18 октября, 20:36
3 декабря 2014 в 17:45

Контроля за качеством топлива нет?

Заявление губернатора Владимирской области Светланы Орловой о том, что на владимирских заправках под видом качественного топлива в баки машин заливают «печное топливо», а поставщики «бодяжат» бензин, вызвало мощный резонанс. Тем более что Светлана Юрьевна пообещала в ближайшее время раскрыть заговор бензиновых королей и  ею подготовлена чуть ли не спецоперация по выведению гэсээмщиков на чистую воду. «ВВ» решили разобраться, что же происходит с нашим топливом.

По предварительному уведомлению...
Первый вопрос: кто и как контролирует качество продаваемого на наших заправках топлива? И контролирует ли?
Ответ оказался несколько неожиданным.
Вопреки ожиданиям, такие мощные федеральные структуры, как Роспотребнадзор и Ростехнадзор, этим делом не занимаются. Контроль за качеством ГСМ возложен на территориальный отдел
ЦМТУ Росстандарта.
Его начальник Сергей Герасименко рассказал «ВВ», как это происходит.
Проверки качества разделяются на плановые и внеурочные. План проверок согласовывается с Генеральной прокуратурой (sic, ни больше ни меньше!). В соответствии с федеральным законодательством (Закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» изрядно сократил активность контрольных органов) на одной и той же АЗС проверки проводятся не чаще, чем раз в три года. То есть теоретически. Прошел проверку ‑ и три года можешь «бодяжить» топливо.
Каждый год проверяются разные заправки. Причем контроль смешной ‑ не позднее чем за три дня до даты проверки (так требует закон!) надо предварительно уведомить проверяемых. Ясно, что за три дня заправщики могут к проверке подготовиться, слить из емкостей всю «бодягу» и оказаться перед проверяющими в полном шоколаде.
Вне плана проверяющие действуют только по конкретным обращениям граждан. В 2014 году таких обращений поступило всего пять! Понимай этот факт как хочешь: то ли у нас действительно все в порядке, то ли граждане не верят в действенность контролеров...
Еще из наших минусов бензинового рынка - во Владимирской области нет специальной аккредитованной лаборатории, имеющей право проводить анализ топлива. Единственная - она работает в НИКТИДе - необходимой аккредитации не имеет, поэтому все пробы в соответствии с госконтрактом отправляются в лабораторию в Московской области.
Естественно, все вышеперечисленное не позволяет говорить нам о наличии нормального контроля за качеством топлива.
Светлана Орлова утверждала, что у нас вместо бензина подсовывают «печное топливо». Опрошенные нами эксперты заявляют: выдать печное топливо за бензин невозможно технически. Максимум оно сойдет за низкокачественный дизель. Но от этого не легче. Такие случаи у нас действительно есть.
Но вот сколько? И тут наши эксперты разошлись во мнениях.
Один-два случая в год...
К примеру, начальник территориального отдела ЦМТУ Росстандарта Сергей Герасименко отмечает, что, судя по статистике, за последние 2-3 года ситуация в этой сфере имеет тенденцию к улучшению. Мол, если раньше о качестве бензина во Владимирской области говорить просто не приходилось, то сейчас отрицательный результат, то есть выявление некачественного топлива, дают всего 1-2 проверки в год... В основном «отмечаются» небольшие частные АЗС. А на крупных сетевых, как правило, дескать, все в порядке.
Герасименко объясняет это тем, что каждый случай заправки некачественным топливом на той или иной АЗС в нашей области быстро становится достоянием гласности. Это заметно снижает спрос на этой заправке. Поэтому, мол, продавцы стараются не рисковать репутацией - выходит себе дороже.
Но мы уже убедились, насколько «эффективны» могут быть проверки раз в три года по предварительному уведомлению. Поэтому нам кажется, что глава ведомства, отвечающего за контроль качества ГСМ, несколько оторван от действительности...
Все не так уж и плохо...
Председатель областной топливной ассоциации Рустам Вишняков досконально знает областной топливный рынок. Он признает: некондиционный бензин на владимирских заправках попадается. Хотя, мол, масштабы проблемы сильно преувеличены.
Интересно мнение Вишнякова о том, что же заставляет наших «королей бензоколонок» «бодяжить» ГСМ. Мол, в условиях высоких оптовых цен на топливо качественного бензина не хватает не то что на Владимирщине, а вообще в стране. А цена на оптовом рынке сейчас практически близка к рознице. Вот некоторые владельцы АЗС и испытывают «вполне понятное искушение». Альтернатива-то у них простая: или заматывать шланги, или продавать «бодягу».
- А с нового года, - предупреждает Вишняков, - в действие вступят нормы Евро-4, и дефицит ГСМ только возрастет. Соответственно и некондиции прибавится...
Все плохо...
Наиболее алармически настроен руководитель общественной организации «Народный контроль» Алексей Смирнов. Он приводит такие данные - около 1/3 продаваемого в розницу бензина не соответствует техническому регламенту. Еще весьма немалая часть выдается за топливо более высокого класса и марки.
С дизелем ситуация еще критичнее: требованиям технического регламента не соответствует более половины всей солярки.
Что касается пресловутого «печного топлива», сдобренного разными присадками, то Смирнов предупреждает: древние двигатели класса Евро-1, -2 еще кое-как могут его переварить, но вот более современные в случае использования такой соляры обречены на преждевременную и неминуемую смерть.
Кроме того, на АЗС, по его уверению, нередка т.н. «пересортица», когда на заправке при сливе топлива попросту по ошибке путают резервуары. К примеру, в остатки бензина сливают дизтопливо, а устранять нарушение ленятся.
- Иными словами, - предупреждает Смирнов, - у нас в области как минимум 2/3 топлива продается с нарушениями действующего законодательства.
Подводные течения?
В заявлении губернатора насчет состояния дел на рынке ГСМ громко промелькнуло имя одного из крупнейших - и не только в нашей области - поставщиков топлива. Правда, с оговоркой: «Это не говорит о том, что «Лукойл» поставляет некачественное топливо. У нас очень много мелких поставщиков. Они бодяжат бензин».
Но слово «Лукойл» было произнесено. И это тоже нуждается в комментариях.
Однако в региональном филиале «Лукойл-Волганефтепродукт» от комментариев отказались. Что, согласитесь, как минимум не усиливает позиции компании в этом скандальном деле.
Однако кое-что выяснить удалось. На топливном рынке региона-33 три основных игрока: «Лукойл», «Газпромнефть» и «Роснефть». Каких-то серьезных претензий к качеству их топлива, как уверяют эксперты, нет.
Но есть вероятность, что с топливом «балуются» заправки, официально работающие под брендом «Лукойла», но юридически к нему не относящиеся (работают по франшизе). Однако один из авторитетных наших источников эту вероятность практически исключил: мол, компания к использованию своего бренда относится крайне осторожно, а контроль за такими АЗС сама держит «на уровне».
Как бы то ни было, вся автомобильная общественность области ждет, когда будут расставлены точки над «i». Губернатор ведь пообещала:
- Когда дойдем до сути (топливной проблемы. - Прим. ред.), соберем большую пресс-конференцию и все расскажем...

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Владимирский филиал «Т Плюс» подарил жителям Юрьевца новую детскую площадку 12 октября в 13:10
11 октября компания «Т Плюс» открыла новую детскую площадку в микрорайоне Юрьевец города Владимира. Рядом с домом № 19 на улице Институтский городок разместился современный спортивно-игровой комплекс с горкой, веревочным…
Сбербанк и ВлГУ подписали соглашение о сотрудничестве 10 октября в 12:28
9 октября ПАО Сбербанк и опорный вуз региона, Владимирский государственный университет, заключили соглашение о сотрудничестве. Документ подписали управляющий Владимирским отделением ПАО Сбербанк Андрей Черкашин и ректор…
Сладкая жизнь от владимирских кондитеров 10 октября в 11:24
Акционерное общество «Владимирский булочно-кондитерский комбинат» - самое крупное кондитерское предприятие в регионе-33. Предприятие развивается, увеличиваются производственные мощности, растёт количество сотрудников. Се…

Орфографическая ошибка в тексте