25 февраля 2015 в 15:52

Ветеран Великой Отечественной войны Николай Гвоздев: «Наш полк бросали туда, где было трудно»

Владимирцу Николаю Кузьмичу Гвоздеву в начале февраля исполнился 91 год. Он - участник Великой Отечественной войны, офицер, подполковник запаса. Среди его наград - орден Красной Звезды (за бои под Ригой), орден Великой Отечественной войны II степени, 18 медалей, в том числе боевая «За взятие Кенигсберга». Есть грамоты и медали за участие в выставке ВДНХ и за успешные конструкторские разработки для тракторов и комбайнов - почти 40 лет он работал инженером на ведущих предприятиях Владимирской области.

Первое офицерское обмундирование
Родился Николай Гвоздев в деревне Ключики Тульской области в 1924 году. Кроме него в семье были две младшие сестры. Отца в 1941 году забрали на фронт, и погиб он в тот же первый год войны. Коля вместе с одноклассниками после 9 класса подал заявление в военкомат ‑ хотел пойти на фронт добровольцем.
- Но нам сказали: «Армии нужны офицеры. Кончайте 10 классов и приходите», - вспоминает Николай Кузьмич. - В 1942 году я получил документ о среднем образовании, а еще через день - повестку. Человек десять вместе со мной отправили в Тамбовское артиллерийское военно-техническое училище. Полгода ‑ учеба, а потом еще три месяца осваивал артиллерийские установки. Присвоили лейтенантское звание, но беднота была такая, что обмундирования не выдали. Дали только серые в полоску брюки, как у гражданских, на ноги - старые ботинки и обмотки... Приехал в часть в Подмосковье. На четвертый день попался на глаза командиру полка. «Это что еще за чучело?!» - прикрикнул он. Я представился. Комполка отдал приказ капитану, чтобы через два часа выдать обмундирование как положено офицеру. Выдали «по полной» - форму и вместо обмоток сапоги - их я надел впервые. Оказалось, ходить в сапогах намного удобнее.
«На войне
все страшно»

- Наш самоходный полк был резервным в составе главного командования. Его бросали туда, где было трудно, - рассказывает ветеран. - Как командир взвода по боепитанию, я обязан был обеспечивать полк боеприпасами и следить за исправностью всего вооружения. В распоряжении - 18 танков-самоходок, стрелковое оружие, автоматы, пистолеты.
Лейтенанту Гвоздеву довелось воевать на четырех фронтах. На Западном участвовал в боях под городом Дорогобуж Смоленской области, где советские войска понесли серьезные потери. В составе 2-го Украинского фронта сражался под румынским городом Яссы. С 1-м Белорусским воевал под Оршей. В 1945 году попал в танковый полк на 3-й Прибалтийский фронт - участвовал во взятии Кенигсберга.
- В 1944 году попал в госпиталь - не по ранению, а с сильным воспалением легких. Помню, встал в строй - чувствую, еле на ногах держусь. Отпросился в медсанчасть. А командир мне вслед проворчал: «На койке-то легче лежать, чем воевать». Фельдшер температуру измерил - 41 градус, - рассказывает Николай Кузьмич. - Что меня хранило от смерти и ранений? Не было ни иконки, ни крестика - все мы были тогда безбожниками. Лишь однажды, когда во время задания попали под страшную бомбежку, я разок взмолился: «Господи, помилуй!» На войне все страшно - это же война. Сейчас вот выйду из дома - холодно. И думаю: а как же я на фронте переносил холода? Хорошо если располагались в лесу - можно было как-то утеплиться, веток наломать. А если в землянке обледенелой...
Уже после Победы полк, где служил Николай Гвоздев, перебросили в Западную Украину под Ровно - для борьбы с бандеровцами.
- Танки у нас тогда сильные были - ИС, «Иосиф Сталин», - вспоминает ветеран. - Стояли в селе с полгода. На нас самих нападений не было. Однако перед отправкой домой два наших офицера поехали прощаться с девушками и не вернулись - как выяснилось, их застрелили бандеровцы...
Инженер-конструктор - мирная профессия
После демобилизации в 1946 году Николай Гвоздев поступил в Московский автомеханический институт. После окончания оставляли в НИИ. Однако из-за небольшой зарплаты и отсутствия общежития отказался остаться в столице.
Во время распределения с нашим героем случилась анекдотичная ситуация, которая решила его судьбу. Во время учебы он сдружился с Петром, фронтовиком, оставшимся после войны одноногим. Договорились, что вместе поедут по распределению.
- Выходит друг. «Куда направили, Петька?» - спрашиваю его. «В Петропавловск-Камчатский», - отвечает. На комиссии по распределению меня спрашивают: «Есть у вас самого пожелания - куда хотите?» А я и отвечаю: «Вместе с моим товарищем - в Петропавловск-Камчатский». «Направить не можем! Туда только одно место», - сказали в комиссии. Тогда мне и предложили сначала Московский НИИ, а потом Владимирский тракторный завод. Так я попал во Владимир. Проработал два года в отделе главного конструктора старшим инженером.
Потом Николаю Гвоздеву пришлось откликнуться на партийный призыв: «Поможем сельскому хозяйству городскими инженерами».
- Я далек был от сельского хозяйства. Попытался объяснить это первому секретарю обкома. Однако когда я рассказал, что закончил конструкторский тракторный факультет, то окончательно подписал себе направление на село. «Так тракторный же! Кого посылать, как не тебя?!» - ответил мне партийный начальник. И назначили меня главным инженером Киржачской МТС, где я проработал семь лет. В хозяйстве были штук 50 тракторов, 20 комбайнов, сеялки, веялки...
После выполненной миссии Николай Кузьмич вернулся во Владимир. Работал сначала директором ремонтно-механического завода, потом начальником цеха на ВЭМЗе, а после организации НИКТИДа закрепился там. 27 лет трудился заведующим отделом, занимался вопросом повышения надежности двигателей для тракторов и комбайнов. За успешные конструкторские разработки его не раз награждали грамотами, в том числе и министерскими, а также медалью ВДНХ.
Юмор и правнуки - эликсир здоровья
Николай Кузьмич всю жизнь собирает анекдоты и афоризмы, любит читать и цитировать изречения мудрецов.
- Все хотят дожить до глубокой старости, а как доживут, то ее же и ругают, - улыбаясь, говорит он. - Иногда думаю: если б отмотать назад десятка три годков, сколько можно было бы еще полезного сделать, сколько книг интересных прочитать...
Николай Кузьмич живо интересуется всем происходящим в мире и, конечно, следит за событиями на Украине, где в далекие годы ему приходилось противостоять бандеровцам.
- С сочувствием отношусь к украинскому народу и с возмущением к киевским властям, - высказывает он свою позицию.
Николай Кузьмич всегда поддерживал себя в хорошей физической форме, до 84 лет работал на даче, и сейчас его удручает, что вместо серьезной зарядки он может делать лишь упражнения лежа.
Вести хозяйство помогают сын и невестка. Дочка живет в Подмосковье. А супруга Наталья Ивановна умерла три года назад. Вместе Гвоздевы прожили 56 лет, детей на ноги подняли, делили и горести, и радости.
- Я тяжело переживал уход жены, - вздыхает Николай Кузьмич. ‑ Но жизнь продолжается ‑ в наших детях, внуках - у меня их четверо и столько же правнуков. Хочется, чтобы они жили в мире, а о такой страшной войне, что на нашу долю пришлась, знали только по воспоминаниям ветеранов.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
сегодня в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…