А уж имущественные отношения ‑ дело второе...
И вот 4 февраля «ВВ» и директор Музея хрусталя Виктория Угрюмова организовали в Гусе круглый стол. Пригласили на него как раз в Музей хрусталя городских интеллектуалов. Место встречи не случайно - музей давно и прочно занял нишу центра культурной и общественной жизни города. Тема - дальнейшая судьба Георгиевского собора.
Коллекцию ‑ в «сарай»?
РПЦ официально озвучила свои претензии на здание Георгиевского собора еще в 2013 году, но местные жители до сих пор не могут поверить в серьезность и реальность самой идеи. Превращение музея в действующий храм РПЦ им кажется невероятным.
Между тем в декабре 2014 года областная комиссия рассматривала очередной вариант освобождения собора. Предложил его местный предприниматель Владимир Махов. Он выкупил территорию завода «Стекловолокно» и теперь планирует ее застройку. Проект переезда музея в новое здание на берегу озера был отвергнут. Но сам факт вполне серьезного обсуждения без внимания общественности не остался.
- Невозможно представить себе Музей хрусталя на 4,5 га в окружении многоэтажных «чемоданов», - раскритиковала вариант директор Музея хрусталя Виктория Угрюмова.
- Среды там нет, - поддержал ее народный художник России Адольф Курилов, проработавший на Хрустальном заводе более 40 лет. Его произведения украшают экспозицию музея.
Оба, и Угрюмова, и Курилов, прекрасно знают свойства стекла. Они уверены: хранение коллекции в непосредственной близости от водоема обойдется очень дорого, ведь в условиях повышенной влажности хрусталь подвержен известкованию. А чтобы предотвратить негативные процессы, потребуется оборудование, еще мощнее того, что используется сейчас в Георгиевском соборе.
- А тут коллекция высочайшего уровня. Что, ее в какой-то сарай засунуть? Если уж осуществится передача храма церкви, то музею нужно достойное помещение, а не такое, как предложил товарищ Махов, - выразился заслуженный художник России Владимир Касаткин, работающий на Хрустальном заводе 40 лет.
«Достойным помещением» в понимании архитектора Валерия Джигкаева, председателя общественной организации «Градостроительный совет», главного архитектора города с 1972 по 2000 год, может стать новое здание. Но оно не должно уступать по своей архитектурной ценности Георгиевскому собору.
- Думаю, переезд возможен только тогда, когда мы будем в состоянии пригласить сюда известного архитектора, который сделает изумительно красивое здание, куда так же гармонично впишется это стекло, - сказал Джигкаев.
Музей хрусталя ‑ это филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а он имеет федеральное подчинение. Так что задача эта - не для местного и не для областного бюджетов. Но все равно сложно представить, что федеральный бюджет найдет в кризис «лишние» деньги. А еще ведь надо учесть затраты на восстановление куполов и звонницы Георгиевского собора...
- Для строительства нового музея нужны миллиардные инвестиции. Мы пока их не видим даже на горизонте, - призналась председатель комитета по культуре и туризму администрации города Гусь-Хрустального Анна Изуита.
Да и сможет ли епархия содержать собор? По словам Виктории Угрюмовой, это стоит около 2 миллионов рублей в год. Денег на это нет даже в муниципалитете.
- И то, что памятник финансируется из федерального бюджета, на самом деле - его спасение, - считает Анна Изуита, которая помнит плачевное состояние собора до его передачи ВСМЗ. Иными словами, представители городской общественности уверены, что музей должен остаться в храме хотя бы ради сохранения самого здания. А собор, напомним, - памятник архитектуры конца XIX века, он построен по проекту архитектора Леонтия Бенуа.
Храм стекла и культуры
Но самое главное ‑ зачем передавать? Что, в городе негде больше молиться? Тут выясняется, что в 50-тысячном Гусь-Хрустальном есть три храма: Троицкий собор, появившийся раньше Георгиевского, часовня Святой Варвары и церковь при православной гимназии.
- Я сама хожу регулярно в храм. И не могу сказать, что наши храмы переполнены настолько, что их не хватает, - рассказала замдиректора детской школы искусств Светлана Смирнова.
- А вокруг города у нас так много заброшенных церквей, выглядящих ужасно, которыми можно заняться. Например, в деревне Поповичи в 10 километрах от города. Рядом - кладбище, а храм полуразрушен, - посетовала ее коллега Лана Грязнова.
- У нас много и действующих храмов в районе. Я вот, в частности, живу в поселке, где церковь есть. К местному батюшке едут не только из Гуся, а даже из Москвы, - добавил директор Хрустального колледжа Николай Капустин.
Так что городской общественности, в том числе и воцерковленной, в принципе мало понятен предмет спора вокруг Георгиевского собора. В их представлении у Музея хрусталя и у церкви миссия одна и та же ‑ духовно-нравственное развитие людей.
- Мы просто забываем, что православная церковь, что изобразительное и прикладное искусство ‑ это все ветви одного корня, - напомнил народный художник России Адольф Курилов. - Корень единственный, который это все приветствует и поддерживает, на чем все это зиждется, - это культура. Я понимаю, если бы в этом соборе зернохранилище было или мастерские тракторные. Тогда можно было бы отдать, никаких разговоров. Но в данном случае я не представляю, как это можно. Я в 1970 году был в Финляндии, там церковь в дневное время, когда нет службы, занимает детский сад. Это та поросль, которая поддерживает нацию. И вдруг у нас на культуру такое давление…
Ни верующие, ни городские власти не видят проблемы в том, что собор занимает культурное заведение.
- Учащиеся школ узнают здесь про храм, о Богоматери, о Страшном суде. Основы религии они очень часто у нас впервые получают, а дальше может быть проторена дорожка в храм, - рассказывает Анна Изуита.
Экскурсия по Музею хрусталя включает в себя не только рассказ об истории города, которая неразрывно связана со стекольным делом. Хрупкие произведения искусства - еще и свидетельства исторических событий и целых эпох. Восточные вазы, например, напомнят о трагической гибели Грибоедова, декор с элементами агитпропа ‑ об установлении Советской власти, авторские композиции ‑ об освоении нашей страной космоса… Показывают посетителям и «Страшный суд» Васнецова, и мозаику Фролова. Рассказывают об истории строительства и восстановления собора. О благотворительности Мальцовых, подаривших городу не только этот храм, но еще богадельню, школы и каменные дома для работников фабрики.
Впрочем, музей сейчас ‑ уже не просто музей. Это поистине главный и любимый культурный центр города. Здесь проходит Всероссийский хоровой фестиваль «Хрустальная лира», концерты и конкурсы исполнительского мастерства. Музей тесно сотрудничает с детской школой искусств. В выставочных залах идут образовательные программы, которые жители города начинают посещать, еще будучи детсадовцами. В стенах собора посвящают в первоклассники и студенты, вручаются дипломы с отличием. Именно в Музее хрусталя начинаются торжества в День города. Десять тысяч раз местные жители посещают музей в течение года.
- Условия и возможности этой постройки способствуют культурному росту нашего, к сожалению, глубоко провинциального города. Больших возможностей для культурного роста и развития наших детей у нас мало, хотя мы вроде бы и не так далеко от центра. А то, что именно Музей хрусталя в стенах собора аккумулирует лучшие творческие силы - это величайшее дело для нашего города. Это очень достойно, очень культурно. Потерять его мы не должны, не имеем права. Мы обедним свой город настолько, что потом будет просто сложно это восполнить, - убеждена замдиректора детской школы искусств Светлана Смирнова.
Градообразующий музей
Общественность горой стоит за музей еще и потому, что это символ прошлой счастливой жизни, когда город строился, завод гремел на всю страну и давал работу 8 тысячам человек. Сейчас на возрожденном заводе работают около 100 горожан. А вся слава и гордость многих поколений гусевчан ‑ в семейных преданиях и в музее.
- Есть предприятия градообразующие, а есть душеобразующие. Музей является для нашего города и тем, и другим, - поделилась своими ощущениями Лана Грязнова.
И возрождение завода, на которое так надеются в городе и области, без музея невозможно. Сейчас у печи трудится элитная бригада выдувальщиков из пяти человек, рассказал художник Владимир Касаткин. И все они ‑ люди в возрасте. И если шлифовщика можно подготовить за несколько месяцев, то на обучение выдувальщика, как раз и создающего произведения искусства, уходят годы, объясняет директор стекольного колледжа. Более того, далеко не каждый годится для этой профессии. Настоящий мастер ‑ это художник, выросший на лучших образцах творений своих предшественников. С этой точки зрения музей играет ведущую роль в проф-
ориентации гусевчан. Без него горожане быстро перестанут осознавать себя стеклоделами.
- Хрустальный завод сейчас существует, но жизнь там теплится. А история Гусь-Хрустального ‑ она сегодня здесь. Если ее растащить, то эта история тут же умрет, и тогда можно Гусь-Хрустальный переименовывать, - убежден архитектор Валерий Джигкаев.
Туризм или паломничество?
Сейчас Гусь-Хрустальный посещает 40 тысяч туристов в год. В последнее время турпоток только возрастает. Надо ли объяснять, что Музей хрусталя ‑ это главная и, пожалуй, единственная городская достопримечательность, ради которой, собственно, сюда и едут?
- Для меня и большинства людей событие этого музея ‑ в великолепном симбиозе здания с росписями Васнецова, великого русского художника, с проектом великого архитектора Бенуа и великолепным стеклом, которое здесь размещено. Поэтому сюда приезжают люди и восхищаются. И они - бесплатная реклама для Гусь-Хрустального. Раздели это все, это убьет и туризм, и музей, - уверен Джигкаев.
Если музея не будет, поедут ли в Гусь смотреть собор? При всех его достоинствах вряд ли, когда во Владимире - белокаменные шедевры XII века, причем куда более намоленные. В Георгиевском соборе, напомним, музей работает дольше, чем велась служба. Так что на паломничество рассчитывать не приходится.
Примечательно, что и местное духовенство, по словам представителей общественности, на передаче собора не настаивает. И пастве эту идею не внушает. Город живет в спокойной уверенности, что «этого не может быть, потому что не может быть никогда». Выходит, судьба памятника, а вместе с ним - и многих аспектов жизни города решается за пределами Гусь-Хрустального?
- Из истории известно, каким варварским способом произошла передача имущества из собственности церкви в собственность государства. Не хочется увидеть это во второй раз, - выразила общее мнение участников круглого стола представитель детской школы искусств Лана Грязнова.
11 февраля 2015 в 18:26
Храм? Или храм искусства и красоты?
Этим репортажем «ВВ» открывают серию статей, посвященных будущему Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном. Сейчас на очень высоком уровне решается вопрос, быть ему храмом Русской православной церкви или оставаться храмом искусства и красоты, то есть Музеем хрусталя. И вот мы изучаем общественное мнение. Ведь и то, и другое теоретически создается для людей. Поэтому главное, чтобы не ошибиться, ‑ понять желания самих гусевчан. Что им нужнее? Что нужнее всем нам?
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…