11 марта 2015 в 17:55

Начальник УФМС по Владимирской области Андрей Григорьев: «Для всех хорошим быть не могу»

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Так уж у нас повелось - миграционная политика всегда в фокусе общественного внимания. Причин этому много - от экономических до социокультурных. Пример толерантной Европы, вкусившей плоды либерального отношения к мигрантам из стран с принципиально иными традициями, не вдохновляет. Но и спрятаться за «железным занавесом» в нашем веке уже не удастся ‑ люди все настойчивее ищут, где лучше, и границы государств для них вовсе не являются непреодолимым препятствием. В мирное ли русло будет направлен поток мигрантов, зависит не только от грамотно составленного свода законов. В миграционных вопросах, как нигде, важен человеческий фактор ‑ кто эти законы претворяет в жизнь? Сегодня гость «ВВ» - «главный по мигрантам» региона-33 Андрей Григорьев, возглавивший управление Федеральной миграционной службы по Владимирской области чуть меньше года назад.

- Андрей Геннадьевич, вы по роду своей деятельности каждый день сталкиваетесь с людьми, решившими сменить место жительства. А лично к вам применимы слова «где родился ‑ там и пригодился»?
- Вполне. Я родился во Владимире, здесь окончил школу, перед армией пошел работать слесарем на владимирский завод «Точмаш», отсюда призывался в ряды Вооруженных Сил. После армии вернулся в родной город, пошел в милицию работать ‑ сначала в уголовный розыск, затем в отдел по борьбе с организованной преступностью. Служил до 2008 года, пока не расформировали УБОП. Потом перешел в миграционную службу. Я не перелетная птица, я ‑ оседлый. На одном месте долго работаю и место жительства ни разу не менял. У меня никогда не было такой потребности.
- Оперативная работа в милиции кардинально отличается от той деятельности, которой вы сегодня занимаетесь. Сложно было адаптироваться?
- По скорости работы оперативная и административная отличаются, как реактивный самолет и танк. Но мне везло. В милиции я попал в очень хороший коллектив, где было сильное наставничество, и в УФМС - тоже. У нас слаженная команда, разновозрастная - от 20 до 55, с разным жизненным и профессиональным опытом. Не могу сказать, что работа легкая - объем большой и с годами становится все больше. Я подсчитал, что за последние пять лет нагрузка на одного сотрудника возросла почти в семь раз. Все это на фоне сокращения штата ‑ в этом году 10% сотрудников сократим. Но справляемся. Кстати, милицейский опыт мне помогает.
- Российское миграционное законодательство слишком часто претерпевает изменения.
- Изменения миграционного законодательства происходят не просто так, по чьей-то прихоти ‑ их диктует жизнь. Миграционное законодательство адекватно сегодняшнему дню, учитывает те политические и экономические процессы, которые происходят сегодня. С этого года, кстати, появилось очень много новшеств для иностранцев, например, в отношении оформления патента.
- Как бы ни возмущались противники притока трудовых мигрантов в страну и регион, но деньги, которые они отдают за патент, идут в бюджет области. Насколько впечатляют цифры?
- В прошлом году патенты принесли в областной бюджет 166 млн рублей. Собственные расходы службы гораздо меньше, а в этом году финансирование будет еще более скромным. Замечу, новая патентная система привела к тому, что приток трудовых мигрантов снизился. Это не значит, что мы стали более закрытой страной, это говорит лишь о том, что в вопросе трудовой миграции начали наводить порядок. России и ее гражданам такой подход выгоден. Например, по новым нормам в миграционной карте иностранец должен обязательно указать, с какой целью он приехал в Россию - по частному направлению (приглашению ‑ для граждан визовых стран), для работы или туризма. Если не указано, что приехал работать ‑ патент не выдаем.
- А как вы сами к мигрантам относитесь?
- Я не расист, не националист. Относиться можно к конкретному человеку, а его статус ‑ гражданин он или мигрант - для меня вторичен. Главное, чтобы человек был хороший, чтобы уважал те традиции, которые формировались у нас веками. И тогда в ответ он должен получить уважение. Иностранец он везде иностранец, до тех пор пока не получит гражданство. Если мы с вами переедем в другую страну, разве мы станем от этого хуже или лучше?
- С какими проблемами к вам как к руководителю УФМС идут люди?
- В основном с вопросами оформления гражданства. Российские граждане обращаются редко. И это, я считаю, положительный момент ‑ значит, система работает, жители области получают необходимую им информацию на территориальном уровне. Хотя я открыт для общения - веду прием населения каждый вторник. Бывают, конечно, и почти анекдотичные случаи. Приходит ко мне на прием один родитель: «Хочу сделать ребенку биометрический загранпаспорт на 10 лет». Спрашиваю: в чем проблема? Оказывается, ребенку всего год. Пришлось потратить время на уговоры. Мы окажем услугу, оформим паспорт, но узнают ли этого малыша на границе через 10 лет?
- Часто ли вам приходится разбирать жалобы на подчиненных?
- За прошлый год жалоб на сотрудников стало в три раза меньше. Наша функция ‑ оказывать государственные услуги качественно и в сроки, строго установленные законом. Чтобы это делать, меняем логистику работы, пытаемся победить очереди. В прошлом году очереди за патентами были чуть ли не километровые. Сейчас открыли патентный центр ‑ пока в тестовом режиме. Раньше принимали по 50-60 человек, сейчас по 120 в день. Хотя теперь иностранец приносит не три документа, а 25, и все их нужно проверить перед тем, как выдать патент. Отдел трудовой миграции переезжает на Вокзальную, и разгрузится место для приема россиян. Наши граждане не должны испытывать негативные эмоции после посещения УФМС. И сотрудникам должно быть комфортно, чтобы они на работу шли не с унынием, а с улыбкой. Поэтому очень важно, чтобы условия соответствовали. Мы, наверное, единственная служба, не имеющая своего помещения для регионального управления - здание на Большой Нижегородской принадлежит МВД. Этот вопрос не сдвигался с мертвой точки годами. И только благодаря нашему губернатору Светлане Юрьевне удалось получить земельный участок на Добросельской под строительство здания управления.
- Вы прислушиваетесь к чужому мнению? Например, своих коллег.
- Прислушиваюсь, но не надо забывать, что половина личного состава - люди в погонах. И принцип единоначалия у нас никто не отменял. Естественно, если я как начальник что-то говорю, то должен отвечать за свои слова и поступки. Для всех хорошим быть не могу, но субъективного отношения к сотрудникам не допускаю, оцениваю их по профессиональным качествам. За своего сотрудника я буду заступаться, пока не будет объективных доказательств его ошибки, проступка.
- Как вы отдыхаете? Чем наполнена ваша неслужебная жизнь?
- Выходные я посвящаю семье. Сейчас начнется период садов-огородов. Теща скажет: «Копай отсюда и до заката», буду копать…
- Вы такой образцово-показательный зять?
- Не знаю, но я с почтением отношусь и к своим родителям, и к родителям жены. Я свою супругу знаю уже 30 лет - мы жили в соседних домах, ходили в одну школу, в браке уже 23 года. И за это время я ничего плохого не видел со стороны ее родителей. Они работяги, труженики ‑ всю жизнь на заводе проработали, хорошие люди.
Для меня семья в приоритете ‑ уважаю родителей, обожаю свою жену, люблю дочь. Я за них буду бороться при любых обстоятельствах. Это понимание пришло с годами. Когда работал в милиции, я не видел, как растет моя дочь, и об этом здорово сожалею. Иногда ведь уходил утром на работу и возвращался только через двое суток. А раньше ведь и сотовых не было. Моя говорила: «Я не знаю, что с тобой». Отвечал: «Не волнуйся, о плохом сообщат». Это все в корне неправильно - рабочие проблемы не должны влиять на жизнь семьи. Сейчас я не делю себя между семьей и работой. Везде отдаюсь полностью, но работу на дом не беру. С шести вечера до начала рабочего дня ‑ я отец и муж.
- Хобби есть?
- Люблю порыбачить. Палаточка, свежий воздух, речка, лес. Закинул удочку, поймал рыбку, ушицу сварил. Это настоящий отдых! Ягоды собирать не люблю, а за грибами даже на Север могу махнуть. Люблю готовить. В основном мясные блюда, могу и торт испечь, блины делаю. Готовлю, наверное, через день. Я за готовкой тоже отдыхаю. Люблю на машине ездить, но не устраиваю гонки на трассе. Скорость не важна в пути, главное - сам путь, а если опаздываешь - выходи из дома пораньше.
- Кстати, на дороге бывают разные ситуации. Не секрет, что «корочки» начальника иногда очень помогают водителю…
- Я правил не нарушаю, мне махать удостоверением перед инспектором ГИБДД надобности нет. А служебное удостоверение у меня как новое, потому что пользуюсь им редко. Зачем на каждом углу кричать, что ты такой важный? Есть грань, которую переступать нельзя, и не потому, что накажут за превышение полномочий. Просто репутация дорога. Меня этому отец учил. Он 25 лет был участковым, и его до сих пор люди вспоминают с уважением. Уважают же не за должность!

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
13 минут назад Владимирский кукольный театр отмечает юбилей: 55 лет!
История областного театра кукол — это история развития детского театрального искусства во Владимирской области. 55 лет театр погружает юных зрителей в волшебный мир народных сказок, фольклора, классической литературы. За…
43 минуты назад Во Владимире обсудили, как противодействовать терроризму и экстремизму среди молодежи
22 ноября во Владимирском институте развития образования завершилась трехдневная областная конференция «Безопасный регион», посвященная противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи. В…