За примером ‑ в торговые центры
В наши дни в России, и во Владимире в частности, стало больше примеров уважительного отношения к гражданам. Однако чаще всего их демонстрируют крупные магазины, построенные по иностранным стандартам. Зато уже на подходе к городской поликлинике, уворачиваясь от подъезжающих к крыльцу машин и балансируя по ледяным колдобинам, невольно подумаешь, что вон та хромающая бабуля и этот почти слепой старичок буквально рискуют жизнью во время каждого похода к врачу. А как, интересно, на прием попадают инвалиды? Государственные учреждения гораздо менее коммерческих структур удобны для пожилых и больных людей, хотя по идее должны, наоборот, быть «золотым стандартом».
За повышение качества и доступности госуслуг уже не первый год выступает Общероссийский народный фронт. Полгода назад эта организация начала работать с бюро медико-социальной экспертизы по всей стране. Активисты в разных регионах России побывали в учреждениях, которые присваивают больным статус инвалида. Еще летом Главному бюро МСЭ по Владимирской области общественниками были выданы рекомендации. 17 февраля ОНФ провел очередной рейд «За доступную медико-социальную экспертизу» с целью посмотреть: а что изменилось?
Лестница без перил
Итак, у входа в Главное бюро МСЭ по Владимирской области (проспект Ленина, 53) журналистов встретили председатель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов Михаил Осокин и зампред ассоциации родителей детей-инвалидов «Свет» Юрий Кац. На первый взгляд, в здание МСЭ ведет вполне приличная лестница, снабженная удобным, на наш взгляд, пандусом, что примечательно, расчищенным от снега. Но эксперты, знающие о проблемах инвалидов не понаслышке, сразу замечают барьеры. Они возникают перед больным человеком уже на подходе.
Парковка у здания вроде бы есть, но на самом деле для инвалидов она мало пригодна. Во-первых, потому что это не отгороженная от дороги площадка, а всего лишь карманы по бокам улицы с довольно оживленным движением. Во-вторых, она буквально забита транспортом, и даже если машина втиснется в стройный ряд припаркованных авто, инвалида с коляской или даже на костылях выгрузить оттуда будет проблематично. А потом человеку, имеющему проблемы с передвижением, предстоит еще проделать довольно опасный путь через дорогу ко входу в учреждение.
Само крыльцо ‑ это лестница без перил и настоящая ловушка для слабовидящих. По-хорошему, объясняет Михаил Осокин, перед ступенями должны быть рельефные плитки, предупреждающие слепого человека об опасности. Тогда он тростью сможет нащупать ступени. Для таких людей еще нужен звуковой маячок, который давал бы им представление, в каком направлении нужно двигаться. Иными словами, из дверей должна доноситься хотя бы музыка. И ведь повесить над входом динамик, транслирующий радиопередачу, ‑ не проблема... Для слабовидящих людей полезны были бы контрастные обозначения ступеней.
Далее ‑ таблички на входе. Эта важная информация зачем-то раскидана по фасаду. И чтобы понять, туда ли он пришел, инвалиду надо «побегать» по верхней площадке лестницы. Простое решение - повесить таблички одну над другой ‑ значительно облегчило бы жизнь маломобильным и слабовидящим посетителям.
Следующий барьер ‑ это дверь, слишком узкая для инвалида-колясочника, для детской коляски, да и просто для человека с лишним весом. Чтобы попасть внутрь, таким посетителям требуется открыть вторую створку. А теперь представьте себе, как это сделает тот же колясочник, если шпингалеты находятся с внутренней стороны. Понятно, что инвалид может дождаться прохожего и попросить о помощи.
- Однако, когда мы говорим о доступной среде, мы имеем в виду, что человек может все свои проблемы решать самостоятельно, - объясняет Михаил Осокин.
Дверь на самом деле на полметра уже, чем требуют нормативы. Причем это не советское наследие, как можно было бы подумать, а вполне современные пластиковые стеклопакеты. Заказать для того же дверного проема асимметричные створки, чтобы одна из них соответствовала стандарту, никто, видимо, не додумался.
А что внутри?
За дверью ‑ просторный холл, в котором не так просто сразу сориентироваться. Выручают ярко-желтого цвета информационные стенды, дизайн которых в регионы был «спущен» министерством. Однако прочесть на них что-либо трудно даже не инвалиду, поскольку шрифт объявлений мелкий, а подойти вплотную нельзя ‑ мешает пеленальный столик. Для него в огромном вестибюле другого места почему-то не нашлось. Между тем для таких учреждений давно изобретены электронные стойки информации, которые расскажут все, что нужно, даже слепым.
Коридор и двери кабинетов выдержаны в пастельных тонах, поэтому слабовидящий человек в нужную дверь рискует просто не попасть с первого раза. Для слепых внутри бюро МСЭ и вовсе нет никаких вспомогательных приспособлений, хотя пребывание здесь им бы значительно облегчили рельефные таблички на дверях или надписи шрифтом Брайля. А еще, считает Михаил Осокин, нужна «дорожка», которая обозначит для незрячих безопасную траекторию движения по коридору, чтобы они не натыкались на предметы, на ожидающих своей очереди пациентов и чтобы их не ударила внезапно открывшаяся дверь. Технически сделать это несложно, но практически прекрасную идею не позволяет реализовать недостаточная ширина коридора.
Больше всего нареканий экспертов вызвал туалет, которым многие инвалиды воспользоваться просто не смогут. Первое препятствие - это порог высотой 13 см на входе, о который могут споткнуться и вполне здоровые люди. Внутри тесно настолько, что инвалидную коляску если и удастся протиснуть в узкий дверной проем, то развернуть просто нереально. И, как и следовало ожидать, поручни и вспомогательные приспособления тоже отсутствуют. Посетителю даже клюшку некуда там прислонить. Между тем приспособить это помещение для людей с ограниченными возможностями, а именно они и составляют костяк посетителей бюро МСЭ, элементарно. Достаточно лишь убрать несколько лишних перегородок, выровнять пол и навинтить на стены специально разработанные для таких объектов держатели.
- Поймите, то, что удобно инвалидам, всем остальным - тоже удобно, - говорит Юрий Кац.
И вот тут я поняла, почему американские города показались мне двадцать лет назад такими «эргономичными» - да потому что они обустроены так, чтобы в них было комфортно даже самым уязвимым категориям граждан.
Как доказал нам Михаил Осокин, кстати, сертифицированный по международным стандартам эксперт в этой сфере, сделать госучреждения доступными для инвалидов ‑ задача не столь уж трудная. Преобразования среды не требуют очень больших затрат, главное в этом деле ‑ здравый смысл и гуманизм.
26 февраля 2015 в 17:55
Возможности, ограниченные чиновниками
Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Когда я впервые попала в США двадцать лет тому назад, то была поражена мудростью устройства городской среды, которая буквально сквозила человеколюбием. Детали, упрощающие жизнь как маломобильным, так и вполне здоровым людям, были не всегда заметны, но окружающее пространство казалось непривычно удобным и безопасным. Но самым удивительным было наличие в любом магазине, учреждении, на производстве, даже рейсовом автобусе специальных приспособлений для инвалидов. Широкие парковки, поручни, пандусы и даже отдельные кабинки в общественных туалетах тогда произвели на меня сильное впечатление ‑ у нас в городе в то время из всего этого набора были только перила вокруг дома для слепых да единственный светофор со звуковым сигналом.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…