4 февраля 2015 в 15:16

О кадрах, которые скоро будут решать все...

О том, насколько остро сейчас стоит вопрос нехватки рабочих кадров для российской экономики, свидетельствует хотя бы тот факт, что эта проблема на контроле первых лиц государства. Так же обстоят дела и во Владимирской области. Может, даже острее, чем во многих других регионах. Хотя бы из-за того, что мы ‑ индустриально развитый регион. И из-за того, что у нас активно внедряются инвестиционные проекты. А там-то кадры действительно решают все...

Знать,
куда двигаться
Можно ли сказать, что все плохо? Сказать так - значит, несколько очернить действительность. Образовательные учреждения работают, отраслевой заказ на обучение новых специалистов ежегодно формируется и финансируется. Специалисты готовятся. К тому же, по информации директора областного департамента образования Ольги Беляевой, в этом году наши школы подготовят, пожалуй, рекордное число выпускников: почти 17 тысяч. 11600 9-классников и 5600 11-классников.
К тому же меняется система ЕГЭ, которая уже сама по себе становится ситом, определяющим, кому дорога в вуз, а кому - в рабочие специальности.
Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов крепнущее в обществе недовольство тем, что наши вузы, по меткому определению одного из руководителей предприятия, готовят «дипломированных безработных». В том смысле, что все меньше бывших студентов могут и хотят найти работу по специальности. Так что задел для подготовки именно квалифицированных рабочих есть основательный.
Но главная проблема сейчас заключается в том, чтобы определиться в вилке «потребность - предложение». Чтобы училища и колледжи не повторяли ошибок вузов и готовили кадры, которые реально востребованы.
Областной департамент по труду и занятости ведет специальные мониторинги. В 2015 году главное их отличие в том, что анализ результатов экстраполируется на пятилетнюю перспективу. Схема проста: ОМСУ собирают заявки от расположенных на их территориях предприятий, добавляют свои (учителя, врачи, соцработники и т.п.) и направляют в департамент. Тот на основе полученных данных проводит анализ и делает выводы.
В этом году в мониторинге приняли участие около 2 тысяч предприятий и организаций. Из них около 100 - предприятия малого и среднего бизнеса. Вердикт: область в ближайшей перспективе ежегодно будет нуждаться в 8-10 тысячах специалистов производственного уровня. Наиболее востребованы высококвалифицированные кадры. Больше всего в них нуждается обрабатывающая отрасль - до 64% от общего числа. Традиционно пользуются спросом токари, фрезеровщики, станочники. Устойчив спрос на новые кадры в швейной промышленности - ежегодно более 400 человек. В деревообработке готовы трудоустроить более 300 человек в год.
Речь - о профессиональных кадрах. Потребность области в людях с высшим образованием сейчас - от 3,5 до 5 тысяч ежегодно. И это вовсе не юристы и маркетологи: выпускников вузов ждут в образовании, здравоохранении, торговле и, естественно, на производстве...
Проблемы и перекосы
В этом вопросе есть общее место. Количество выпускников школ, решивших связать свою жизнь с рабочей профессией, ежегодно снижается. Как уже отмечалось, с этим сейчас начали бороться на всех уровнях. К примеру, будущий выпускник ставится перед выбором: на каком уровне он будет сдавать экзамены. Если на базовом, то дорога в вуз ему закрыта. Если выберет углубленный, то опять же не факт, что поступит.
- Можно спорить, правильно это или нет, - отмечает Беляева, - но по сути верно...
Вторая проблема. Согласно данным департамента по труду и занятости, сейчас сложилась такая ситуация. С одной стороны, пятую часть всех востребованных рабочих специальностей наши образовательные учреждения просто не готовят. Это около 130 профессий. Среди них операторы машинного доения, сборщики обуви и т.д. А на уровне среднего профессионального образования таких специальностей около 15 процентов. Причины: от отсутствия материальной базы и преподавателей до тотального игнорирования этих специальностей абитуриентами. К примеру, согласно отраслевому заказу, одна из самых востребованных специальностей - автомеханик. А специальность «технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» демонстрирует в заказе, как это ни странно, нулевой спрос.
Выход
есть всегда?
В этих условиях два выхода: или готовить кадры на стороне, в других регионах, или привлекать уже подготовленных специалистов оттуда же. Обе эти идеи отторжения не вызывают. Наоборот, идея подготовки межрегиональных кадров находит всеобщее понимание. А куда деваться? К примеру, наша медицина готова предоставить сейчас 1200 вакансий. Все же наши образовательные учреждения предлагают всего 390 учебных мест.
К этому можно добавить одно. Ковровский КЭМЗ уже создал межрегиональный центр по подготовке и переподготовке кадров. Как для себя, так и для других желающих...
Гораздо сложнее с ситуацией, когда учебная база есть, а сами потенциальные претенденты на обучение этой специальности воротят от нее нос. Что делать в этих условиях? Ясно, что одной агитацией среди выпускников школ тут не обойдешься. Это подтверждает и директор департамента по труду и занятости Анатолий Абрамов:
- Бесперспективно идти убеждать детей в детском саду или агитировать родителей.
И указывает на справедливую вещь: должна усиливаться мотивация. Причем во многом со стороны самих работодателей: повышенные зарплаты, жилье, социальные программы. Пока же зачастую имеем низкое качество рабочих мест и смешные зарплаты. Естественно, молодые специалисты к таким хозяевам отнюдь не рвутся.
Те в ответ огрызаются: мол, молодежь разучилась работать и не желает пахать. И вообще, нам специалисты нужны здесь и сейчас, а если что, мы гастарбайтеров привлечем.
Это аукается провал в подготовке рабочих кадров в лихие девяностые, достигший пика в начале двухтысячных годов. В итоге имеем парадокс: некоторые руководители предприятий строительной отрасли признают - уже ощущается дефицит даже каменщиков. Свои кадры не готовили, уповая на тех самых гастарбайтеров, а сейчас, когда начался их отток, получили проблему.
Или еще парадокс: планируется, к примеру, у нас крупный инвестпроект. Проработано, казалось бы, все - от строительства до логистики. А вот кто на новом предприятии будет работать? С этим уже сталкивались в Калуге, когда там началось массовое освоение автомобильного кластера. Ситуацию, по свидетельству знающих ее изнутри, расшивают до сих пор с большим трудом...
Анатолий Абрамов признает:
- Работы на опережение у нас пока так и нет. Поэтому надо учиться смотреть тренды на перспективу и не бояться рисковать.
Тренды
и бренды
В данном случае «не бояться рисковать» касается не только власти и образовательных учреждений. Хотя риски здесь связаны с бюджетными деньгами, при грамотном подходе это скорее плюс, чем минус. Просто надо грамотно рассчитывать потребности в рабочих кадрах не только в сиюминутном выражении, но и на некоторое время вперед.
Причем ничего особо сложного здесь нет: средний срок подготовки квалифицированного рабочего - от года до четырех. Не такие уж и отдаленные перспективы. К тому же реализация тех же крупных инвестиционных проектов, как правило, дело не одного дня. Прикинуть, сколько и каких специалистов необходимо подготовить, к примеру, к открытию первой очереди того или иного производства, не представляет проблемы. При одном «но»: это должно волновать не только образовательную систему и чиновников, но и самого потенциального работодателя.
Пока же нередко наблюдается разнобой. Незаинтересованность в решении этой проблемы демонстрируется на самых разных уровнях. К примеру, из сотни задействованных в мониторинге департамента по труду предприятий малого и среднего бизнеса откликнулись около 70. Остальные или отмолчались, или просто его проигнорировали.
Органы МСУ, которые собирают и формируют заявки на своей собственной территории, тоже нередко грешны. К примеру, были случаи, как выразился Анатолий Абрамов, не всегда адекватного получения информации: ОМСУ не могли ответить на банальные вопросы. К примеру, сколько в их муниципальные учреждения и организации требуется специалистов? Если уж они не в курсе, то кто должен знать?

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:20 10 фактов незаконной охоты выявили инспекторы во Владимирской области
Речь идет о первом полугодии 2024 года, уточнили в Госохотинспекции Владимирской области. Всего проведен 861 рейд. Нарушения были выявлены различного характера.
вчера в 18:52 Служба занятости Владимирской области подвела итоги регионального этапа III Всероссийского конкурса профмастерства
Гусь-Хрустальный филиал кадрового центра «Работа России» стал победителем в двух номинациях.