26 мая, 08:06
18 февраля 2015 в 18:04

Чудотворные обереги земли Владимирской

Веками от бед Владимирскую землю хранят древние христианские святыни ‑ кресты, иконы и мощи святых. Для православных их чудотворность неоспорима. Но и для не религиозных людей реликвии, хранящиеся сегодня во владимирских храмах и музеях, - бесценные свидетельства истории.

«Крест деревянный иль чугунный…»
Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике хранится поклонный крест XII века, некогда стоявший на стрелке рек Нерли и Клязьмы. Он ‑ ровесник всемирно известной церкви Покрова на Нерли.
Такие кресты устанавливались на подъездах (а реки в ту пору были главными транспортными магистралями) ко всем русским городам, чтобы охранять их от нечисти и врагов. Для путников крест был знаком, что город уже близко и время сделать последний привал для отдыха и молитвы.
В наши дни традиция возобновилась ‑ на том же месте по призыву настоятеля Свято-Троицкого храма протоиерея Евгения Боровских силами прихожан был установлен в 2001 году трехметровый стальной поклонный крест. С тех пор реки успели сильно подмыть отвесный берег, и два года назад крест навис над обрывом и его перенесли чуть глубже на сушу.
В Дмитриевском соборе хранят железный крест, который некогда украшал его купол. Грандиозный четырехметровый крест с просечным орнаментом был снят с главы собора и заменен в 2002 году новоделом.
Ключарь Владимирской Богоматери
Владимирская икона Божией Матери до 1480 года пребывала в Успенском соборе. Затем икона была окончательно перенесена в Москву.
По преданию, этот чудотворный образ написал сам евангелист Лука ‑ на доске стола, за которым состоялась Тайная вечеря. Но, по данным науки, это список (копия) первоначальной иконы, и он написан в Константинополе в XII веке. В 1155 году Андрей Боголюбский принес икону во Владимир, он же заказал для нее драгоценный оклад, в котором было только золота пять килограммов.
Еще один чудотворный образ Божией Матери, находившийся в Успенском соборе, ‑ Максимовская икона (1299 г.), написанная после видения Богоматери митрополиту Максиму. Это он перенес церковную столицу Руси из Киева во Владимир. В видении Божия Матерь вручила святителю омофор (богато украшенный наплечник ‑ часть богослужебного одеяния), который проснувшийся митрополит увидел на своих руках. Омофор этот хранился во владимирском Успенском соборе 112 лет.
В 1412 году, во время нашествия Орды, омофор был скрыт ключарем собора Патрикеем, замученным врагами. Он так и не открыл место, где спрятал драгоценную утварь, в том числе омофор митрополита Максима… Именно этот эпизод, снятый на месте древних событий, вошел в кинофильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев». В нем в глотку Патрикея, сыгранного Юрием Никулиным, вливают расплавленный металл.
Максимовская икона Богородицы ныне хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в Палатах.
Когда расступились стены
После взятия Владимира ордой хана Батыя захватчиками была разграблена ризница Успенского собора. Но, по преданию, самые ценные священные предметы были спасены чудесным образом ‑ когда враги уже врывались в подожженный ими храм, не прекращавший богослужения священник просто... вошел с драгоценной чашей в руках в глухую стену. И с тех пор его никто не видел. Современные охотники за сокровищами подозревают, что легенда имеет под собой реальную основу. Полагают, что в стенах Успенского храма действительно есть тайные ходы или ниша, где святыня хранится по сей день. В 1990-е годы было предпринято несколько попыток обнаружить тайник, в том числе с помощью модного метода биолокации. Но безуспешно, собор продолжает хранить свой древний клад.
Икона, к которой ездил первый Романов
Вязниковский список Казанской иконы Божией Матери - чудотворный образ, получивший название по месту чудесного его явления около 1623 года в Вязниковской слободе.
С 13 октября 1623 года ведется летопись чудес возле этой иконы. В тот день во время литургии получил исцеление дьячок Родион, страдавший душевными и телесными недугами, а во время молебна прозрела слепая на один глаз крестьянка Ксения Семенова. За 40 следующих лет было зафиксировано 270 исцелений. В 1640 году паломническую поездку к образу совершил первый царь из династии Романовых Михаил Феодорович. С начала XVIII века вязниковская икона приобрела общерусскую известность. Позже ежегодно совершался крестный ход в погост Никологорский по случаю избавления жителей его и 30 окрестных деревень от моровой язвы в 1771 году.
При большевиках собор в Вязниках разорили, но икона втайне была сохранена одной из прихожанок храма. В годы Великой Отечественной войны образ поместили в открывшемся в Вязниках Крестовоздвиженском храме, где он находится и сегодня.
Защитник нетленных мощей
Вскрытие мощей, устроенное в Успенском соборе Владимира большевиками в 1919 году, установило, что тело святого благоверного князя Глеба Андреевича, умершего в 1174 году, оказалось мягким и спустя века кожу можно было схватить пальцами: она отставала, как у живого. А святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу татары отсекли голову в бою в 1238 году. И при вскрытии мощей подтвердилось, что она приросла к телу, однако шейные позвонки были смещены и срослись неправильно. Вскрывавший мощи врач это подтвердил.
В день вскрытия расставили длинные столы, покрыв их церковными покровами, на которых расположили святые мощи. В ожидании народа владимирское духовенство установило в соборе дежурство по два человека, и первыми дежурили иеромонах Афанасий (Сахаров) и псаломщик Александр Потапов. Едва открылись двери, как он громко возгласил: «Благословен Бог наш...», а в ответ ему под сводами древнего собора разнеслось «Аминь!», и начался молебен владимирским угодникам. Входивший народ стал креститься, класть поклоны и ставить свечи у мощей. Таким образом, намеченное большевиками богохульство обратилось в торжественное богослужение…
Владыка Афанасий был погребен на старом Князь-Владимирском кладбище, куда, как говорили, за святой землицей «ездил весь православный СССР». Один из дьяконов, который поднимал его гроб для перезахоронения, рассказал мне, что видел, как на темени святого вдруг проступило изображение креста. Мощи священноисповедника Афанасия (Сахарова) ныне пребывают во Владимирском соборе мужского Богородице-Рождественского монастыря.

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации
о. Андрея Сидорова, к.б.н.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Самые теплые воспоминания - о мае 1945-го 9 мая в 18:01
Моя бабушка Анастасия Лаврентьевна Голова родилась в декабре 1915 года в селе Ляховицы Суздальского района Владимирской области. Во время войны она работала стрелочницей на железной дороге.
Дети войны: адреса доброты 8 мая в 09:00
83-летняя жительница Владимира Лидия Валентиновна Пелевина, пережившая в детстве блокаду Ленинграда, написала в редакцию «ВВ» письмо, в котором рассказала свою историю. И еще обратилась с просьбой. Из-за больных ног пожи…
Дети войны: истории и судьбы 7 мая в 13:24
Леночка родилась в конце 1940-го, в декабре. Но день рождения в детском доме ей назначили на октябрь. Внести ясность было некому. В личном деле девочки значилось: «Мать расстреляна карателями, отец - в рядах Красной Арми…

Орфографическая ошибка в тексте