний день быть конкурентоспособным на рынке отдельному учебному заведению практически невозможно. Это под силу только очень крупным игрокам, и таких во Владимирской области нет. Даже университет, чтобы быть эффективным, не терять позиций, вынужден искать партнеров. Поэтому и в нашей стратегии немало внимания уделяется сетевому взаимодействию с другими учебными заведениями.
- Стремление вуза быть полезным для региона понятно. Но в чем конкретно вы видите возможность такого взаимовыгодного сотрудничества?
- Данная возможность открывается во многих отраслях! Например, в туризме ‑ для нашей области это, безусловно, стратегическое направление. Мы открыли новое направление - «Менеджмент впечатлений: управление в сфере туризма и гостеприимства». Будем готовить не только бакалавров, но и работать по системе дополнительного образования, поскольку есть запрос общества на грамотные кадры в туротрасли. В этом вопросе нашими партнерами выступают не только бизнесмены, но и региональная власть в лице комитета по туризму АВО и областного бизнес-инкубатора. В ближайшее время ВИБ проведет несколько семинаров во Владимире, Муроме, Суздале и Александрове для представителей турбизнеса по стандартам обслуживания туристов.
Интеллектуальный капитал нашего вуза позволяет работать над такими серьезными, стратегически важными компонентами развития туризма, как создание единой структуры сопровождения туристов на территории Владимира. Или ‑ оказывать методическое сопровождение заявок региона-33 на участие в федеральных целевых программах. В идеале мы планируем стать одним из организаторов образовательной части туристического кластера. И в этом направлении у нас в стратегии заложено взаимодействие с другими игроками - такими как ВлГУ, ВИТиГ, Суздальский индустриально-гуманитарный колледж. Традиционными для нас являются образовательные и консалтинговые проекты для малого и среднего бизнеса. Это один из важнейших векторов стратегии института ‑ при тесном взаимодействии с департаментом развития предпринимательства, торговли и сферы услуг мы разрабатываем целый комплекс поддержки и развития предпринимателей региона, активно участвуем в программах «Ты ‑ предприниматель» и других федеральных и региональных проектах. При разработке стратегии мы ориентировались на базовые региональные документы: стратегии, планы развития, «дорожные карты».
- Получается, что ВИБ ‑ это бизнес-структура или консалтинговая компания. Однако в массовом сознании институт ‑ это, прежде всего, высшее учебное заведение для выпускников школ…
- Приходится бороться с массовым сознанием. Посмотрите, как происходит выбор учебного заведения у выпускников. Выбирают, в лучшем случае, если нет особых предпочтений, специальности, актуальные в год поступления в вуз, в худшем - вообще относятся к высшему учебному заведению как к очередной «камере хранения» для ребенка.. Мало кто задумывается, будет ли выбранная профессия востребована через четыре-шесть лет? ВИБ же выстраивает цепочку между абитуриентом-студентом, институтом и потенциальным рынком труда и максимально старается ее укрепить. В нашей стратегии есть отдельный блок, посвященный образовательным и консалтинговым продуктам. Мы запустили пять новых профилей бакалавриата, которые исходя из данных глубокого анализа будут востребованы и через несколько лет.
- Создается впечатление, что небольшой негосударственнй вуз (такой как ВИБ) тоньше чувствует запросы общества и экономики, чем крупное государственное учебное заведение.
- Думаю, что в данном контексте нет большой разницы между государственными и негосударственными вузами. Тут размер имеет значение. Крупный вуз не так гибок и подвижен, и людей, работающих в большой структуре, ограничивают полномочия и субординационные связи.
Со временем, на мой взгляд, разница между формой собственности вуза будет еще больше нивелироваться. Судите сами. В 2013 году государство вышло из сферы допобразования. То есть сейчас диплома о переподготовке или документа о повышении квалификации государственного образца просто нет. Соответственно, очень важную роль стал играть брендовый капитал самого вуза. Если, например, наш вуз зарекомендовал себя в подготовке оценщиков, то даже при переходе от гособразца дипломов к установленному мы остаемся лидерами на рынке. Кстати, есть вероятность, что государство вообще может уйти из сферы высшего образования, и у нас уйдет понятие и диплома гособразца (бакалавриат, магистратура).
- Эта логика поменяет образовательную систему координат, в корне изменит взаимоотношения между потребителями образовательной услуги и учебными заведениями. Кстати, а вы какие отношения предпочитаете выстраивать с подчиненными?
- Предпочитаю демократический стиль руководства. Я долго и достаточно активно работал в небольших подвижных бизнес-структурах, где предполагается существенный уровень доверия к подчиненным. В небольшой фирме ты скорее воспринимаешь сотрудника как партнера по бизнесу, а не подчиненного.
- Слушатели бизнес-школ часто спрашивают своих преподавателей: «Почему вы такие умные, а сами ничего не открываете?» Вам и вашим коллегам по работе в ВИБе ‑ вузе, готовящем предпринимателей, задавали студенты такие вопросы?
- Задавали и задают. Согласно исследованиям, только 5% людей могут реализовать себя в бизнесе. Для успеха нужны креативность, а также - умение и готовность идти на риск. Со вторым сложнее, поэтому очень многие теоретики далеки от практики. У меня иначе - даже когда я работал в высшей школе, не забрасывал свои бизнесовые проекты.
- А когда появился ваш первый бизнес-проект?
- По трудовой книжке я работаю с 17 лет, а за два года до этого стал соучредителем молодежной организации «МЕГО» г. Братска. В 16 создал информационное агентство ‑ видимо, с этого времени пошло увлечение коммуникациями. То есть такой ускоренный ритм жизни, которым я живу сейчас, у меня очень давно. К этому, с одной стороны, приучило время, на которое пришлось взросление. Середина 1990-х в Сибири - это середина 1990-х в Сибири. Если лапками быстро шевелить не будешь, либо замерзнешь, либо тебя пристрелят. Чтобы чего-то достичь, надо развиваться.
- Что заставило сменить место жительства?
- Соотношение семейных причин и амбиций. Я успешно окончил институт, поступил в аспирантуру, но в Братске не было совета по защите диссертаций. Моя сестра жила во Владимире, совет здесь есть. В центральную Россию я бы все равно перебрался, но выбрал Владимир по семейным обстоятельствам.
- Вы умеете дружить? У вас много друзей?
- Приятелей и товарищей - много, друзей, как и у любого человека, единицы. Отдельная история - это ученики, не просто студенты, их за восемь лет работы в высшей школе было сотни и сотни, а те, в кого особо веришь, вкладываешь знания, время, не побоюсь этого слова - душу, потом они тоже становятся еще и друзьями. И это здорово!
- Какие качества вы цените в людях?
- В ментальном плане ценю искренность и целеустремленность, непосредственность и иногда безбашенность; в поведенческом - энергичность, работоспособность, умение брать ответственность на себя. Вообще, ценю амбициозных людей, главное, чтобы они подтверждали чем-то свои амбиции.
- У вас есть излюбленное выражение, отражающее ваше кредо?
- Сейчас это: «Делай, что должен, и будь что будет». А на Фейсбуке у меня процитирован Марк Твен: «В старости мы будем жалеть о двух вещах - что мало путешествовали и мало любили».
Позиция ректора существенно ограничила передвижения, но дала возможность новых знакомств общения, развития. Приходится уменьшать и без того урезанное время на еду, сон и еще раз извиниться перед семьей, что меньше времени буду ей уделять. Но я чувствую, что могу помочь институту в развитии. И потому - «Делай, что должен, и будь что будет».

Досье «ВВ»

Игорь Леонидович Каверзин родился 1 января 1981 года в п. Добчур Братского района Иркутской области. Окончил школу-лицей № 1 при Братском государственном техническом университете. В 2003 году с отличием окончил Высшую школу управления Братского госуниверситета по специальности «Прикладная информатика в экономике» и поступил в аспирантуру вуза. В 2004 году перевелся в аспирантуру ВлГУ и в 2006 году досрочно защитил кандидатскую диссертацию. С 2005 по 2008 год являлся бизнес-тренером НУ «Высшая школа управления», г. Москва. В 2007-м ‑ стал проректором по науке и инновациям ВИБа. С 2006 года по настоящее время является Управляющим партнером КГ KILCOM ideas group. Президент Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 21:24 Во Владимирской области заметили пару благородных оленей на бобровом затоне
Специалистам Госохотинспекции Владимирской области удалось заснять на видео двух самок благородного оленя. Грациозные животные были явно не расположены к фотосессии - в момент съёмок они преодолевали разлив, образованный…
вчера в 18:37 Более 157 тысяч жителей Владимирской области выбрали объекты для благоустройства
Речь идет о проектах 2025 года, сообщает пресс-служба правительства Владимирской области. Голосование шло в 22 муниципалитетах. В 15-ти из них жители решали, какие общественные пространства должны быть обновлены, а в сем…