23 марта 2015 в 17:15

«Как жили мы борясь...» «Молодая гвардия» на владимирской сцене

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА.
Во Владимирском академическом драматическом театре при полном аншлаге (даже балкон был «забит» до отказа) прошла премьера «Молодой гвардии» в постановке уже известного в нашем городе режиссера Владимира Кузнецова. По окончании спектакля зрители искупали труппу в продолжительных овациях.

Заслуженно ли? Безусловно. Все в этом спектакле трогательно и, что называется, «в струю» наших патриотических настроений. Хотя лично меня покоробило начало: там режиссер не удержался от «вставки» эпизода на современную украинскую тематику. И предупреждаю: это начало покоробит всех, кто, как и я, уже смертельно устал от новостей о проблемах на Украине и аналитики о причинах этих проблем. Впрочем, даже я понимаю, что аналогия оправданна: реальная «Молодая гвардия» действовала в УССР, а фашизм всегда фашизм ‑ и жаль, словно говорит режиссер, что выводы из исторических трагедий способны делать не все.
Отдельных комплиментов заслуживает работа Татьяны Видановой ‑ сценографа и костюмера этого спектакля. Она просто мастер: сумела в рамках имеющегося бюджета и одной сцены создать проселочную дорогу, сам Краснодон, деревенское ДК, место, где собираются подпольщики, а затем и фашистские казематы... Отличные декорации, продуманный свет. А насколько аутентичными выглядят костюмы персонажей! Все ‑ от формы захватчиков до трогательных довоенных платьиц и белых носочков под босоножки у девушек. Эти платьица с носочками ‑ настоящий привет из 30-40-х годов прошлого века.
Вслед за украинским акцентом Владимир Кузнецов использовал проверенный прием для большего воздействия трагичности этой истории: он ярко показал радость жизни, которую испытывали будущие молодогвардейцы еще до войны. Как они, получив аттестаты, шалили и по-хорошему молодо бесились от переполнявшей их энергии, от восторга ожиданий будущей интересной и долгой жизни. Какие планы на нее строили («Я стану поэтом!» - «А я ‑ композитором!»), не зная, что ни один из этих планов реальностью не станет. Потому что там, где был праздничный радостный вальс, уже перевернутый рояль, мрачные кресты и пакостная физиономия Гитлера на пропагандистских баннерах...
Некоторые сценки не только вначале, а и внутри спектакля поневоле воспринимаются очень современно: вот девушка, которая «купилась» на обходительность фрицев и угощение шоколадкой, а вот услужливый подонок, радостно сдавший всех коммунистов и начищающий сапоги фашисту фалдой собственного пиджака. Ни ей, ни ему столь унизительный способ выживания ничего хорошего, конечно, не принесет. Но хорошего не будет и у молодогвардейцев. И потом ‑ что они могли, такие юные, безоружные и неискушенные? Развешивать красные флаги под носом у врага и расклеивать листовки? Развешивали и расклеивали. Тоже мне - «подрывная» работа... Стоило ли ради этого рисковать жизнью? - современному, в меру циничному человеку трудно не задаться этим вопросом. Да даже сами молодогвардейцы в свои сороковые не могли не понимать, что их вклад в борьбу - это совсем не то же самое, что, скажем, подрыв вражеских поездов... Но, покопавшись в душе, отчетливо понимаешь, почему ребята делали это. Потому что не могли не сопротивляться. Хоть каким доступным им способом. Потому что не сопротивляться ‑ это почти то же самое, что продаться фашистам за шоколадку. И, скорее всего, занимались краснодонские подростки совсем не пустяками, раз оголтелые фашисты так старались задавить их детское подполье...
Должна признать, что в своей постановке в некоторых сценах (например, казни предателя) Кузнецов просто прошел на грани трэша: без чернухи, но очень для театра жестко. Как мне кажется, иначе в данном случае было нельзя ‑ эти сюжетные ходы из истории «Молодой гвардии» выбрасывать нельзя. Но благо, что мастерство постановщика позволило режиссеру ни разу эту «грань трэша» не перейти. Высокий класс.
Отдельного разговора заслуживает выбор актеров. Особенно, с моей точки зрения, актеров на роли Кошевого, Шевцовой и главного фрица Фенборга. Иван Крушин, сыгравший Олега Кошевого, даже по внешнему типажу смахивает на своего героя, а играет с такой самоотдачей, будто в последний раз. Впрочем, для него это, кажется, обычное дело... Фенборга воплотил в жизнь Владимир Лаптев ‑ предельно убедительный получился у него офицер. Что касается Анны Кукушкиной, то должна признать, что ее в роли главной красавицы и заводилы молодогвардейцев Любки Шевцовой я себе никогда не представляла. До сих пор. Но Кузнецов, очевидно, видит то, чего не видят другие. И он оказался прав, а я не права: Анечка прекрасно вписалась в этот задорный и милый образ.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:59 Житель Московской области обманул суздальскую пенсионерку на полмиллиона рублей
Мужчина использовал ставшую, увы, классической схем обмана - рассказал женщине о том, что ее внучка якобы стала виновницей аварии. Замять неприятности он предложил с помощью денег.
вчера в 18:59 Минсоцзащиты населения Владимирской области передало автомобиль в зону СВО
Министерство социальной защиты населения Владимирской области передало Народному фронту для отправки в зону проведения Специальной военной операции микроавтобус «Фиат Дукато», оборудованный специальными подъёмниками для…