3 февраля 2015 в 18:38

Во Владимирской области малые реки «реабилитируют»

Юридически термин «реабилитация» означает восстановление в правах, возвращение доброго имени. Но в данном случае речь идет об экологической реабилитации водных артерий Владимирской области. То, что этой работой начинают заниматься, говорит о коренных переменах в общественном сознании. Реки больше не рассматриваются, как дурно пахнущие сточные канавы, портящие городские пейзажи и наносящие вред инфраструктуре...


Серая может стать блестящей
В России стартует пилотный проект экологического восстановления водоемов. В ЦФО в нем участвуют две реки, и обе в нашей области. Это Серая в Александрове и Колокша в Юрьев-Польском. В планах департамента природопользования и охраны окружающей среды, который и руководит работами, - дать речкам вторую жизнь. Сейчас они заболоченные, заросшие и замусоренные. И чего греха таить, живописности историческим городам не добавляют. Между тем наши предки поселились именно на этих берегах, потому что вода тогда еще была чистой, берега крепкими, а сами реки ‑ полноводными и богатыми рыбой. К сожалению, цивилизация долго паразитировала на когда-то сильном природном «организме», отравляя и убивая его.
Но, к счастью, пришло время, когда важность городских рек стала очевидна властям. Сейчас мало кто станет спорить, что ухоженные водные объекты ‑ это украшение города, место отдыха и общения с природой для жителей и гостей, свежий воздух и новые возможности для малого бизнеса ‑ все, что включает в себя понятие «благоприятная городская среда».
В рамках проекта уже отремонтированы очистные сооружения, загрязнявшие реки. Идет расчистка русел. А дальше, по словам директора департамента Алексея Мигачева, будут там, где надо менять геометрию берегов, устраивать омуты и зимовальные ямы для рыбы, которую планируют в реки запустить. Даже водные растения собираются подсаживать.
План действий разработан специалистами из Ярославля и Костромы. В нашей области не нашлось проектировщиков на столь сложную работу.
Экологическая реабилитация Колокши продлится два года, Серой ‑ четыре. Стоить будет в общей сложности около 125 миллионов рублей. Деньги дает федеральный бюджет.
В мировом
тренде
Экологическая реабилитация рек в нашей стране пока в новинку. А вот в Европе ей занимаются давно и масштабно. Там сносят плотины, утратившие хозяйственное значение, выпускают главные европейские водные артерии и их притоки из каменных берегов на свободу, освобождают заливные луга, которые вновь становятся местом обитания птиц и выпаса животных. Цель ‑ привести угнетенные реки в природное состояние.
В Азии пошли еще дальше. В Южной Корее столичному Сеулу вернули реку Чхонгечхон. Ее в буквальном смысле достали из-под земли. В 50-х годах ХХ века обмелевшую и загрязненную стоками реку спрятали в трубу, а вдоль русла построили двухъярусную автомагистраль. Однако к 90-м эта дорога перестала справляться с транспортным потоком. Жители начали массово страдать от легочных заболеваний, а недвижимость и земля вдоль вечно стоящей трассы упали в цене. Новый мэр Сеула в 2002 году потратил три года на развитие транспортной системы столицы, и в 2005-м закрыл магистраль, выпустил на поверхность реку, посадил по ее берегам растения, устроил набережные, превратившиеся в парк. Возрожденный Чхонгечхон стал излюбленным местом отдыха горожан, туристической достопримечательностью. На его берегах проходят фестивали и концерты, работают рестораны. А мэр в итоге стал президентом страны.
Клязьма
и Лыбедь
Экологическое сознание россиян растет, и наша экологическая политика движется в русле мировых трендов. Хотя от Сеула мы отстаем лет на 60 со своим отношением к Лыбеди, которую превращаем в автомагистраль, застраиваем многоэтажными домами и лишаем растительности, несмотря на возражения авторитетных архитекторов и экологов. Доктор биологических наук профессор МГУ Татьяна Трифонова несколько лет назад выступила с критикой этих решений на слушаниях в региональной Общественной палате, но не была услышана.
Что касается Клязьмы, то с ее реабилитацией в обозримом будущем дело обстоит сложно. Как заявил Мигачев, она находится в ведении Федерации, и деньги областного бюджета на нее потрачены быть не могут. Москва же работы не финансирует, потому что есть и более серьезные проблемы на российских реках: плотины, ГЭС и прочие гидросооружения, которые надо поддерживать в порядке.
Поэтому, объяснил Мигачев, расчистка русла Клязьмы, чтобы по ней могли ходить прогулочные катера, например, может осуществляться только за счет бизнеса, главный интерес которого ‑ речной песок. Но и его не так уж много в нашей реке.
Первой попыткой благоустройства Клязьмы стало появление пляжа во Владимире в прошлом году. Горожане получили место для отдыха у воды. Идея набережной тоже в силе. Важно при ее реализации не наделать ошибок вроде бетонирования берегов и попыток усмирить вольный характер реки, широко разливающейся по весне. Такое насилие природа без ответа не оставит. Благо есть мировой опыт и масса инженерных решений, оценка которым дана временем.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 09:22 Аэродром в Павловском закрыли после проверки Ространснадзора
Сотрудники МТУ Ространснадзора по ЦФО выехали в населенный пункт в Суздальском районе, где накануне произошла авиакатастрофа самодельного одноместного самолета.
сегодня в 09:07 Суздальчанку обвиняют в жестоком избиении двух мужчин-собутыльников
Прокуратура Владимирской области сообщает о передаче в суд уголовного дела, фигурантом которого стала 33-летняя жительница Суздальского района. Ей предъявлено обвинение в умышленном причинении вреда здоровью граждан.