30 декабря 2014 в 18:26

Между Богом и искусством

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА.
В 2014 году наша «музейная империя» жила двумя устремлениями: сохранить Музей хрусталя в Гусь-Хрустальном и вернуть культурную жизнь в имение Храповицкого. О том, что получилось, и о том, какие возникли проблемы, нам рассказала генеральный директор ВСМЗ Светлана Мельникова.

Георгиевский
собор в Гусе
РПЦ предъявила свои права на Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном еще в сентябре 2013 года. А там уже 30 лет - Музей хрусталя. Так начался отсчет шести лет, которые по закону даются музею, чтобы подыскать новое место экспозиции и фондам.
На днях очередное предложение по переезду Музея хрусталя из Георгиевского собора было отвергнуто. Против были не только Мельникова, но и Министерство культуры, областная инспекция по охране объектов культурного наследия, председатель градостроительного совета Гусь-Хрустального Антон Савин. Предложение, не нашедшее поддержки, шло от местного предпринимателя, директора строительной фирмы Владимира Махова. Он владеет пятью гектарами бывшего завода стекловолокна. Эта земля - в самом центре города, на берегу озера. Часть ее Махов готов безвозмездно передать государству для строительства нового музея. А рядом должно появиться элитное жилье.
Мельникова объяснила: место рядом с водоемом не подходит для Музея хрусталя, ведь стекло под воздействием влаги подвержено кальцинированию. Содержание коллекции при повышенной влажности будет «золотым».
Позиция гендиректора ВСМЗ, равно как и большинства здравых людей ‑ оставить экспозицию в Георгиевском соборе. Зачем иначе государство в свое время потратило 45 миллионов на приспособление здания для сбережения коллекции стекла из 12 тысяч предметов. Строительство нового здания и возвращение храма в первоначальный вид потребуют еще больше вложений, что государству может оказаться не под силу. А главное ‑ зачем? Неужели верующим Гуся не хватает церквей? Неужели иерархи РПЦ не понимают, что передачу Георгиевского собора под храм не поддержит подавляющее большинство владимирцев и россиян?
Далее - ликвидация Музея хрусталя ставит крест на всем туризме в Гусь-Хрустальном, в то время как с возрождением усадьбы Храповицкого турпоток в город стеклоделов мог бы многократно и качественно увеличиться. При условии сохранения музея, конечно.
В планах ВСМЗ разработка маршрута «Деловая Россия», рассказывающего об отечественных традициях предпринимательства и благотворительности.
- Мальцовы и Храповицкий ‑ это люди одной цепочки, - говорит Мельникова. - Современных бизнесменов удивит то, что роскошное имение Муромцево было построено на доходы всего одного года от продажи леса. Если помимо Музея хрусталя в маршрут включить еще и экскурсию на Хрустальный завод, то в Гусе туристы будут даже оставаться ночевать.
Усадьба Храповицкого
- Муромцево ‑ наше больное дитя, а значит, самое любимое, - призналась Мельникова. - В уходящем году в имении произошли перемены, и связаны они с переходом усадьбы под юрисдикцию ВСМЗ. Вокруг барского дома вырос забор, появились видеонаблюдение и круглосуточная охрана. А стены замка в ночное время теперь подсвечиваются.
В 2015 году музей планирует начать экскурсии по Муромцеву, что положит конец и микробизнесу местной ребятни. На огороженную территорию будут пускать только сотрудников музея-заповедника.
В 2015-м будут готовы и предпроектная документация, смета и часть проектных работ. К уникальному Тюрмеровскому парку обещают отнестись бережно. На него заказан дендрологический проект. Работы по проектированию выполняют в Центральных научно-исследовательских реставрационных мастерских в Москве. Мельникова надеется и на скорейшее переселение жителей из каретного двора, чтобы музей мог взять и этот объект в оперативное управление.
Что касается экспозиционного наполнения усадьбы, то это дело не будущего года. Но музей строит планы. Есть идея создать в усадьбе постоянную выставку «Пыль чужих дорог» о судьбах русской эмиграции.
Еще одно дворянское гнездо, правда, не имеющее отношения к музею-заповеднику, в уходящем году перешло в ведение департамента культуры. Речь об имении Воронцовых в Андреевском Петушинского района. Прежде там размещался санаторий. Что будет теперь, пока не ясно. Светлана Евгеньевна говорит, что небольшую экспозицию об истории прославленного рода в Андреевском сделать надо. Музей готов оказать методическую помощь. А вот вещи из имения Воронцовых, находящиеся в собрании музея, скорее уедут в Муромцево, чем в Андреевское.
- Не все усадьбы должны быть музеями, - прокомментировала она ситуацию, - но для нового хозяина главное ‑ вопрос ответственности.
Наступающий год для музея снова пройдет под знаком возрождения Муромцева. Хотя будут и другие значимые события, как, например, реставрация фресок в Успенском соборе Владимира. Мельникова уверяет, что музей - балансодержатель объекта - будет пристально следить за ходом работ. Поэтому гендиректор ВСМЗ высказалась и по ситуации во владимирской реставрации.
- Нужна единая сильная организация, - заявила Светлана Мельникова.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
2 минуты назад Компания «Транснефть–Верхняя Волга» подвела итоги работы в области эколого-аналитического контроля
АО «Транснефть–Верхняя Волга» подвело итоги работы в области эколого-аналитического контроля за первое полугодие 2024 года. Мониторинг состояния окружающей среды проводился в зонах функционирования всех производственных…
30 минут назад Город Владимир претендует на статус культурной столицы 2026 года
В федеральном конкурсе пока участвуют 26 городов, но этот список может быть расширен, так как заявки принимаются до 26 августа. Стать культурной столицей может любой город, где постоянно проживают не менее 200 тысяч чело…