- Алла Сергеевна, вы руководите александровским музеем-заповедником 30 лет. А могли себе представить такую карьеру в детстве?
- Как и у многих, мои мечты детства остались в детстве, но среда, в которой я воспитывалась, во многом определила жизненный выбор. Мама у меня была детским врачом. Она 40 лет отдала любимому делу ‑ для нее клятва Гиппократа была свята. И, видимо, из уважения к ней я хотела быть врачом. А папа строил мосты. В детстве я его видела нечасто - работа была связана с командировками. Когда он приезжал и рассказывал о городах, людях, стройках, покоряло ощущение созидания - ты после себя что-то оставил на этой земле. Время было такое, что не только я, а тысячи москвичей мечтали уехать строить БАМ, Братскую ГЭС, Усть-Илимскую ГЭС, поднимать целину. Мы с друзьями часто бегали на Северянинский мост, который, кстати, тоже был реконструирован моим отцом, смотрели, как идут поезда на восток. Тогда уехать из Москвы значило, что ты самодостаточный человек.
Большое влияние оказали на меня и телепередачи Юрия Сенкевича. И когда пришло время выбирать профессию, я поступила в педагогический институт на географический факультет. Работала в школе, но жажда путешествий жила во мне. Когда приехала в Александров - закончила курсы экскурсоводов и пришла в александровское бюро путешествий и экскурсий внештатным сотрудником. Не буду скрывать, это было подспорье для семейного бюджета, но я получила возможность посмотреть страну. И именно эти путешествия подтолкнули меня к тому, что стало главным в моей жизни, ведь знакомство с городом всегда начинается с музея. И у меня тоже появилось желание с помощью музейных экспозиций дать представление о потрясающей истории нашего города.
- А вы помните, когда первый раз переступили порог александровского музея? Расскажите о своих впечатлениях.
- В конце 1970-х годов ко мне в Александров приехали родственники из Риги. И я повела их в музей. Мы зашли на территорию кремля - тогда это был поселок Заря. Храмы стояли обшарпанные и неухоженные. А вокруг - «Шанхай»: несметное количество деревянных домов, в которых жили люди - более 200 семей. Сарайчики, курятники, гаражи... Везде грязь. Из окон - магнитофонные записи и «отборная» речь людей, имеющих по 3-4 судимости. Впечатление удручающее.
Музей находился в здании Покровской церкви. На втором этаже - краеведческая экспозиция, созданная лет сорок назад: от бивня мамонта до революции 1905 года. На первом этаже - выставка «Звери и птицы нашего края». Было больно, стыдно, и желание сделать здесь что-то достойное только усилилось.
- И сразу пришли устраиваться в музей на работу?
- Почти год я не могла переступить порог этого учреждения ‑ мне тогда казалось, что здесь должны работать небожители! Устроилась только в январе 1979-го, когда одна из сотрудниц ушла в декрет, а надо было срочно создавать экспозицию «Александров - город современной промышленности и науки». Тема была безумно интересная! А дальше была работа по преобразованию и других экспозиций, а затем и территории.
- Да, работа проделана грандиозная...
- И я никогда бы не смогла ее осилить, если бы со мной рядом не было совершенно потрясающих людей. Не только члены моего родного музейного коллектива, но и известные ученые, историки, чиновники, художники и самые разные люди. Это очень длинный список, но не могу не сказать хотя бы о нескольких. Прежде всего - Алиса Ивановна Аксенова, которая стала моим учителем, сформировала меня и как музейщика, и как руководителя. Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер - выдающийся ученый, историк архитектуры, добрый гений Александровской слободы. Мы с ним сотрудничали в течение 25 лет. Еще - Ратмир Степанович Бобовиков. Когда его назначили первым секретарем обкома партии, он поехал знакомиться с Владимирской областью. Местным руководителям и в голову не могло прийти, что первый объект, который он посетит в Александровском районе, будет музей. Я была потрясена, что за всей грязью, убогостью он рассмотрел бриллиант ‑ историю Слободы. Ратмир Степанович сделал все, чтобы выселить людей с территории кремля. Представьте себе, тогда для этого нужно было построить два стоквартирных дома!
Такие люди появлялись в самые трудные, переломные моменты моей жизни. Так было и совсем недавно, когда я стала ощущать некий надлом, кризис. Казалось, что я - «отработанный материал» и пора уходить. И тут на моем пути встречается Светлана Юрьевна Орлова. Я поняла, что есть проблемы еще более сложные и масштабные. И Орлова за них берется и решает! А я? Неужели уже ничего не могу больше сделать? Меня как будто аккумулятор подзарядил ‑ появилось желание созидать и созидать.
- У вас нет ревности к коллегам из ВСМЗ ‑ музея более известного, громче звучащего, чем «Александровская слобода»? Вы соперники или соратники?
- Отношение особое, но к успеху ВСМЗ я не ревную. 14 лет александровский музей был филиалом ВСМЗ, объединявшим все музеи области. Многих людей, которые сейчас работают, я уважаю и ценю ‑ и во Владимире, и в Муроме, и в Коврове, радуюсь, когда они достигают успехов. Интерес и уважение взаимны, но и соперничество должно быть. Как по-другому?
Но у нас и ВСМЗ всегда были разные весовые категории и изначально разный уровень финансирования и возможности. Если нам в то время выделялось 30 рублей в месяц, то возможно ли сравнивать это с миллионным бюджетом Суздаля ‑ главного турцентра страны - или возможности нашего коллектива в двадцать человек и ВСМЗ численностью в пятьсот сотрудников? Но когда мы стали федеральным музеем, ситуация, конечно, изменилась. Была доказана уникальность «Александровской слободы» и ее места в истории нашего государства. Это произошло при мощной поддержке научной общественности страны.
- Вы - почетный гражданин Александрова. Что для вас это значит?
- Когда получаешь награду, думаешь об ответственности, о том, что надо ей соответствовать. Чувство ответственности тоже воспитывается с детства. У меня это от отца. А еще меня в юности поразила одна японская традиция. Лучшим из лучших присваивали звание мастера, но его нужно было систематически подтверждать. Если ты сегодня не показал себя, то все предыдущие победы ничего не значат. И когда я получаю награды - высокие, например, орден «Знак Почета», или премию «За честь и достоинство в профессии» - всегда хочется их подтверждать новыми результатами.
- Каким реализованным проектом Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская слобода» вы гордитесь больше всего?
- За 10 лет создано 16 абсолютно новых экспозиций - совершенно иное понимание истории, что потребовало грандиозных усилий коллектива музея. И теперь это визитная карточка не только «Александровской слободы», но и всего города.
Но есть проект другой: создан коллектив профессионалов-музейщиков, которые никогда ими не были, не получали специального образования. Сплотила людей идея создания принципиально нового российского музея. Как же радует, когда коллеги и руководители разного уровня (в том числе министр культуры) отмечают атмосферу любви и творчества, которые царят в коллективе.
Перед входом в музей каждого гостя встречают слова: «Александровский кремль ‑ гордость России!» Эту суть раскрывают не только наши экспозиции, но и вся работа в год празднования 500-летия кремля. Это был проект, который стал праздником длиною в год! Мы отдали ему столько сил, и радостно, что он нашел самый живой отклик и признание жителей города, а главное ‑ каждый из них испытал чувство гордости и свою сопричастность к этому уникальному месту.
Высокая юбилейная планка стала мощным стимулом Года культуры, который прошел у нас с неменьшим подъемом. Уже 12 лет по традиции мы ежегодно вручаем музейного «Оскара» лучшим сотрудникам года. По итогам 2014-го им, «оскаром», стала медаль «За преданность музейному делу». Это был праздник, который коллектив ждал целый год.
Я восхищаюсь своими коллегами, их преданностью делу и творческим потенциалом. Впереди новые ориентиры - 70-летие Победы, 450 лет приезда Грозного в Слободу, Год литературы. Мы должны стараться по-прежнему удивлять, радовать и вызывать желание возвращаться сюда вновь.
Надеюсь, что будет легче ‑ мы сейчас не одни, есть поддержка губернатора, руководства области и района.
11 февраля 2015 в 17:59
Директор музея-заповедника «Александровская слобода» Алла Петрухно: «Я учредила музейный «Оскар»
Алла Сергеевна Петрухно руководит александровским музеем-заповедником 30 лет. Ее стараниями «Александровская слобода» стала первым федеральным музеем-заповедником Владимирской области. Это лишь одна из ее профессиональных заслуг, о которых не стыдно рассказать. Петрухно редко дает интервью ‑ не доверяет журналистам. Однако для «Владимирских ведомостей» Алла Сергеевна сделала исключение.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
10 минут назад Во Владимире обсудили, как противодействовать терроризму и экстремизму среди молодежи
22 ноября во Владимирском институте развития образования завершилась трехдневная областная конференция «Безопасный регион», посвященная противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи. В…
25 минут назад Комитету семей воинов Отечества во Владимирской области исполнилось два года
Первый заместитель губернатора Владимирской области Дмитрий Лызлов 21 ноября встретился с активом регионального отделения Комитета семей воинов Отечества. Во время мероприятия участники озвучили свои вопросы. Все обращен…