11 марта 2015 в 18:28

Секреты фирмы

Владимирскому научно-исследовательскому проектно-конструкторскому и технологическому институту электромашиностроения 15 марта исполняется 50 лет. В начале своей биографии НИПТИЭМ имел статус всесоюзного, но и в постсоветские времена своих позиций не растерял: сегодня это ведущий российский институт в области низковольтного электромашиностроения. Среди партнеров ОАО «НИПТИЭМ» - мощные госкорпорации (Росатом, «РЖД»), предприятия военно-промышленного комплекса, крупные машиностроительные производства. В чем секрет полувекового бренда? Искать ответ на этот вопрос журналисты «Владимирских ведомостей» отправились в коллектив-юбиляр.

Генераторы идей
Здесь уже давно нет кульманов и ватманов. В конструкторско-исследовательском отделе ОАО «НИПТИЭМ» 16 человек ‑ конструкторы, расчетчики, научные сотрудники. Их основной инструмент сегодня ‑ компьютер. 3D-проектирование электрических машин позволяет создать целостное представление о будущем изделии ‑ на экране его можно увидеть во всех подробностях, в объеме и в разных сечениях.
В кабинете конструкторского бюро светло, просторно. На мониторах мелькают цветные изображения ‑ дилетанту не понять, а специалисты видят за ними реальные узлы новых разработок. Уюта добавляют цветы, а долю юмора в серьезную работу привносят выдержки из правил студентов Гарвардского университета и распечатка песни-переделки «Ты кто такой? Давай техзаданье!», соседствующие на стендах с чертежами, схемами и расчетами.
Андрей Михайлович Зайцев, главный конструктор общепромышленных серий и регулируемых электродвигателей, работает в институте с 1976 года.
- Наш первый директор Виктор Михайлович Петров направил меня, молодого специалиста, в отдел перспективных разработок. Результаты некоторых работ этого отдела легли в основу нескольких диссертаций. Очень интересное было время, научная мысль бурлила, проводились всесоюзные и международные конференции! Многие публикации того периода начинались так: «40% электроэнергии в СССР потребляют асинхронные электродвигатели». Образно говоря, если электричество - кровь промышленности, то электрические асинхронные машины ‑ ее мускулы. Нет ни одного производства без них. Получается, что мы не только двигатели создаем - мы двигаем промышленность.
Двигать вперед промышленность и вносить свой вклад в развитие электротехники НИПТИЭМ стал практически с момента своего образования. Артем Эмануилович Кравчик, главный конструктор института, предложил вместе с коллегами «владимирскую шкалу» - новую увязку присоединительных размеров двигателей с их мощностью. Она стала основой для создания единых серий асинхронных двигателей не только в СССР, но и в странах бывшего СЭВ.
Артем Эмануилович, один из наиболее авторитетных отечественных специалистов по расчету и проектированию асинхронных двигателей, заложил в институте современные основы их создания. Под его руководством разрабатывались и внедрялись в серийное производство двигатели всесоюзных серий 4А, 4АМ и международной серии АИ. Серия 4А была отмечена Государственной премией СССР и многочисленными дипломами всесоюзных и международных выставок. Двигатели, разработанные во Владимире, производились по всей стране ‑ в Ереване, Таллине, Баку, Новой Каховке…
После распада Советского Союза производственная цепочка была разорвана, но институт и его научный потенциал все-таки удалось сохранить.
- Сейчас на просторах бывшего СССР аналога НИПТИЭМу по-прежнему нет, - продолжает Андрей Михайлович. ‑ Да, институт стал меньше, произошла смена поколений, но школа - владимирская школа электротехники - осталась. Мы участвуем в научно-практических конференциях, интерес к нашим работам со стороны электротехнической общественности постоянный. В отделе шесть кандидатов технических наук. У нас нет второстепенных сотрудников ‑ все задействованы во всех проектах, результат в равной степени зависит от каждого.
Масштабные проекты
Пока Андрей Михайлович рассказывает об истории и сегодняшнем потенциале института, за его спиной два молодых, но уже опытных конструктора ‑ кандидаты наук Сергей Журавлев и Михаил Драгомиров - что-то эмоционально обсуждают. Перед ними на экране - 3D-модель. До нас доносятся лишь незнакомые термины и обрывки фраз: «А если так сделать?», «При таком решении эффект будет больше». Как поясняет Андрей Михайлович, работа идет над вентиляционным узлом одной из новых машин. Заказчик - организация ВПК.
На «оборонку» владимирские специалисты работают в последнее время часто, что уже само по себе говорит об их высоком профессионализме ‑ военные очень придирчиво выбирают тех, кому будет доверен заказ.
Новое направление работы института ‑ судовая электромеханика, а самый значимый и масштабный проект в этой сфере ‑ разработка двух основных турбогенераторов и трех гребных асинхронных двигателей для ледокола «Арктика». Этот атомоход будет бороздить глубокие арктические воды с толщиной льда почти до трех метров и мелководные участки полярных рек, обеспечивая круглогодичную навигацию на всем протяжении Северного морского пути.
Широкие возможности обещает и внедрение гибридных силовых установок и электромеханических трансмиссий, разработку которых институт начал одним из первых в России.
Гибриды, несомненно, займут солидную часть авторынка уже в ближайшем будущем. И дело вовсе не в моде на высокотехнологичную экзотику. Цены на бензин и дизельное топливо постоянно растут, энергоресурсы истощаются, нормы токсичности выхлопных газов становятся все более жесткими. А преимущества гибридного привода, который объединяет два преобразователя энергии ‑ двигатель внутреннего сгорания и электрическую машину, ‑ уже сейчас заключаются в значительном (до 35 процентов) сокращении расхода топлива и почти десятикратном снижении уровня вредных выбросов в атмосферу.
Одной из самых перспективных областей внедрения гибридных технологий считаются трансмиссии автобусов. Разработка, выполненная специалистами НИПТИЭМ в сотрудничестве с другими предприятиями концерна «Русэлпром», не имеет отечественных аналогов и отличается не только высокой эффективностью и надежностью, но и вполне доступной ценой, поскольку в гибридной установке применены электрические машины собственного производства.
В числе других, по-настоящему прорывных проектов института ‑ комплекты тягового оборудования для троллейбусов, трамваев, вагонов метро, тракторов, самосвалов и прочей транспортной техники. Некоторые из них уже реализованы и удостоены высших наград престижных специализированных выставок.
Две разработки ОАО «НИПТИЭМ» включены в список 50 лучших российских инновационных проектов. Это энергосберегающие двигатели серии 7AVE и гибридный привод городского автобуса, уже получивший общественное признание на Международном автотранспортном форуме. Концерн «Русэлпром», объединяющий ведущих отечественных производителей электротехники, в том числе группу компаний ВЭМЗ и НИПТИЭМ, становился лауреатом национальной премии «Компания года» в номинации «Инновационный лидер». Этой престижной награды «Русэл­пром» был удостоен за разработку и реализацию высокотехнологичных решений в области энергомашиностроения. Все инновации, высоко оцененные экспертной комиссией, созданы, испытаны и производятся на владимирских предприятиях концерна. В том числе уникальная электротрансмиссия для сельскохозяйственного трактора (которая незадолго до этого получила серебряную медаль на Ганноверской международной выставке). Сразу две разработки института - лифтовый привод с безредукторной лебедкой и тяговый асинхронный двигатель для привода вагонов метрополитена - отмечены знаком качества «Владимирская марка».
Расчет -
дело тонкое

Андрей Михайлович советует нам побеседовать с расчетчиком Алексеем Захаровым: «Умнейший человек! Такой глубины знаний электротехники, как у него, я давно не встречал. По-моему, не существует электрической машины, которую он не мог бы рассчитать».
Вопреки нашим опасениям, о своей работе, как и о сложных физических процессах, Алексей рассказывает доступно и увлекательно ‑ сразу виден педагогический опыт. Кстати, не только он, но и другие сотрудники НИПТИЭМа преподают во Владимирском университете.
Кандидат технических наук Захаров - реалист:
- Кому сегодня интересны электрические машины? Многие ведь и не знают, что в это понятие входит. Недавно смотрел телесюжет о Е-мобиле. Зрители наверняка были в восторге, а ведь при ближайшем рассмотрении эта разработка - не более чем шарлатанство. Предложенное решение известно давно, еще с 70-х годов прошлого века. Это, к сожалению, распространенная практика ‑ достать что-то из бабушкиного сундука и запатентовать вторично. Для НИПТИЭМа такое неприемлемо, все наши разработки ‑ оригинальные и реально работающие. Вообще, здесь очень интересно. Я не знаю другого места, где можно поработать над такими сложными задачами. НАСА, может быть? Во Владимире точно нет, да и в России еще поискать.
От изобретения до внедрения
Из конструкторского отдела отправляемся на производственную площадку. Опытное производство - своего рода полигон инновационных решений. Здесь изготавливают единичные экземпляры уникальных машин и мелкие серии специальных электродвигателей. Нашим экскурсоводом будет ведущий специалист по научным исследованиям и опытно-конструкторским работам Михаил Драгомиров.
- В опытном производстве трудятся около ста человек ‑ обмотчики, механики, токари, фрезеровщики, сборщики... В институте ценят рабочих с золотыми руками и золотыми головами. Эти люди всегда открыты для нового, они - первейшие помощники конструктора. Ведь мало придумать ‑ важно грамотно реализовать… А вот, кстати, такой человек - Роман Никитин.
- Я занимаюсь слесарной обработкой, разметкой деталей и сборкой новых электродвигателей. Делаем спецмашины, а не серии, это значит, и сложность изготовления деталей совсем другая, - рассказывает Роман. - Но нестандартное всегда интереснее.
Мы продолжаем свою экскурсию. Цех шумит, работа кипит вовсю. Возле печи (температура - 307 градусов!) остывает статор двигателя с запрессованным сердечником и обмоткой. На поддонах - свежевыкрашенные двигатели и уже готовая к отправке продукция.
- Идею надо отработать в чертеже, затем чертеж отправляется в цех для изготовления. Собранная машина проходит электрические испытания и испытания на климатические и механические воздействия: тепло, холод, вибрацию, - проводит ликбез Драгомиров, пока мы идем в лабораторию, специализирующуюся на наладке и испытаниях электроприводов.
Новая лаборатория укомплектована современным оборудованием, не только покупным, но и специально изготовленным в институте.
- Первоначально наша работа была ориентирована на тяговую тематику ‑ приводы для различных видов транспорта, сейчас диапазон гораздо шире, - поясняет Роман Родионов, начальник лаборатории.
В это время инженер-программист Николай Глебов отлаживает тракторный комплект, фиксирует и обрабатывает результаты испытаний. Машины, установленные на стенде, имитируют работу двигателя внутреннего сгорания и нагрузку. Сопровождающие говорят: «Надо представить, что это ‑ трактор, работающий в полевых условиях».
В соседней лаборатории идут электрические испытания. За этот участок отвечает молодой специалист Алексей Галдин. После окончания Ивановского энергоуниверситета он приехал во Владимир, чтобы работать именно в НИПТИЭМе. Так же, как и Евгений Сычев, начальник участка производства электрических шкафов управления.
- Самое главное ощущение от работы (наверное, не только у меня, а у большинства сотрудников института) - мы приносим пользу людям, - говорит Евгений. - Нашу продукцию используют в разных отраслях ‑ в ЖКХ, «нефтянке», строительстве, в промышленности и сельском хозяйстве... Вот сейчас есть заказ: разрабатываем шкафы управления для волновых гидроэлектростанций. Разве это не интересно? Когда я рассказываю своим однокурсникам, чем занимается НИПТИЭМ, они завидуют. Что еще важно - здесь есть ощущение традиции, школы. В общем, 50 лет точно пошли на пользу!

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 13:56 В Суздальском районе представили «арсенал» для борьбы с борщевиком
Уже не первый год во Владимирской области, да и по всей России, идет планомерная борьба с борщевиком Сосновского. И вот в мае, в начале нового сезона противостояния этому опасному сорняку, на поле одного из хозяйств Сузд…
вчера в 11:30 Памяти Евгения Борисовича Лимонова
10 лет назад, 25 мая 2014 года, после тяжелой болезни ушел из жизни Евгений Борисович Лимонов. С 1997 года по 2014 год он являлся президентом Торгово-промышленной палаты Владимирской области и на долгие годы определил ос…